МААМ-картинки

Конспект НОД «Дорожите именем своим» для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Коновалова
Конспект НОД «Дорожите именем своим» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

• Познакомить детей с историей возникновения имён, их многообразием.

• Воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких

• Вызвать у детей интерес к теме и желание культурно обращаться ко всем людям.

• Развивать речь детей, обогатить словарный запас.

• Воспитывать уважение к имени другого человека.

Материал:

календарь русских имён, листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа:

анкета «Имя ребенка»; интервью у детей «Расскажи, почему меня так назвали», чтение сказки Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

Публикация «Конспект НОД „Дорожите именем своим“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Словарная работа:

предки, крещение, отчество, величают, полное имя.

Методические приёмы:

беседа, объяснение, наводящие вопросы, составление рассказов, чтение стихотворения; графическое упражнение.

НОД:

Дети свободно стоят около воспитателя. Воспитатель показывает фото кошки с котятами.

Воспитатель: У меня дома кошка родила котят, но мы не знаем, как их назвать. Скажите, могут ли они жить без имени? (ответы детей)

- Зачем им имя? (ответы детей : звать их, отличать их)

- Как вы назвали бы котят? (предложения детей)

- Мы привыкли называть каждого по имени. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

- Как появились имена? Сегодня мы с вами об этом и узнаем.

У каждого человека, живущего на Земле, должно быть имя. Родился человек, и семья (мама, папа, бабушка, дедушка) даёт ему имя в честь кого-то, желая ему любви, надежды, веры. Хотят, чтобы малыш был счастливым, милым и добрым.

Имя – это пожелание, напутствие родителей маленькому человеку, который только начинает жить.

- Может ли человек жить без имени? (ответы детей: не может, к нему не смогу обратиться другие люди).

- Почему не смогут, смогут. Например, помоги мне девочка воды принести.

(Дети начинают рассуждать и приходят к выводу, что без имени обойтись невозможно, так как девочек много).

- Для чего человеку дают имя? (По имени можно узнать девочка это или мальчик, позвать на помощь, определить молодой это человек или пожилой.)

Воспитатель: Всё в мире совершенствуется, меняются и имена. Давайте вспомним, какие имена давали на Руси наши предки?

- Что означает имя Добрыня? (Делающий добро.)

- Что означает имя Любомир? (Любящий мир.)

- Что означает имя Владимир? (Владеющий миром.)

Могли дать мальчику имя Лев. Как вы думаете, почему? (Родители хотели, чтобы ребенок был сильным и храбрым.)

Имена бывают разные, бывают редкие. Как вы думаете, что такое редкое имя? (Рассуждения детей).

- Да, это те имена, которые встречаются нечасто, например, Варвара, Нонна, Савва, Ефросинья.

- Какие редкие имена вы знаете? (Ответы детей.)

Раньше детям давали имена при крещении, и только те, которые были записаны в Святцах.

Крещение –это обряд присвоение имени.

Святцы – это книга святых имен.

Сейчас родители могут выбрать любое понравившееся имя или обратиться к специальному календарю, Святцам, где записаны все русские имена. (Воспитатель показывает календарь.)

- Ребята, у вас на столах лежат листы с вашими именами, вам нужно по этому образцу написать своё имя. (Дети печатают по образцу свои имена.)

- А сейчас сплетем волшебную паутинку из наших имён.

(Стульчики стоят в кругу.)

Воспитатель: Вы готовы? У меня в руках клубочек, каждый из вас будет брать его в руки, и наматывать нитку на спинку своего стула, произнося при этом своё имя. (Все остальные будут его повторять. Так клубочек будет переходить от одного к другому, пока не обмотает все стульчики).

Воспитатель: Вы молодцы! Все действовали дружно и поэтому сплели такую чудесную паутину из наших имён.

- Ребята, а вам нравится ваше имя? А теперь давайте поиграем. У меня есть волшебное сердечко. Мы будем передавать сердечко из рук в руки, у кого оно окажется, тот расскажет о своём имени: в честь кого вас назвали, что оно означает, как зовут вас ласково, как вас будут звать? (Рассказ об имени начинает воспитатель.)

Воспитатель: Послушайте стихотворение «Сколько имён у подружки, у Оли?».

Сколько имён у подружки, у Оли? Олюшкой тётя её называет.

Как бы, друзья, не запутались тут. «Олька!» - кричит озорник во дворе.

Олей зовут эту девочку в школе, Кто же, скажи-ка мне, посчитает,

Олечкой папа и мама зовут. Сколько имён у подруги моей?

- Кто догадался, сколько имён у девочки? (Одно – Оля.)

Правильно, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени. Почему папа, мама и родственники называют её Олечка, Олюшка? (Ласково) Да, это ласкательные формы имени.

