Ольга Жерновая
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Смотри во все глаза»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели. Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку.
Расширять пассивный словарь дошкольников : "зрачок" «сетчат-ка», «радужная оболочка" «зрительный нерв», «глазное яблоко», «мышцы глаза».
Предварительная работа
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Смотри во все глаза“» размещена в разделах
1. Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения с использованием элементов йоги.
2. Разучивание комплекса упражнений для активизации работы глазных мышц.
3. Предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: различные виды гимнастик для глаз, массаж глаз, использование офтальмологического тренажера Базарного.
4. Беседы по теме «Зрение». Дидактические и подвижные игры:
•«Рассмотрите куст» — тренировка наблюдательности, зрительной памяти:
• «Найти одинаковые предметы» — тренировка представления детей о пространстве и расстоянии;
• «Фотограф» — на развитие зрительной памяти.
5. Рассматривание иллюстраций из альбома «Смотри во все глаза», познавательной литературы.
6. Сюжетно-ролевая игра «Больница» (ведет прием врач-окулист).
7. Чтение стихотворения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза».
Оборудование и материалы
1. Иллюстрации: изображения глаз с разной радужной оболочкой
(4 шт.); «Строение глаза», «Как устроен глаз?»
2. Картинки «Продукты питания».
3. Правила по охране зрения.
4. Альбом «Смотри во все глаза!»
5. Игрушка «Пчела».
6. Фотоаппарат.
7. Кукла Маша в медицинском халате.
Ход занятия
В гости приходит кукла Маша в медицинском халате.
Кукла Маша. Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки.
На двух колах бочка,
На бочке — кочка,
А на кочке — лес.
Дети. Человек.
Кукла Маша.
Горшочек умен,
Семь дырочек в нем.
Дети. Голова.
Кукла Маша.
Два Егорки
Живут возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга не глядят.
Дети. Глаза
Кукла Маша.
Два соседа-непоседы,
День на работе,
Ночь на отдыхе.
Дети. Глаза.
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о глазах. Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека. Ребята, как вы думаете, почему?
Дети. С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, размеры, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.
Воспитатель. Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Хотите узнать тайны наших глаз?
Дети. Хотим.
Кукла Маша (достает фотоаппарат). Ребята, что это такое?
Дети. Фотоаппарат.
Кукла Маша. Посмотрите, я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили?
Дети. Открылось маленькое круглое отверстие.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Да, через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно также устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?
Дети. Маленький цветной кружок, черную точку посередине.
Воспитатель. Этот кружок называется радужная оболочка. У одних она коричневая, у других – зеленая, у кого - то голубая.
(Воспитатель предлагает детям посмотреть друг другу в глаза и определить цвет радужной оболочки.)
А черная точка посередине — это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.
Ребята, посмотрите, что принесла нам кукла Маша.
Кукла Маша показывает плакат «Строение глаза». Дети рассматривают и обсуждают его.
Воспитатель. Зрение — это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку — глазницу, а наружу выглядывает любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым, прозрачным словом — хрусталик.
Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза, и по нервам, как по телефонным проводам, сигналы мчатся в мозг, где и возникает зрительное ощущение. Человек видит то, на что он смотрит.
(Воспитатель показывает на плакате зрачок, хрусталик, радужную оболочку, сетчатку, мышцы глаза, зрительный нерв.)
А сейчас мы проверим ваши глазки. Поиграем с пчелкой.
• Физкультминутка «Пчелка»
Дети не должны поворачивать голову, а следят за пчелкой только глазами, работают со схемой Базарного на стене
.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего нам нужны брови, ресницы, веки? (Ответы детей.)
Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановит густая изгородь бровей. (Показывает на плакате.) Но если вдруг несколько пылинок сядут на роговицу, их тотчас слизнет непрерывно мигающее веко (Показывает на плакате.) Если же в опасной близости от глаза появится какой - нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем. Посмотрите.
(Воспитатель неожиданно взмахивая ленточкой перед глазами детей.)
