Светлана Окшина
Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе «Я — ребенок, я имею право!»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД "Я - ребенок, я имею право!"
исследовательская деятельность "Права и обязанности регулируют жизнь людей"
Образовательный задачи:
1. Уточнить и обобщить представления детей о правах ребёнка.
2. Продолжить формирование навыков коллективной деятельности.
3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
4. Развивать умение рассуждать, размышлять, высказывать своё мнение.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе „Я — ребенок, я имею право!“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Знакомство с конвенцией о правах ребенка, составление группового соглашения «Я ребенок – я имею право», «Мои обязанности»; на уроке ИЗО дети рисовали права в виде знаков и символов, затем путем голосования выбирались по одному знаку к каждому праву, основной критерий отбора – простота и понятность, эти знаки были оформлены в виде плодов дерева и в группе появилось дерево с необычными плодами, на обратной стороне которых были символично изображены права детей.
Ход занятия:
Дети сидят не подушечках-пуфиках полукругом
-Здравствуйте, ребята, давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем всем доброе утро!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
-Ребята, скажите какое у нас с вами сейчас исследование? (слайд 1)
Песенка-заставка Смешарики «Я имею право»
- Правильно, права и обязанности детей. И сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по необычной стране Прав и Обязанностей.
А это что? Какое-то необычное чудо-дерево. А давайте попробуем сорвать плоды с этого дерева (предлагает одному из детей сорвать плод с цифрой 1). Плоды с сюрпризом (показать обратную сторону).
1. Рисунок-символ права на жизнь и имя.
-Что здесь нарисовано? (младенец) Это радостное событие: человек родился! На что он имеет право? (на жизнь, на имя).
Игра «Назови имя соседа ласково» (игра с мячом)
дети передают мяч по кругу и называют имя соседа ласково
-Ребята, что вы почувствовали, когда ваши друзья называли вас ласково по имени? (ответы детей)
Ситуация.
-а сейчас послушайте, я расскажу вам одну историю. «В одном детском саду произошла такая история. Мальчик по имени Вовочка, так его ласково называют дома, первый раз пришёл в детский сад. Воспитатель представила его ребятам и сказала, что он самый маленький и поэтому все должны о нём заботиться, помогать ему. Однажды кто-то из ребят назвал его малышом, и с тех пор все стали его так называть. Дети даже не помнили его имени. Звали малышом или плаксой. Вовочке было очень обидно слышать эти прозвища…»
Почему было обидно Вовочке?
-А если вас обзовут каким-то нехорошим словом или будут называть вас по прозвищу или кличке, вам это понравится? Почему?
-Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя даётся человеку от рождения и становится как бы частью его самого. Поэтому, есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами.
Игра «Объясни имя».
-У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас я раздам вам картинки, вы будете работать в паре. Вам нужно будет назвать сказочного героя и объяснить, что означает его имя.
• Незнайка (он ничего не знает);
• Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)
• Дюймовочка (девочка очень маленького роста, ростом с дюйм);
• Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать);
• Белоснежка (Девочка белая как снег)
• Златовласка (Девочка с золотыми волосами);
• Снегурочка (девочка из снега);
• Кот Матроскин (полосатый, как майка тельняшка)
• Смешарик Крош (кролик, маленький)
– Молодцы, ребята, вы замечательно всё объяснили и замечательно работали в паре, договаривались.
2. Продолжаем наше путешествие (ребёнок «срывает» плод №2) – рисунок-символ «Сердечко»
- Вы догадались, какое право может обозначать этот символ? (право на любовь и заботу)
(слайд 2) отрывок из Смешариков «право на заботу»
-Что означает слово «забота»?
-Кто о вас заботится?
-Это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой.
-Как вы думаете, а в вашей любви и заботе кто-то нуждается? Кто?
-Что вы можете сделать для тех, кто ждёт об вас любви и заботы?
-Любовь и забота – это не только ваше право, но и ваша обязанность - это не только красивые, добрые слова, но и добрые дела, поступки: помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых. Старайтесь сделать всем что-то приятное.
Упражнение «Согрей птенца» (фонограмма)
-Сейчас я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет вам выразить свою любовь и заботу.
(слайд 3) звучит фоновая музыка
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, согрейте его своим ровным, спокойным дыханием. Прижмите птенца к груди, успокойте его. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Ему будет на воле хорошо.
