МААМ-картинки

Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы «Кукла из бабушкиного сундука»

Оксана Плинская
Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы «Кукла из бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по образовательным областям: социализация, коммуникация, художественное творчество (труд) на тему: «Кукла из бабушкиного сундука».

Публикация «Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы „Кукла из бабушкиного сундука“» размещена в разделах

Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем войти в мир прекрасного.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

ОБУЧАЮЩИЕ:

- Продолжать знакомить с историей жизни народа на Руси, его традициями, обычаями.

- Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы-оберега – «День-ночь».

- Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).

- Научить детей и взрослых изготавливать традиционные народные куклы : формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции).

- Развивать мелкую моторику рук.

- Закрепить знания о профессии экскурсовода.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Обогащать речь детей с помощью русского народного фольклора.

- Развивать связную речь.

- Развивать внимание, творческие способности и индивидуальное самовыражение при создании куклы – оберега.

- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

-Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых, прививать чувство эмпатии, отклика на эмоции воспитателя.

-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

-Воспитывать терпеливость, усидчивость.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: колыбель, колыбельная, берегиня, оберег, экскурсоводы, музей, лоскутное, тряпичная.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение сказки «Василиса Премудрая», чтение рассказа И. Рюминой «Куклы наших бабушек», рассматривание иллюстраций о русской народной кукле; заучивание старинных колыбельных песен, скороговорок, разучивание пальчиковых игр; игры с куклами, беседы о любимых игрушках.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

Экспонаты музея «Бабушкина кукла»; «Русская изба»; сундучок с тряпичными куклами; заготовки из ткани для изготовления куклы.

Хозяйка встречает гостей в русской избе:

- Добрый день красны девицы да добры молодцы. Рада встречи с вами.

Сегодня к нам пожаловали гости, а гостям всегда рады.

- А какими словами принято встречать гостей?

Ответы детей : «Здравствуйте», «Добрый день», «Добро пожаловать», «Проходите, пожалуйста!».

Хозяйка: Как много хороших слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили ласковые улыбки и сияющие глаза гостей. Ведь недаром в народе говориться: «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ».

Хозяйка: А теперь: Уши слушают - и все слышат,

Глаза смотрят – и все видят,

Ноги-руки не мешают,

А голова хорошо думает.

О чем я сегодня поведу речь, вы узнаете, отгадав загадку:

«Есть ноги, но не ходит,

Есть рот, но не говорит,

Доставляет детям радость,

но сама радоваться не может.

Что это?».

Ответ детей : кукла.

Хозяйка: Скажите, пожалуйста, а для чего нужны куклы?

Ответы детей. Чтобы играть

Хозяйка: Кукла – это игрушка, подарок, сувенир.

Хозяйка: - Ой, ребята, а ведь у меня в избе тоже есть кукла Ваня. А где же он находиться?

Ответ детей : В колыбельке.

Хозяйка: - А что такое колыбелька?

Ответ детей : детская кроватка, в которой спит младенец.

Хозяйка: - А как называются песни, которые поют мамы детям, укладывая их спать?

Ответ детей : Колыбельные.

Хозяйка: - Молодцы. Давайте сейчас Милана покачает Ванечку и споет колыбельную песенку.

Девочка поет колыбельную для Ванечки.

Хозяйка: Вот и Ванечка уснул. А я приглашаю вас на экскурсию в музей.

А что такое музей?

Ответ детей :

А вы были в музеях? Какие вы знаете музеи?

Хозяйка:

- А у нас тоже в саду есть мини-музей. А какие экспонаты находятся в нем, вы узнаете, отгадав загадку:

«Что все это значит,

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь –

Будет спать,

День, и два и три, и пять».

Хозяйка: О ком говориться в загадке, о какой игрушке?

Ответ детей : О кукле.

Хозяйка: Правильно, о кукле. А разговор нынче пойдет о кукле из прошлого – из бабушкиного сундучка.

Приглашаю всех гостей в замечательный мини-музей,

Пусть посмотрят дети на разные куклы эти.

