Оксана Плинская
Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы «Кукла из бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по образовательным областям: социализация, коммуникация, художественное творчество (труд) на тему: «Кукла из бабушкиного сундука».
Публикация «Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы „Кукла из бабушкиного сундука“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем войти в мир прекрасного.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
ОБУЧАЮЩИЕ:
- Продолжать знакомить с историей жизни народа на Руси, его традициями, обычаями.
- Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы-оберега – «День-ночь».
- Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).
- Научить детей и взрослых изготавливать традиционные народные куклы : формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции).
- Развивать мелкую моторику рук.
- Закрепить знания о профессии экскурсовода.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Обогащать речь детей с помощью русского народного фольклора.
- Развивать связную речь.
- Развивать внимание, творческие способности и индивидуальное самовыражение при создании куклы – оберега.
- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.
-Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых, прививать чувство эмпатии, отклика на эмоции воспитателя.
-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.
-Воспитывать терпеливость, усидчивость.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: колыбель, колыбельная, берегиня, оберег, экскурсоводы, музей, лоскутное, тряпичная.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение сказки «Василиса Премудрая», чтение рассказа И. Рюминой «Куклы наших бабушек», рассматривание иллюстраций о русской народной кукле; заучивание старинных колыбельных песен, скороговорок, разучивание пальчиковых игр; игры с куклами, беседы о любимых игрушках.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Экспонаты музея «Бабушкина кукла»; «Русская изба»; сундучок с тряпичными куклами; заготовки из ткани для изготовления куклы.
Хозяйка встречает гостей в русской избе:
- Добрый день красны девицы да добры молодцы. Рада встречи с вами.
Сегодня к нам пожаловали гости, а гостям всегда рады.
- А какими словами принято встречать гостей?
Ответы детей : «Здравствуйте», «Добрый день», «Добро пожаловать», «Проходите, пожалуйста!».
Хозяйка: Как много хороших слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили ласковые улыбки и сияющие глаза гостей. Ведь недаром в народе говориться: «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ».
Хозяйка: А теперь: Уши слушают - и все слышат,
Глаза смотрят – и все видят,
Ноги-руки не мешают,
А голова хорошо думает.
О чем я сегодня поведу речь, вы узнаете, отгадав загадку:
«Есть ноги, но не ходит,
Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
но сама радоваться не может.
Что это?».
Ответ детей : кукла.
Хозяйка: Скажите, пожалуйста, а для чего нужны куклы?
Ответы детей. Чтобы играть
Хозяйка: Кукла – это игрушка, подарок, сувенир.
Хозяйка: - Ой, ребята, а ведь у меня в избе тоже есть кукла Ваня. А где же он находиться?
Ответ детей : В колыбельке.
Хозяйка: - А что такое колыбелька?
Ответ детей : детская кроватка, в которой спит младенец.
Хозяйка: - А как называются песни, которые поют мамы детям, укладывая их спать?
Ответ детей : Колыбельные.
Хозяйка: - Молодцы. Давайте сейчас Милана покачает Ванечку и споет колыбельную песенку.
Девочка поет колыбельную для Ванечки.
Хозяйка: Вот и Ванечка уснул. А я приглашаю вас на экскурсию в музей.
А что такое музей?
Ответ детей :
А вы были в музеях? Какие вы знаете музеи?
Хозяйка:
- А у нас тоже в саду есть мини-музей. А какие экспонаты находятся в нем, вы узнаете, отгадав загадку:
«Что все это значит,
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь –
Будет спать,
День, и два и три, и пять».
Хозяйка: О ком говориться в загадке, о какой игрушке?
Ответ детей : О кукле.
Хозяйка: Правильно, о кукле. А разговор нынче пойдет о кукле из прошлого – из бабушкиного сундучка.
Приглашаю всех гостей в замечательный мини-музей,
Пусть посмотрят дети на разные куклы эти.
Экскурсию для вас проведут и про экспонаты расскажут Алина и Степа.
Приглашаю гостей и детей в мини-музей.
И экскурсоводов – детей.
Алина:
Народные куклы забавны и просты,
Их в магазинах вам не найти.
Закрутками называются,
Из ткани собираются.
Степан:
Давным-давно на Руси была такая присказка:
«В каждом доме, в каждой хате,
На крылечке, на полатях,
Кукла сидит, во все стороны глядит».
Сейчас детям куклы покупают для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы-обереги, которые делали с надеждой, с большой любовью и была она защитницей от всех бед и несчастий. Ее так и называли – «БЕРЕГИНЯ». Сейчас мы вам расскажем о некоторых куклах – оберегах.
Алина:
Самую первую куколку - «пеленашку» - мама делала доченьке, когда та еще качалась в колыбельке, и эта кукла принимала на себя все напасти.
Степа:
В подарок на именины делали куклу Ангелочка – это очень симпатичная кукла – оберег, которая бытовала во многих местах России. Она оберегала хозяина от неприятностей.
Алина:
Куклы «мартинички» - они являлись символом «закликания» весны, в которых участвовала молодежь и дети. Кукол вязали из ниток парами: белые – символ уходящей зимы, красные – символ весны и жаркого лета.
Хозяйка: А ты, Влад, какую закличку знаешь?
Ребенок:
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Хозяйка: Молодец.
Хозяйка благодарит за интересный рассказ детей.
- Ребята, а о каких куклах вам рассказали ребята? Как они называются?
Ответы детей : Обереги (пеленашки, ангелочек, мартинички).
Хозяйка:
А вот я достаю из бабушкиного сундучка куклу еще одну куклу– оберег, которая называется «День-ночь». Она была обязательна в каждом доме. Кто последним ложился спать, тот поворачивал куклу ночной стороной, первый проснувшийся домочадец сразу устанавливал куклу-день. Такой оберег защищал дом от плохих сил.
Гости наши званые, гостьюшки желанные.
Чтоб нам было дальше веселей,
На мастер-класс приглашаю гостей
В мастерскую бабушкиной куклы, где мы с вами сделаем такой же оберег.
Но прежде, чем мы доберемся в мастерскую, мы должны пройти препятствия, проговаривая при этом чистоговорки. Итак, в путь.
Са-са-са, на траве лежит роса.
Чи-чи-чи- прилетели к нам грачи.
Дети и гости проходят в группу. (располагаются за столами, проводится мастер-класс).
Хозяйка: приглашает гостей за столы.
Практическая часть
- А сейчас мы постараемся самостоятельно изготовить эту куклу-оберег.
Для работы нам понадобятся:
- лоскутки ткани в форме круга белого и темного цвета.
- А как вы думаете? почему темная и светлая ткань?
Ответы детей.
Хозяйка: Молодцы,
- шарики из ваты для головы куклы;
- резиночки.
А теперь рассмотрим этапы изготовления куклы (рассматривание схемы).
1. Последовательное формирование головы куклы и шарика синтепона или ваты. Необходимо равномерно расправлять складки ткани и плотно перевязывать резинкой в области шеи.
2. Формирование рук куклы.
Ответы детей.
Хозяйка: А сейчас давайте поиграем нашими пальчиками.
Пальчиковая игра «Куколка»
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло. (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
Хозяйка: Мы с вами изготовили какую куклу-оберег?
Ответы детей.
Хозяйка: Давайте эти куклы-обереги подарим нашим гостям.
Дети дарят куклы гостям.
Хозяйка: Ребята, пока мы занимались работой, Ванечка небось проснулся, нужно идти к нему.
Давайте попрощаемся с гостями и пойдем поиграем с Ваней.
Дети прощаются с гостями и вместе с Хозяйкой уходят в избу.