-Что вы почувствовали, когда согревали птенца, заботились о нём? (ответы детей)
- Вы почувствовали, что о ком-то заботиться не только приятно, но и очень ответственно. (показать ключ ответственность, передаем ключ по кругу, беседа «о ком я забочусь и перед кем несу ответственность», дети рассказывают о своих питомцах, домашних растениях и т. п.)
3. Рисунок-символ «Красный крест»
-Наше путешествие продолжается. Давайте «сорвём» следующий плод.
- О каком праве вам напомнила эта картинка-символ? (право на медицинское обслуживание)
- Что означает это право? (когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение)
-А когда вы болеете, что вы должны делать? (лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется)
-Правильно. Это ваша обязанность.
-А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье)
-Что помогает человеку быть здоровым? (чистый воздух и вода, полезная, здоровая еда, занятия спортом и зарядкой)
-Давайте и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья.
(слайд 4) разминка «Капитан Краб»
4. Рисунок-символ «АБВ».
-У нас на нашем чудо-дереве есть ещё плоды. Давайте «сорвём» плод под №4.
-Как вы думаете, о каком праве детей напоминает эта картинка-символ? (право на образование).
-Как вы понимаете это право? (пойдём учиться в школу, чтобы получать новые знания).
-Зачем детям нужны новые знания? (чтобы быть умными, грамотными)
-Уже в этом году, 1 сентября вы пойдёте первый раз в первый класс. Какие новые обязанности у вас появятся? (стремиться получать новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, уважительно относиться к труду учительницы)
-Молодцы. Только ли в школе дети получают новые знания? (в детском саду тоже)
-Ну что ж, сейчас мы и проверим, какие вы у нас умные.
Игра «Зашифрованные слова» (за столами)
Для следующего задания вам нужно разделиться на команды (проводится жеребьевка «чудесный мешочек», дети делятся на три команды)
- С начала давайте вспомним правила работы в команде (обратить внимание не постер: работать дружно, договариваться, не кричать, помогать друг другу)
-На ваших карточках зашифрованы слова, вам необходимо расшифровать слова, записать их (дети выполняют).
Каждая команда получает карточки с заданиями, ребятам нужно определить первую букву каждого слова (по картинкам, записать ее в соответствующий квадрат и прочитать слово, которое в итоге получится.
Давайте прочитаем, что у вас получилось (дети читают: кукла, матрёшка, пирамидка, машинка, кубик, мячик)
-Как можно назвать одним словом все эти предметы, которые вы перечислили? (игрушки).
5. Рисунок - символ «Игрушки» (предлагает сорвать с дерева последний плод)
-Дети очень любят играть с игрушками. У них есть на это право. Давайте найдём на нашем чудо-дереве последний плод, который символизирует это право. Какое? (право на игру)
-Это право очень важное, особенно для ребят – дошколят. Как вы думаете, почему?
-Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.
-Но у вас есть и обязанности. Какие? (не мешать играм других детей, выполнять правила игры, уступать друг другу в игре, играть дружно, беречь игрушки)
Игра с блоками Дьенеша «Чудесный сундучок»
После нашего занятия вы сможете воспользоваться своим правом на игру, а сейчас возьмите стикеры, напишите на них своё имя, подойдите к нашей стене исследования и подумайте какие качества портрета студента вы сегодня развивали (ребята оценивают себя, наклеивая стикеры со своими именами на соответствующие качества: знающий, думающий, исследователь и др., воспитатель спрашивает каждого, почему именно это качество выбрал ребенок)
Вы молодцы и у меня для вас есть небольшой сюрприз.
А ваши имена тоже не простые. Каждое имя что-то обозначает: (раздаю имена, напечатанные на карточках, на обратной стороне которых значение имени «что обозначает мое имя?»)
Наше занятие закончено, впереди нас ждет еще много интересного и неизвестного, а сейчас ваши друзья прочтут стихи о правах.
1-й ребенок:
Едва на свете появился
И приоткрыл свои глаза,
Немного миру подивился-
Ты получил свои права!
2-й ребенок:
Права на счастье и улыбки,
Права на новый светлый день,
Права на глупости, ошибки,
Права на озорных друзей.
3-й ребенок:
Права на игры и желанья,
Права на знания и смех,
Права на то, чтоб быть ребенком
И отличаться ото всех.
4-й ребенок:
Права на улице гулять,
Права с ровесником играть,
Права лечиться заболев,
Права заботиться о всех.
5-й ребенок:
Но есть один большой урок-
Во всех правах и смыслах их-
Ты должен быть самим собой
И уважать права других!