Экскурсию для вас проведут и про экспонаты расскажут Алина и Степа.

Приглашаю гостей и детей в мини-музей.

И экскурсоводов – детей.

Алина:

Народные куклы забавны и просты,

Их в магазинах вам не найти.

Закрутками называются,

Из ткани собираются.

Степан:

Давным-давно на Руси была такая присказка:

«В каждом доме, в каждой хате,

На крылечке, на полатях,

Кукла сидит, во все стороны глядит».

Сейчас детям куклы покупают для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы-обереги, которые делали с надеждой, с большой любовью и была она защитницей от всех бед и несчастий. Ее так и называли – «БЕРЕГИНЯ». Сейчас мы вам расскажем о некоторых куклах – оберегах.

Алина:

Самую первую куколку - «пеленашку» - мама делала доченьке, когда та еще качалась в колыбельке, и эта кукла принимала на себя все напасти.

Степа:

В подарок на именины делали куклу Ангелочка – это очень симпатичная кукла – оберег, которая бытовала во многих местах России. Она оберегала хозяина от неприятностей.

Алина:

Куклы «мартинички» - они являлись символом «закликания» весны, в которых участвовала молодежь и дети. Кукол вязали из ниток парами: белые – символ уходящей зимы, красные – символ весны и жаркого лета.

Хозяйка: А ты, Влад, какую закличку знаешь?

Ребенок:

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Хозяйка: Молодец.

Хозяйка благодарит за интересный рассказ детей.

- Ребята, а о каких куклах вам рассказали ребята? Как они называются?

Ответы детей : Обереги (пеленашки, ангелочек, мартинички).

Хозяйка:

А вот я достаю из бабушкиного сундучка куклу еще одну куклу– оберег, которая называется «День-ночь». Она была обязательна в каждом доме. Кто последним ложился спать, тот поворачивал куклу ночной стороной, первый проснувшийся домочадец сразу устанавливал куклу-день. Такой оберег защищал дом от плохих сил.

Гости наши званые, гостьюшки желанные.

Чтоб нам было дальше веселей,

На мастер-класс приглашаю гостей

В мастерскую бабушкиной куклы, где мы с вами сделаем такой же оберег.

Но прежде, чем мы доберемся в мастерскую, мы должны пройти препятствия, проговаривая при этом чистоговорки. Итак, в путь.

Са-са-са, на траве лежит роса.

Чи-чи-чи- прилетели к нам грачи.

Дети и гости проходят в группу. (располагаются за столами, проводится мастер-класс).

Хозяйка: приглашает гостей за столы.

Практическая часть

- А сейчас мы постараемся самостоятельно изготовить эту куклу-оберег.

Для работы нам понадобятся:

- лоскутки ткани в форме круга белого и темного цвета.

- А как вы думаете? почему темная и светлая ткань?

Ответы детей.

Хозяйка: Молодцы,

- шарики из ваты для головы куклы;

- резиночки.

А теперь рассмотрим этапы изготовления куклы (рассматривание схемы).

1. Последовательное формирование головы куклы и шарика синтепона или ваты. Необходимо равномерно расправлять складки ткани и плотно перевязывать резинкой в области шеи.

2. Формирование рук куклы.

Ответы детей.

Хозяйка: А сейчас давайте поиграем нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «Куколка»

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло. (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Хозяйка: Мы с вами изготовили какую куклу-оберег?

Ответы детей.

Хозяйка: Давайте эти куклы-обереги подарим нашим гостям.

Дети дарят куклы гостям.

Хозяйка: Ребята, пока мы занимались работой, Ванечка небось проснулся, нужно идти к нему.

Давайте попрощаемся с гостями и пойдем поиграем с Ваней.

Дети прощаются с гостями и вместе с Хозяйкой уходят в избу.

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы «Кукла из бабушкиного сундука»
Опубликовано: 2 октября 2013 в 12:34
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы «Кукла из бабушкиного сундука»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Плинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД