Ольга Коновалова
Конспект НОД «Дорожите именем своим» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Познакомить детей с историей возникновения имён, их многообразием.
• Воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких
• Вызвать у детей интерес к теме и желание культурно обращаться ко всем людям.
• Развивать речь детей, обогатить словарный запас.
• Воспитывать уважение к имени другого человека.
Материал:
календарь русских имён, листы бумаги, карандаши.
Предварительная работа:
анкета «Имя ребенка»; интервью у детей «Расскажи, почему меня так назвали», чтение сказки Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».
Публикация «Конспект НОД „Дорожите именем своим“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Словарная работа:
предки, крещение, отчество, величают, полное имя.
Методические приёмы:
беседа, объяснение, наводящие вопросы, составление рассказов, чтение стихотворения; графическое упражнение.
НОД:
Дети свободно стоят около воспитателя. Воспитатель показывает фото кошки с котятами.
Воспитатель: У меня дома кошка родила котят, но мы не знаем, как их назвать. Скажите, могут ли они жить без имени? (ответы детей)
- Зачем им имя? (ответы детей : звать их, отличать их)
- Как вы назвали бы котят? (предложения детей)
- Мы привыкли называть каждого по имени. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
- Как появились имена? Сегодня мы с вами об этом и узнаем.
У каждого человека, живущего на Земле, должно быть имя. Родился человек, и семья (мама, папа, бабушка, дедушка) даёт ему имя в честь кого-то, желая ему любви, надежды, веры. Хотят, чтобы малыш был счастливым, милым и добрым.
Имя – это пожелание, напутствие родителей маленькому человеку, который только начинает жить.
- Может ли человек жить без имени? (ответы детей: не может, к нему не смогу обратиться другие люди).
- Почему не смогут, смогут. Например, помоги мне девочка воды принести.
(Дети начинают рассуждать и приходят к выводу, что без имени обойтись невозможно, так как девочек много).
- Для чего человеку дают имя? (По имени можно узнать девочка это или мальчик, позвать на помощь, определить молодой это человек или пожилой.)
Воспитатель: Всё в мире совершенствуется, меняются и имена. Давайте вспомним, какие имена давали на Руси наши предки?
- Что означает имя Добрыня? (Делающий добро.)
- Что означает имя Любомир? (Любящий мир.)
- Что означает имя Владимир? (Владеющий миром.)
Могли дать мальчику имя Лев. Как вы думаете, почему? (Родители хотели, чтобы ребенок был сильным и храбрым.)
Имена бывают разные, бывают редкие. Как вы думаете, что такое редкое имя? (Рассуждения детей).
- Да, это те имена, которые встречаются нечасто, например, Варвара, Нонна, Савва, Ефросинья.
- Какие редкие имена вы знаете? (Ответы детей.)
Раньше детям давали имена при крещении, и только те, которые были записаны в Святцах.
Крещение –это обряд присвоение имени.
Святцы – это книга святых имен.
Сейчас родители могут выбрать любое понравившееся имя или обратиться к специальному календарю, Святцам, где записаны все русские имена. (Воспитатель показывает календарь.)
- Ребята, у вас на столах лежат листы с вашими именами, вам нужно по этому образцу написать своё имя. (Дети печатают по образцу свои имена.)
- А сейчас сплетем волшебную паутинку из наших имён.
(Стульчики стоят в кругу.)
Воспитатель: Вы готовы? У меня в руках клубочек, каждый из вас будет брать его в руки, и наматывать нитку на спинку своего стула, произнося при этом своё имя. (Все остальные будут его повторять. Так клубочек будет переходить от одного к другому, пока не обмотает все стульчики).
Воспитатель: Вы молодцы! Все действовали дружно и поэтому сплели такую чудесную паутину из наших имён.
- Ребята, а вам нравится ваше имя? А теперь давайте поиграем. У меня есть волшебное сердечко. Мы будем передавать сердечко из рук в руки, у кого оно окажется, тот расскажет о своём имени: в честь кого вас назвали, что оно означает, как зовут вас ласково, как вас будут звать? (Рассказ об имени начинает воспитатель.)
Воспитатель: Послушайте стихотворение «Сколько имён у подружки, у Оли?».
Сколько имён у подружки, у Оли? Олюшкой тётя её называет.
Как бы, друзья, не запутались тут. «Олька!» - кричит озорник во дворе.
Олей зовут эту девочку в школе, Кто же, скажи-ка мне, посчитает,
Олечкой папа и мама зовут. Сколько имён у подруги моей?
- Кто догадался, сколько имён у девочки? (Одно – Оля.)
Правильно, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени. Почему папа, мама и родственники называют её Олечка, Олюшка? (Ласково) Да, это ласкательные формы имени.
- А почему озорник кричит: «Олька!»? Это культурная форма имени? (Нет, это невежливо.)
- Невежливо грубо называть своих друзей. Ещё хуже дразнить их, придумывать клички.
Воспитатель: Каждое имя по-своему красиво. Но не имя красит человека, а человек – имя.
Есть такие люди, которые прославили своё имя. А вы знаете известных людей, которые носят такое же имя, как вы? Таких людей называют тезками. Например, меня зовут Ольга – у меня есть тезки: поэтесса Ольга Берггольц, княгиня Ольга, актриса театра и кино Ольга Дроздова и много других.
(Ответы детей).
- Кого из этих известных людей вы знаете? (Показ портретов).
Александр – великий поэт А. Пушкин,
Валентина – первая женщина космонавт В. Терешкова,
Пётр – государь земли русской Пётр I,
Юрий – первый космонавт Ю. Гагарин,
Павел – уральский писатель П. Бажов,
Владимир – президент России.
Воспитатель: Имена бывают полные и неполные. Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете полные и неполные формы одного и того же имени?
Игровое упражнение «Назови неполные формы имени».
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку и называет полное имя. Поймав мяч, ребенок должен подобрать неполную форму имени и возвратить мяч воспитателю.
Каждому человеку приятно слышать свое имя, а когда его называют ласково, он сразу расцветает, как цветок.
Игра «Собери цветок»
Воспитатель помещает на доску круг с фотографией ребёнка. Чья фотография, тот ребёнок выходит и подставляет лепестки к кругу, называя при этом своё имя по-разному (Ваня, Ванечка, Ванюша, Иван,)
- У каждого человека своя история имени. Могут быть имена как названия цветов.
- Вы знаете такие имена? (Лилия, Маргарита, Роза.)
- Почему родители дают детям такие имена? (Мамы и папы хотят, чтобы их дети были красивыми и нежными, как цветы.)
Я думаю, что все запомнили, и теперь будут называть друг друга только так, как каждому из вас нравится.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Маланья», слова повторяем и действия выполняем.
Физкультминутка. Маланья.
У Маланьи у старушки. Хлопки в ладоши: то правая, то лева рука с
сверху.
Жили в маленькой избушке сложить руки углом, показывая избушку. Семь сыновей показать семь пальцев.
Все без бровей, очертить брови пальцами
Вот с такими ушами, ладони с растопыренными пальцами
поднести к ушам.
Вот с такими носами, показать «Буратино»
Вот с такой головой очертить большой круг
Вот с такой бородой показать бороду.
Они не пили и не ели имитация принятия пищи.
На Маланью всё глядели, держа руки у глаз, хлопаем пальцами
как ресницами.
И всё делали вот так. показывают загаданные действия.
Дети садятся на стулья. Воспитатель открывает конверт.
Игра «Как растёт имя». ( Фото воспитателя разных отрезков жизни).
Воспитатель: Имя идёт с человеком по жизни. Мы растем, и с нами растёт наше имя. Так было и со мной. Это было так давно… В одной дружной семье родилась на свет маленькая девочка. Родители назвали её – Ольга. Девочку ласково называли: Олюшка, Оленька. Она росла весёлой и доброй. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовёт меня ласково. Как? Оленька. Мои дети зовут меня мама. Муж и мои друзья - Оля, Ольга. А в детском саду я для всех Ольга Валерьевна.
Воспитатель: Когда вы станете взрослыми, вас станут называть по имени и отчеству. Скажите, как образуется отчество? (Рассуждения детей).
Отчество образуется от имени отца.
Подумайте, как будут называть вас? (назовите своё имя и отчество).
Воспитатель: - Если папу зовут Сергеем, то сына величают …. (Сергеевичем, а дочку… (Сергеевной.)
- Кем вы мечтаете стать, когда будете взрослыми, и как к вам будут обращаться? (Ответы детей.)
- Ребята, а кого называют по имени и отчеству? (Взрослых, пожилых, уважаемых людей.)
Я надеюсь, что вы станете достойными и уважаемыми людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите своё имя.