Валентина Грачева
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Кто живет в лесу»
▼ Скачать +Заказ
Цель:
1. Расширять у детей представление о мире диких животных, интерес к ним.
2. Формировать у детей основ экологической культуры, закреплять представления о правильном поведении в природной среде. Познакомить с правилами поведения при встрече с незнакомыми животными.
3. Пополнять словарь детей словами:длинноухий, короткохвостый, косолапый.
4. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Кто живет в лесу“» размещена в разделах
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа:
чтение художественной литературы, рассматривание картин с изображением жителей леса, дидактические игры: "Волшебная палочка", "Да-нет","Закончи предложение";настольные игры:"Кто где живет"(лото- среда обитания); беседы, загадки о животных; разыгрывание сказки "Лисичка-сестричка и серый волк" и "Заяц и еж" по ролям.
Материал:
театр картинок на картоне: заяц, медведь,ежик,сорока;3 обруча,3 косынки, пластмассовые рыбки, различные игрушки,мячи,подставка для картинок,магнитофон, аудиозапись шума леса и голосов птиц,книга о лесных животных.
Ход.
Воспитатель: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам а в улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветлив и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по лесу. Как вы думаете, кто живет в лесу? (белки, зайцы, ежи, птицы, волки.)Да, в лесу живут разные животные. Мы увидим их сейчас на экране телевизора и поиграем в игру "Лесной житель". Если это дикое животное- вы называете его и хлопаете в ладоши. Если нет- то молчите и топаете ногами.
Вы справились с заданием и мы отправляемся в путь.
По тропинкам мы шагаем так, по дорожкам мы шагаем так.
Ножки выше поднимаем,ножки выше поднимаем- так.
- Посмотрите, на нашем пути появились преграды. И чтобы попасть в лес нам нужно их преодолеть: проползти между деревьев, перепрыгнуть через лужи и пройти между пенечками. (задание выполняется под музыку) Трудно будет, ноя думаю, вы справитесь!
Молодцы!Вот мы и пришли на лесную полянку. Разноцветные листья ковром лежат на земле. Давайте сядем и послушаем, что здесь происходит.
(звучит аудиозапись- звуки леса)
На сцене появляется заяц. (используется элемент плоскостного кукольного театра)
Заяц: Набегался я по лесу. Отдохну немного на полянке, посплю под кустиком.
Сорока: Здравствуй, заяц, я слышала ты здесь спать собрался- только как же ты спать будешь- если каждого шороха боишься- ты же ведь- трусишка!
Заяц: Не трусишка я, сорока, а осторожный. Все время прислушиваюсь, приглядываюсь, уши у меня длинные, чуткие. Слышу как дятел стучит на опушке, ручеек звенит в овражке, шишка на траву упала. Но только хрустнет тревожно ветка или звук незнакомый раздастся- сразу убегаю.
Сорока: А правда ли, заяц, что спишь ты с открытыми глазами?
Заяц: Правда- все зайцы с открытыми глазами спят. Глаза у на в разные стороны смотрят и все видят- и спереди, и сзади, и слева, и справа. Недаром зайца косым называют- мелькнет чья-то тень за елкой-я сразу замечу и убегу.
Сорока: Что ты все заладил-убегу. да убегу!
Заяц: Я убегаю потому,что нет у меня больших клыков и острых рогов, чтобы защитится, вот и спасают меня быстрые и сильные лапы. Скачу по лесу, следы запутываю,чтобы волк с лисой меня не нашли!
Сорока: Знаю, что бегаешь ты быстро!
Заяц: А иногда- надо и затаиться и не двигаться! Вчера скачу я по лесу- вдруг вижу- ребятишки на велосипедах по тропинке едут!Испугался я- побегу, думаю- меня заметят,догонять станут,вот я и затаился- сжался в комок, уши к спине прижал. Проехали ребята и меня не заметили. Я дальше в лес поскакал.
Сорока: Пойдем, заяц, я тебе тихое место в лесу покажу. Кроме меня, Сороки, его никто не знает. Там и отдохнешь!
- Ребята, как вы думаете, заяц обрадовался встрече с детьми? Почему?
