Ксения Павлова
Конспект НОД «Именины на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Русская изба
Цель:
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)
Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами
Развивать связную монологическую речь
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору. • учить рассматривать предметы домашнего обихода, выявить их пользу и красоту.
Воспитывать интерес к истории России.
Ход
Публикация «Конспект НОД „Именины на Руси“» размещена в разделах
В зал заходят дети и подходят к своим местам. Воспитатель встречает детей с хлебом и солью.
В: Здравствуйте гости дорогие! Сегодня вы пришли в гости в русскую избу, а я ее хозяйка.. И вы не просто так попали к о мне в гости, у меня сегодня именины.
Русский народ всегда славился свои гостеприимством. В старину дорогих гостей было принято встречать хлебом и солью. И я вас тоже встречаю хлебом и соль, это значит, что вы мои дорогие гости.
Когда к хозяйке приходили гости, она зажигала свечу.
(Воспитатель зажигает свечу, ставит на стол) Пока вы у меня в гостях, у нас будет гореть эта свеча. А еще дорогим гостям накрывают вкусный стол. Сегодня мы вместе с вами накроем стол.
Коль вы в гости ко мне пришли, отгадайте загадку
В избе —
Изба,
На избе —
Труба.
Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (печь)
Вы знаете, почему главное место в избе занимает печь? Ответы детей.
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка,
И баранья ножка!
Ни один дом не обходиля без печи. Ёе ещё называют печь –матушка. Ведь она давала тепло, свет, а так же в ней готовили.
Огонь в печи горит,
А что в печи стоит?
Чугунок
(показ чугунка, рассказ о его предназначении)
Чугун ставили и в печь и доставали с помощью ухвата. Показ ухвата
Посуда была деревянная. (показ посуды)
- Кашу или щи, которые готовились в чугуне ели деревянными ложками. Но ими можно не только есть, но и пограть в них (игра на ложках)
Шипит, кипит, всем чай пить велит.
Самовар
(показ самовара, рассказ о его предназначении)
Часто гости во время чаепития пели народные песни и плясали.
(танец под музыку)
- В старину люди не только много работали, но так же и играли, и веселились. Как вы думаете, в какие игры играли в старину? Ведь компьютеров и планшетов не было?
Ответы детей
А теперь поиграем? Платок поможет нам провести игру.
Игра «Платочек»
Вот платочек расписной.
Он волшебный, не простой.
Буду с вами я играть
Всех платочком накрывать.
Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит
- «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»
Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
-Часто, долгими зимними, когда полевых работ уже небыло женщины пряли пряжу. На чем прядут пряжу (показ прялки, рассказ о том как она работает)
-Посмотрите, ребята. А мы уже и весь стол накрыли
А сегодня у нас свами не обычная встреча. У меня же именины. И я вас сейчас угощу именинным пирогом. На руси именинный пирог пекли с начинкой из гречки и яиц. А вот и наш пирог.
(воспитатель достает из печи пирог)
Наша с вами встреча закончилась, давайте вместе задуем свечу.
Рефлексия: Где вы сегодня побывали? Что нового вы узнали? В какие игры играли? Спасибо что пришли в гости. А теперь давайте прощаться и все вместе задуем свечу.