Ольга Шлейникова
Конспект НОД для детей второй младшей группы «Шестиногие малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД :
Тема занятия: «Шестиногие малыши»
Возраст дошкольников: 3-4 года.
Программное содержание
Цель: Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об
их характерных признаках; развивать умение видеть
признаки сходства и различия и выражать их в речи;
воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД для детей второй младшей группы „Шестиногие малыши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
-образовательные: дать представления о насекомых, учить выделять их главные признаки (строение тела, шесть ног, крылья, усики, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов, учить составлять совместную композицию;
- развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых, развивать связную речь детей (учить отвечать на вопросы воспитателя, участвовать в разговорах во время рассматривания и сравнения насекомых);
-воспитательные: воспитывать любознательность, радостное, эмоциональное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.
Интеграция образовательных областей ; познавательное развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие:,
Оборудование: Иллюстрации с изображением жука, божьей коровки, муравья, пчелы, комара, мухи,гусеницы.
Приёмы : Словесный -беседа, рассказ,
Наглядный –иллюстрации, наблюдение.
Практический - игра
Место проведения: Групповое помещение.
Ход занятия ;
1. Мы с вами побывали в гостях и у Лесовичка в лесу, и по городу гуляли - и везде видели приход осени.
- Расскажите, как вы догадались о ее приходе, по каким признакам узнали осень? (День становится короче, листья на деревьях пожелтели, птицы улетают в тёплые края) .
- А почему птицы от нас улетают? С наступлением холодов попрятались жуки, мошки, гусеницы, которыми питались птицы. Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе.
Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.
- Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
- Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Воспитатель показывает детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука- короеда на стволе дерева.)
2. Для того чтобы лучше рассмотреть насекомых, давайте снова обратимся к старичку - лесовичку с просьбой. Пусть он сделает нас на время совсем маленькими, с муравья.
-Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, под ногами трава. И
начинаете вы становиться все меньше и меньше. Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья.
- Что вы видите вокруг себя? Трава - как деревья, песчинки -как большие валуны и т. д.
- Посмотрите, кто это идет? Спина красная, на ней черныекруги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка.
-Подошла к травинке и начала есть небольшие круглые существа,которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали изних сок. Это тля.
- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит
вред?
-А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зелёном листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, котораяплохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов.
-Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?
-Вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количестворыжих «лошадок». Кто тащит «бревно» - иголку от елки, кто гусеницу.
-Как вы думаете, кто это? (Это муравьи.)
-В самом начале осени муравейник больше похож на кучу сора истарой хвои, чем на муравейник, а вокруг этой кучи снуют муравьишьки, которые готовятся к холодам. От непрошеных гостей они отстреливаются едкой муравьиной кислотой.
Физкультурная минутка:
Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом!
(3. Александрова)
3- Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. Вдруг сверху раздался сильный шум: «ж-ж-ж». Летит что-то огромное, лохматое. Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с ярких цветов, чтобы потом у нас был вкусный и очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!» Смотрите, солнце закрыло желтое облачко. Это крыло бабочки. Оно все покрыто маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Вы можете рассмотреть эти чешуйки только сейчас, когда вы очень малы и крыло бабочки кажется вам огромным. А когда вы снова станете своего обычного роста, то на крыльях вы увидите просто пыльцу, которая останется на пальцах, если взять бабочку в руки. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка, открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит. - А где дом у бабочки?
У муравья дом -. (муравейник)
У пчелы. (улей)
Нет у бабочки дома. Дом для нее - каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать целый мир.
Физкультурная минутка.
Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.
4 -Слышите, издалека приближается другой звук: «з-з-з». Издает его существо с очень длинным носом. Кто это? Это комар. Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобств людям и домашним животным. И бабочки, и мухи, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи. А какая-то часть все-таки уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратиться гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спинеа шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг. полетит. Если вы на своем огороде увидите беленькую бабочку, знайте: это превредная бабочка. Если их разведется много, то пропадет ваша капуста. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Гусеницы очень прожорливы, только и делают, что едят и растут.
-Как много мы с вами сегодня увидали! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
-Чем они непохожи?
-А что у них одинаково?
-Что одинакового у муравья и пчелы?
-У них у всех по 3 ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми.
-Каких еще насекомых вы знаете! (Кузнечика, стрекозу, осу, муху.)
-Кто из них вреден человеку? (Те, кто портят растения, переносят инфекции, кусаются.)
-Кто полезен? (Те, кто уничтожают вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.)
5 -Давайте поблагодарим Лесовичка и попросим его снова сделать нас большими.