Что случилось с вашими глазами'
(Дети рассказывают о реакции свои, глаз.)
Несмотря на то, что глаза способны сами себя защищать, если о них плохо заботиться, с ними случаются всякие беды. А какие беды — вы мне поможете ответить.
Кукла Маша предлагает поиграть в игру «Хорошо — плохо». Она дocmaeт, рисунки с изображением детей в различных ситуациях (или сама проигрывает, данные ситуации).
Воспитатель. Ребята, давайте сравним эти картинки и скажем, где ребенок поступает правильно, бережет глаза, а где нет. Если вы считаете, что то, что изображено на рисунке, хорошо (правильно) для глаз, хлопайте в ладоши, а если плохо, то закрывайте глаза руками.
Воспитатель использует карточки.
1. Ребенок трет глаза грязными руками. (Дети закрывают глаза.)
2. Ребенок вытирает глаза чистым платком. (Дети хлопают в ладоши.)
3. Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате. (Дети хлопают в ладоши.)
4. Ребенок читает в транспорте (Дети закрывают глаза.)
5. Ребенок смотрит телевизор или играет на компьютере, сидя близко к экрану. (Дети закрывают глаза.)
6. Ребенок читает лежа в постели (Дети закрывают глаза.)
7. Ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана (3 м). (Дети хлопают в ладоши.)
Воспитатель. На Земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. (Показывает картинки с изображением таких людей). Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?
Дети. Трудно, они не получают информацию об окружающем мире.
Воспитатель. Ребята, если мы увидим слепого человека на улице, как мы можем помочь ему?
Дети. Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарство в аптеке и т. п.
Гимнастика для глаз " Жмурки"
Эта игра позволяет каждому ребенку понять, как трудно в этом мире жить, не видя ничего.
Завязать ребенку чистым платком глаза. С завязанными глазами он должен поймать кого – либо из ребят или определить на ощупь незнакомый предмет.
Воспитатель. Ребята, так что надо делать, чтобы глаза ваши были здоровыми?
Дети. Беречь глаза, охранять их от пыли, грязи, соблюдать правила при просмотре телевизора и т. п., тренировать – делать гимнастику для глаз, есть продукты, содержащие витамины и т. д.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для наших глаз?
Дети. Морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, красный перец, шиповник и т. д. (Из набора картинок " Продукты" дети выбирают наиболее полезные для глаз.)
• Физкультминутка «Самолет»
Воспитатель. А теперь гимнастика для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули.
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим " самолетом"
Правое крыло отвел,
посмотрел.
левое крыло отвел, посмотрел.
Отводят попеременно правую и левую руки и прослеживают за ними взглядом.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
Делают вращательные движения руками перед грудью и прослеживают за ними взглядом.
Поднимаюсь ввысь, лечу
Возвращаться не хочу.
Встают на носочки и изображают полет самолета.
Воспитатель. А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения.
1. Не трите глаза грязными руками.
2. Умывайтесь ежедневно с мылом.
3. Не смотрите близко (на расстоянии менее 3 м) и долго (более 1 часа) телевизор, не играйте в компьютерные игры (более 15 минут).
4. Не читайте в транспорте.
5. Не читайте, не рисуйте, лежа в постели.
6. Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.
7. Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.
8. Берегите глаза от колющих и режущих предметов.
9. Ешьте продукты с витаминами.
10. Гуляйте на свежем воздухе.
• Упражнения для активизации мышц глаз
Воспитатель. А теперь выполним несколько упражнений, которые способствуют снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения. Исходное положение — сидя.
1. Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть их (5-6 раз с интервалом 30 сек);
2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (3-4 раза);
3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек {3-4 раза);
4. Быстро моргать (1 мин);
5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 раза).
Дети выполняют упражнения.
Воспитатель. Глаза наши — незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему нужна помощь. У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят, что глаза — зеркало души. И в этом зеркале можно увидеть не только бо-лезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающее, любуемся природой, узнаем друг друга. Поэтому берегите и охраняйте глаза.