- А почему озорник кричит: «Олька!»? Это культурная форма имени? (Нет, это невежливо.)

- Невежливо грубо называть своих друзей. Ещё хуже дразнить их, придумывать клички.

Воспитатель: Каждое имя по-своему красиво. Но не имя красит человека, а человек – имя.

Есть такие люди, которые прославили своё имя. А вы знаете известных людей, которые носят такое же имя, как вы? Таких людей называют тезками. Например, меня зовут Ольга – у меня есть тезки: поэтесса Ольга Берггольц, княгиня Ольга, актриса театра и кино Ольга Дроздова и много других.

(Ответы детей).

- Кого из этих известных людей вы знаете? (Показ портретов).

Александр – великий поэт А. Пушкин,

Валентина – первая женщина космонавт В. Терешкова,

Пётр – государь земли русской Пётр I,

Юрий – первый космонавт Ю. Гагарин,

Павел – уральский писатель П. Бажов,

Владимир – президент России.

Воспитатель: Имена бывают полные и неполные. Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете полные и неполные формы одного и того же имени?

Игровое упражнение «Назови неполные формы имени».

Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку и называет полное имя. Поймав мяч, ребенок должен подобрать неполную форму имени и возвратить мяч воспитателю.

Каждому человеку приятно слышать свое имя, а когда его называют ласково, он сразу расцветает, как цветок.

Игра «Собери цветок»

Воспитатель помещает на доску круг с фотографией ребёнка. Чья фотография, тот ребёнок выходит и подставляет лепестки к кругу, называя при этом своё имя по-разному (Ваня, Ванечка, Ванюша, Иван,)

- У каждого человека своя история имени. Могут быть имена как названия цветов.

- Вы знаете такие имена? (Лилия, Маргарита, Роза.)

- Почему родители дают детям такие имена? (Мамы и папы хотят, чтобы их дети были красивыми и нежными, как цветы.)

Я думаю, что все запомнили, и теперь будут называть друг друга только так, как каждому из вас нравится.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Маланья», слова повторяем и действия выполняем.

Физкультминутка. Маланья.

У Маланьи у старушки. Хлопки в ладоши: то правая, то лева рука с

сверху.

Жили в маленькой избушке сложить руки углом, показывая избушку. Семь сыновей показать семь пальцев.

Все без бровей, очертить брови пальцами

Вот с такими ушами, ладони с растопыренными пальцами

поднести к ушам.

Вот с такими носами, показать «Буратино»

Вот с такой головой очертить большой круг

Вот с такой бородой показать бороду.

Они не пили и не ели имитация принятия пищи.

На Маланью всё глядели, держа руки у глаз, хлопаем пальцами

как ресницами.

И всё делали вот так. показывают загаданные действия.

Дети садятся на стулья. Воспитатель открывает конверт.

Игра «Как растёт имя». ( Фото воспитателя разных отрезков жизни).

Воспитатель: Имя идёт с человеком по жизни. Мы растем, и с нами растёт наше имя. Так было и со мной. Это было так давно… В одной дружной семье родилась на свет маленькая девочка. Родители назвали её – Ольга. Девочку ласково называли: Олюшка, Оленька. Она росла весёлой и доброй. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовёт меня ласково. Как? Оленька. Мои дети зовут меня мама. Муж и мои друзья - Оля, Ольга. А в детском саду я для всех Ольга Валерьевна.

Воспитатель: Когда вы станете взрослыми, вас станут называть по имени и отчеству. Скажите, как образуется отчество? (Рассуждения детей).

Отчество образуется от имени отца.

Подумайте, как будут называть вас? (назовите своё имя и отчество).

Воспитатель: - Если папу зовут Сергеем, то сына величают …. (Сергеевичем, а дочку… (Сергеевной.)

- Кем вы мечтаете стать, когда будете взрослыми, и как к вам будут обращаться? (Ответы детей.)

- Ребята, а кого называют по имени и отчеству? (Взрослых, пожилых, уважаемых людей.)

Я надеюсь, что вы станете достойными и уважаемыми людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите своё имя.

Публикации по теме:

Открытое занятие по социализации «Моя семья» для детей подготовительной группыОткрытое занятие по социализации «Моя семья» для детей подготовительной группы . Вот мои детки рассказывают о своих семейных гербах. Цель занятия: Воспитывать у детей любовь и уважение к родным и близким людям:членам.

Планирование с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Мой родной город — Москва» Месяц Занятия Программное содержание Сентябрь 1. «История возникновения родного города» 2. Беседа с детьми о родном городе. 3. Герб родного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Дорожите именем своим» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 апреля 2014 в 19:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Дорожите именем своим» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Коновалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД