Ирина Ражева
Конспект НОД для детей старшей группы «Чудеса на Рождество»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чудеса на Рождество»
Познавательное развитие
Автор: Ражева Ирина Владимировна,
Воспитатель ГБОУ СОШ №2
ж. -д. ст. Шентала Самарской области
СП ДС «Звёздочка»
2019г.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель:
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Чудеса на Рождество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Старшая группа
- Темочки
Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, развивать музыкальный вкус. Закреплять знания детей о народном прикладном искусстве. Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.
Задачи:
- расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
- развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной.
- воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа.
«Познавательное развитие»
- формировать познавательную активность;
- познакомить с историей возникновения Русской ярмарки;
- расширять духовный мир детей;
- расширять кругозор детей для формирования целостной картины мира.
«Художественно-эстетическое развитие»
-продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов;
-совершенствовать умение расписывать силуэты колокольчиков из соленого теста;
-развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к русскому народному творчеству;
-воспитывать уважение к работе народных мастеров.
«Социально-коммуникативное развитие»
- развивать умения свободного общения со взрослыми и детьми;
-обогащать словарь детей : : ярмарка, торговцы, умельцы, мастера;
- воспитывать любовь к родному языку;
- воспитывать в детях нравственные чувства: отзывчивость, желание делать
добрые дела;
- создать у детей радостное настроение;
- развивать игровую деятельность детей.
«Физическое развитие»
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Предварительная работа: подвижная игра «Карусель», «Платочек», рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек, работа с раскрасками; беседы с детьми о русских народных праздниках, традициях;
Методы и приемы:
Словесный: беседа о товарах, которые продавали на ярмарку в старину; рассказ о православных праздниках, обычаях.
Наглядный: показ иллюстрации «Ярмарка», гулянья, торг;
Практический: русские народные игры: «Карусели», «Платочек».
Материал: денежки – пятачки; колокольчики, заготовки колокольчиков из соленого теста для росписи, гуашь, кисточки, стаканчики, влажные салфетки.
Логика непрерывной непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ой, вы красны девицы и добры молодцы!
Приглашаю вас на ярмарку весёлую.
(Под мелодию русской народной песни, дети в русских костюмах входят в оформленную группу).
Слушай, маленький народ!
В гости ярмарка зовет:
Балалаечки играют,
На ярмарку всех приглашают.
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте и вы, гости дорогие!
(Дети здороваются с гостями)
Воспитатель: Сегодня у нас ярмарка не простая, а праздничная, Рождественская!
Ребята, а что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка – это такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось. К Ярмарке готовились, о начале Ярмарки оповещали заранее.
Воспитатель: Для нас, особенно радостны дни православных праздников. Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения, и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников: Рождество, Масленица, Пасха, Троица.
Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа.
Торговцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.
Воспитатель: Зазывали к себе покупателей,
Подходите, примеряйте
Наши ленты и платки!
Воспитатель: Ах, этот русский платок, цветами разукрашенный. С ним и на посиделки пойдёшь, и по улице пройдёшь, от холода укроешься. Недаром есть хорошая традиция на Руси - дарить платки своим любимым и дорогим матерям. Обойдёшь весь белый свет, а таких платков, как в России больше нигде не найдёшь.
Игра: «Платочек» (По кругу передаётся платочек под музыку, на ком остановится, когда музыка прекратится, тот читает стишок или загадку).
Воспитатель: В праздник Рождества во всех храмах звонят колокола, громко, радостно, возвещая всем радостную весть. (фонограмма звона колоколов на Рождество) И у нас есть маленькие колокольчики. Давайте позвеним колокольчиками:
Девочка:
Серебристый колокольчик Рождества,
Он звенит, звенит до самого утра.
Слышен звон его повсюду, далеко,-
Это значит снова радость, Рождество!
Воспитатель: Ребята, во время ярмарки и подготовки к ней, у мастеров и ремесленников, было много работы в мастерских. Я предлагаю вам заглянуть в одну из таких мастерских и посмотреть, чем здесь занимались мастера и что изготавливали.
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: Колокольчики.
Воспитатель: Посмотрите, у мастера видно было, очень много работы, что он не успел расписать эти колокольчики. Давайте ему поможем и украсим их.
(Дети садятся за столы и расписывают заготовки колокольчиков из соленого теста, бумаги).
Воспитатель: Дорогие гости, и вы присоединяйтесь к нам!
Воспитатель: Потрудились мы на славу! Какие красивые колокольчики у нас получились. Мастер обязательно их возьмет на ярмарку и продаст там.
А ещё можно наши колокольчики подарить нашим гостям, в память о нашей ярмарке.
Воспитатель: Ну что за ярмарка без игр? Хотите ещё поиграть в игру.
Карусели, карусели,
Закружился стар, и мал.
Кто на них не покатался,
Тот полжизни потерял.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!
В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.
1-я часть – дети держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле,еле-еле
Завертелись карусели.
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Легко бегут по кругу).
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
(Дети замедляют бег, останавливаются).
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).
2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».
Воспитатель: Вот мы с вами и поиграли, косточки свои размяли.
А теперь пора и покупки сделать.
Воспитатель:
Время даром не теряйте,
Открывайте кошельки,
Доставайте пятачки.
(Звучит музыка песни «Ярмарка», дети ходят по рядам, делают покупки. Цена на товары 5 рублей).
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, как люди в старину ездили на ярмарку, что там покупали. Вам понравилось сегодня на нашей ярмарке? (Ответы детей)
А в следующий раз ребята, я познакомлю вас с ремеслами и ремесленниками которые были в старину, что они делали и из чего, почему их так называли.
Прошли годы, а мы до сих пор всё это любим.
Воспитатель: На ярмарке не только песни пели да играли, но и водили хороводы.
Воспитатель:
Встанем дружно мы в кружок,
Заведем хоровод.
(Дети водят хоровод под плясовую «Коляда» Ивана Купала).
Воспитатель: Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
Мы в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.