(Ответ детей: заяц очень трусливый,дети шумели и он испугался,поэтому в лесу надо вести себя спокойно. Зайца нельзя брать в руки. Он может ударить сильно лапами и поцарапать. Лапы у него очень сильные, а когти- острые)
- А я, думаю, что пойду я в лес, возьму с собой магнитофон, включу его, и все зайцы соберутся на полянку около меня!
(Вы неправильно сделаете, животных надо беречь и не нарушать их покой)
-Молодцы! Если встретите неожиданно зайчишку-не пугайте его! Остановитесь и не шумите! (выставляется картинка с изображение зайца в природной среде)
- А теперь я предлагаю вам поиграть. Сейчас вы будете зайцами!
Вы будете скакать по полянке, а я буду говорить, кто проходит мимо!Слушайте внимательно!Как только назову того,кто может испугать зайцев-вам нужно замереть,а если назову бабочку или муравья- то продолжайте скакать.
Приготовились! Начали:стрекоза, гусеница,лиса, синица, охотник, мышка, белка,волк,лягушка,дети, дятел, муравей,люди.
Звучит музыка, зайцы скачут по поляне и внимательно слушают!
Молодцы! Все зайцы были очень внимательными и осторожными! Давайте посмотрим, что происходит на полянке дальше!
На сцене появляется медведь.
Медведь: Посижу на поляне, погреюсь на солнышке. Где здесь трава помягче да погуще?
Сорока: Здравствуй, медведь!Куда ты идешь? За малиной собрался или за медом?
Медведь: Здравствуй, сорока! От тебя никуда не спрячешься, все то ты знаешь!Медом я вчера лакомился, высоко на дереве, где пчелы лесные живут. Мед у них душистый, вкусный, но только я его лапой зачерпнул- попробовал- как налетели, зажужжали, кусать меня стали. Пришлось убежать!
Сорока: Вот и ты, медведь, такой большой и сильный, а от пчел убегаешь! Я думала, что только зайцы бегством спасаются!
Медведь: В лесу, Сорока, многие звери бегать умеют:и лось, и кабан, и волк.
Сорока: А как ты узнаешь, что кто-то чужой в лес зашел?
Медведь: Воздух нюхаю, звуки лесные слушаю. Закричит где-нибудь в лесу тревожно птица- все в лесу знают, что чужой пришел!Лучше спрятаться!Я тогда поближе к своей берлоге ухожу.
Сорока: А если к твоей берлоге кто-нибудь близко подойдет?
Медведь: Зарычу грозно и прогоню! Ведь мы, звери лесные, и живем недалеко,и голоса друг друга слышим, а в гости не ходим! И тропинка в лесу у каждого из нас своя!
Сорока: Скажи, а зачем тебе такие большие и острые когти?
Медведь: чтобы на деревья залезать,сладкие корешки из земли выкапывать, берлогу строить,защищаться от непрошеных гостей! А сейчас я за рыбой на речку иду. И здесь когти мне пригодятся. Зайду в воду и буду ждать-как проплывать рыба мимо будет - тут я ее лапами и схвачу!
Сорока: Пойдем, я тебя до речки провожу!
-Ребята, любит медведь гостей?Кто в лесу может стать непрошеным гостем?
(Дети: гостями могут быть люди, которые заблудились в лесу. Чтобы не заблудиться, в лес дети могут ходить только со взрослыми. Они знают все тропинки и дорожки. Если увидишь берлогу, сразу надо уходить, потому что медведь этого не любит. Можно погибнуть, медведь очень сильный зверь)
-А сейчас вы будете медвежатами. А отправимся мы на рыбалку!
(на полу лежат 3 обруча, внутри каждого находятся рыбки,а также другие предметы:деревянная ложка, ботинок,кубик, матрешка,погремушка, резиновая игрушка).Я завяжу медвежатам глаза. Каждому мишке нужно присесть и на ощупь найти среди предметов рыбу, поймать ее.
Пока у детей завязаны глаза- игрушки быстро меняются в обручах
-Молодцы, вы отличные рыболовы!Но я предлагаю отпустить рыбу обратно в реку. Вы согласны? Отпускайте!
-Игра заканчивается, а приключения продолжаются! Что же будет дальше на лесной поляне? (Дети рассаживаются произвольно).
(появляется ежик, на дереве сидит сорока)
Ежик: Спешу, спешу, в тень пора!
Сорока: Зачем ты, еж спешишь? Погрейся на солнышке!
