Нина Гомозова
Конспект НОД «Кладовые здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений
Задачи: закрепить умение узнавать и правильно называть 7-8 видов лекарственных растений.
Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.
На основе установления связи человека с природой продолжать формировать знания о лекарственных растениях, роли в жизни человека.
Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений. Конкретизировать и систематизировать имеющиеся знания у детей.
Воспитывать элементы экологического сознания, бережное отношение к растениям.
Публикация «Конспект НОД „Кладовые здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Воспитывать бережное отношение к природе, желание быть ей другом и защитником
Предварительная работа: экскурсии по улицам города, в парк.
Чтение:
А. Стрижева "Огород на опушке".
А. Онегова "Тропинка полевая",
Ю. Дмитриева "Кто в лесу живет и что в лесу растет",
Н. Павловой "Загадки цветов",
А. Плешакова "Зеленые страницы и др.
Заучивание загадок и стихов о растениях.
Рассматривание альбомов с лекарственными растениями, работа с книжками-раскрасками, настольно-печатные игры,"Что где растет","Полевые цветы", проведение опыта по завариванию лекарственных растений, еженедельные посещения своего фитобара и питье отвара шиповника, отгадывание загадок, заучивание стихов. Знакомство с детской энциклопедией "Я познаю мир" раздел "Растения".
Беседы:
"Зеленая аптека" ( Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения).
"Друг или враг".( Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, а также с изображением вредных для здоровья человека растений. Наблюдение "Наш верный друг- подорожник".
Дидактическая игра "Узнай растение", "Вершки – корешки",
Дидактическое упражнение "Определи по запаху" (мята, душица и др.)- упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Ход занятия:
(Чтение воспитателем стихотворения «Что растет»)
На лугу растут ромашка,
Лютик едкий, клевер кашка,
Что еще?
Гвоздика, смолка, колокольчик,
Хвощ - как елка
А еще?
Подорожник, васильки,
Граммофончики - вьюнки
Еще много разных травок
У тропинок и канавок!
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых.
Какие растения из этого стихотворения вам знакомы?
Что это за растения? (ответы детей)
Сигнал SOS(аудиозапись). Прилёт Инопланетянина. (игрушка или взрослый)
Инопланетянин:
Люди планеты Земля, здравствуйте!
Я прибыл к вам с далёкой планеты, зовут меня Вертор.
На планете эпидемия, жители болеют, срочно нужна помощь!
Воспитатель:
Что беспокоит жителей твоей планеты?
Инопланетянин:
У всех ребятишек пропал аппетит, болит горло, кашель. А у родителей от волнений за детей болит сердце.
Воспитатель:
Присядь наш дорогой гость.
Успокойся и слушай внимательно.
Ребята, мы сможем помочь нашему гостю?
А как можем помочь? (ответы детей)
Воспитатель обобщает:
Сейчас мы расскажем о чудесных свойствах растений, которые помогут жителям твоей планеты стать здоровыми и веселыми.
Дети рассказывают о лекарственных растениях, которые изображены на иллюстрациях (ландыш, ромашка, мать-и-мачеха, медуница, крапива)
Ландыш.
(Аудиозапись «У меня к вам просьба убедительная есть
Рвут весною нас повсюду, вянем мы в букетах зря
Повсеместно истребленье, нам грозит сейчас друзья».) или подготовленный ребёнок в шапочке ландыша
Воспитатель:
Как вы думаете, почему ландыш обратился с такой просьбой?
(Рассказ детей о Красной книге)
Воспитатель:
Ландыш не только красивый цветок, это очень важное лекарственное растение, а если вам хочется иметь в своем саду этот цветок, нет никаких проблем, сейчас в цветочных магазинах продают семена ландыша и совсем не обязательно рвать цветы в лесу.
Инопланетянин:
А капли ландыша помогут моему другу Гектору, у него часто болит горло, он часто простужается?
Воспитатель:
Они от боли в сердце, а … знает, как тебе помочь.
Чтение ребёнком стихотворения.
Если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Вот эти ромашки, знакомые с детства
От всякой простуды хорошее средство
Инопланетянин.
А ромашки занесены в Красную книгу?
(Ответы детей)
Тогда их много, нарву охапку.
(Аудиозапись «Я рада служить людям, но отрываясь от земли
Я не живу, не рвите меня с корнями пожалуйста Кто будет вас лечить, если мы исчезнем.») или подготовленный ребёнок в шапочке ландыша
Воспитатель:
От простуды излечиться вам поможет медуница.
- А ещё какое растение поможет побороть недуг?
(мать-и-мачеха)
Инопланетянин:
(показывает на крапиву и спрашивает)
-А это что за растение?
(Ответы детей)
Воспитатель:
У нас много растений, готовых прийти на помощь людям.
Физминутка:
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
Ориентировка на карточках лото (дети закрывают на карточке растения, которые называет воспитатель)
Лото состоит из вышеназванных цветов+ подорожник
Воспитатель:
Закройте карточки растений, которые вам я назову. (называет ландыш, ромашку, медуницу, крапиву, мать и мачеху)
Какое растение не закрыли? Чем оно полезно?
Инопланетянин:
Я услышал много интересных сведений,
все, срочно ухожу за растениями.
Воспитатель:
Не торопись, ведь ты не знаешь, как и когда их собирать. Ребята, помогите, расскажите гостю.
(Дети рассказывают правила сбора и сушки растений, время сбора растений)
Инопланетянин:
Как много растений, могу и забыть.
Воспитатель:
Ребята, давайте нарисуем эти растения для нашего гостя.
(Дети раскрашивают лекарственные растения)
Звучит мелодия "Не рвите цветы"
(Дети называют изображенное растение и отдают свои работы гостю)
Воспитатель:
А вот тебе и сами лекарственные растения. Высушенные заботливыми, добрыми руками.
(Воспитатель дарит Инопланетянину брикеты, пакеты с лекарственными растениями.)
(Инопланетянин благодарит за помощь и лекарственные растения и уходит.)
Воспитатель:
А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть.
Сядьте за свои игровые столы (по 8 человек, сдвинуты 2 стола).
За 1 столом капитаном будет.
За 2 столом капитаном будет.
Я буду задавать вопрос, а вы, посоветовавшись с членами своей команды, отвечать.
Чья команда быстрее поднимет флажок, та и отвечает.
Примерный перечень вопросов:
1. Ты натёр ногу в пути, как облегчить боль? (приложить подорожник)
2. Какое растение называют цветок-букетик? Почему? (медуница)
3. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
4. Закончи изречение: «Растение.»
5. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов?
(водорослей)
6. Какая книга кричит? Почему? (Красная книга)
7. Сок какого растения помогает при укусе комаров?
(петрушки)
8. Из какого ядовитого растения готовят лекарство помогающее при болезни сердца? (ландыш)
9. В ящике находится лакомство, созревающее на хорошо известном растении, его любят птицы, из него делают масло. Что же за лакомство лежит в ящике? (семечки подсолнечника)
10. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, утверждают, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Что лежит в ящике (лук)
Конкурс «Кто быстрее соберёт картину растения»
Вот эти растения, назовите их. А теперь соберите из частей целое. (мать и мачеха, подорожник)
Итог игры.
Итог: Вот и подошло к концу наше занятие. И давайте договоримся, что к растениям будем относиться бережно.
Одни растения уже стали редкими, другие могут стать в ближайшее время, третьи ещё многочисленны, но их надо беречь Пусть такими многочисленными они и остаются. Природа для всех нас должна стать цветущим садом. И пусть каждый из нас встречается с цветами не для того, чтобы рвать или срезать, а чтобы увидеть добрые их лица, и доброе лицо им показать.
Поделитесь своими впечатлениями от всего услышанного и сделанного. (дети говорят о своих впечатлениях)
Вы теперь так много знаете, какие растения помогают нашему здоровью. И будете расти самыми здоровыми.
Инопланетянин может подарить игру на прощание
Дидактическая игра «Фитодоктор»
Цель:
- Дать понятие о пользе лекарственных растений;
- Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения;
- Закрепить знания о правилах безопасного поведения (дома, на улице, в лесу и около воды);
- Воспитывать бережное отношение к здоровью;
Оборудование:предметные картинки с изображением лекарственных растений, инопланетяне (у кого-то горло перевязано, у кого-то голова и т. д.
Содержание игры:
Воспитатель раздает детям предметные картинки с изображением лекарственных растений и уточняет их названия. Беседует с детьми о их полезных свойствах. Воспитатель показывает одну из матрешек, дети подбирают соответствующую картинку и объясняют чем она поможет матрёшке. Воспитатель помогает детям сделать вывод о необходимости быть осторожным и осмотрительным. "Я ЗДОРОВЬЕ берегу, сам себе я помогу".