Ежик: Здравствуй, Сорока! Не могу я на солнышке греться- зверь то я ночной!Днем я сплю, а ночью на охоту выхожу- жуков, улиток ловлю. Иногда к домам подхожу, еду ищу. Сейчас тоже крепко спал, да Медведь шел на речку меня и разбудил! Испугался я, что наступит он на меня- вот и убежал!
Сорока: ежик, а зачем тебе колючки?
Ежик: колючки меня защищают от лисы, от собак, от людей. Ежи не любят, когда их в руки берут.
Сорока: давай я тебя в лес провожу!
-Ребята, а вам понравился ежик? Но к сожалению брать в руки ежа опасно, а почему? (но может уколоть руки до крови, да и укусить может- у него очень острые зубы, а еще- иглы у ежа грязные, мыться еж не умеет, а бывает везде- и на помойке, и сараях. Можно заразиться разными болезнями)
-Что делать, если встретите ежа? (Его нельзя брать домой, он привык к лесу и у него есть семья, а еще можно посмотреть и идти дальше)
-Как вы думаете, а ежи быстро бегают? Сейчас проверим!
-Сейчас вы превратитесь в ежей. Разделитесь на 2 команды- "Ежи"и "Ежата".
Вот здесь будет полянка. Каждый хочет до нее добраться. Вам нужно встать на четвереньки. Какая же команда победит? На старт, внимание, марш!
(после окончания эстафеты дети встают около воспитателя)
-Мы сегодня говорили о диких животных, о том, что их надо беречь и не нарушать их покой. Некоторые животные наших лесов занесены в Красную книгу.
А что это за книга?
Дети: Это книга, где растения и животные просят помощи, т. к. они исчезают, их становится очень мало, их истребляют.
-А почему книга красного цвета?
Дети: красны цвет-это сигнал опасности. Люди должны проявлять любовь, сострадание и жалость к природе.
-В лесах Базарного Карабулака обитают животные, которых нужно охранять. Они занесены в Красную книгу Назовите их. (белка, сурок, косуля).
-Давайте возьмем Красную книгу в группу и будем дальше изучать, какие животные и растения нуждаются в охране.
-А теперь я предлагаю поиграть еще в одну игру "Палочка-выручалочка".
-Поговорим о том, какие бывают животные. Лиса какая? (рыжая, пушистая, хитрая,ловкая, осторожная, находчивая,вороватая, пронырливая)
Медведь какой? (бурый, белый, большой, косолапый,неуклюжий, грозный, неприветливый,толстолапый, сильный, ленивый).Волк какой? (злой, голодный, серый, несчастный,зубастый, быстрый).Заяц какой? (быстрый, пугливый, длинноухий,трусливый, короткохвостый,зоркий, серый, белый, косоглазый,осторожный, чуткий).
-Путешествуя по лесу вы немного устали и я предлагаю выполнить "Звериную зарядку".
-Раз- присядка. (присесть) Два- прыжок. (подпрыгнуть)
-Это заячья зарядка. А лисята, как проснутся (потереть кулачками глаза)-
любят долго потянуться. (потянуться).Обязательно зевнуть (повороты туловища) ,рыжим хвостиком- махнуть (вращение бедрами вправо-влево).А волчата спину выгнуть (наклоны вперед,и легонечко подпрыгнуть (прыжки).Ну, а мишка косолапый (согнуть руки в локтях) широко расставив лапы (ноги- на ширине плеч, то двумя, то всеми вместе (переступать с ноги на ногу) долго топчется на месте. А кому зарядки мало (развести руки в стороны)- начинаем все сначала.
(дети рассаживаются на полянке)
- Вы вместе с родителями готовились к сегодняшней прогулке, рисовали, выполняли аппликацию из бумаги. Расскажите, что на ваших рисунках?
Андрей Г. Мы нарисовали ежа. Его нельзя брать руками, можно пораниться. Я прикреплю запрещающий знак.
Миша К. У меня нарисована берлога. К ней нельзя подходить близко- медведь может поранить, укусить. Я тоже прикреплю запрещающий знак.
-Наша прогулка подошла к концу. Чему она нас научила?
Дети: Нужно беречь и охранять природу.
-Поэтому ежегодно 4 октября отмечают День защиты животных.
(дети под музыкальное сопровождение возвращаются в группу)