жанна сухоносенко
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как зимуют растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
на тему: «Как зимуют растения?»
Цель: развивать у детей интерес и любовь к природе, расширять знания о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Задачи:
образовательные: уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и его разнообразии;
закрепить знания о различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья);
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
формировать представления о состоянии растений зимой, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников.
развивающие: развивать знания детей о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле;
развивать мыслительную активность, зрительное восприятие и память;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру ребёнка.
Словарь: лиственный, хвойный, смешанный, клюква, брусника.
Материалы и оборудование:
ноутбук, телевизор, презентация «Мир деревьев», короб, листья лиственных деревьев, веточка ели, игра «Четвертый лишний», «Из каких частей состоит дерево?», экологические задания.
Ход НОД
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
- Ребята! Посмотрите, сегодня нам в нашем занятии поможет волшебный короб. Он, оказывается не простой, а с загадками от Почемучки.
- Вы хотите узнать, что в коробе?
-Что нужно сделать, чтобы открыть его?
(ответы детей)
- Попробуем отгадать загадки и может быть он откроется? (читает загадки)
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
1) уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев, кустарников, трав;
закрепить знания о различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья);
2) развивать знания детей о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле;
3)тренировать мыслительные операции, развивать внимание.
Слайд№1
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза)
Слайд №2
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдё м гулять и встретим:
Стоит, колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Слайд№3
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)
Слайд№4
Тёмной он покрыт корой.
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей. (Дуб)
Слайд№5
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Рябина)
Слайд№6
Ну не дерево, а диво!
Разноцветный и красивый
Лист ладошкою раскрылся.
Ветер дунул, лист свалился. (Клён)
- Молодцы ребята! Наш короб – помощник открылся. Почемучка прислал нам листья деревьев лиственных пород.
Слайд №7
Игра «С какого дерева листочек?»
- Ребята, как вы думаете, как называется лес, состоящий из лиственных пород деревьев? (ответы детей)
Слайд №8 -Лиственный лес — лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.
Слайд№9 -А давайте посмотрим пустой ли наш короб – помощник? (еловая ветка)
-Что же это?
-Это тоже листья и называются они – хвоинки? Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей.
-Как вы думаете, как называются такие деревья?
(ответы детей)
-Хвойный лес — лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород: сосны, ели, пихты.
Слайд№10 - А еще бывает смешанный лес. Смешанный лес — лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород.
-ТРИЗ - что произошло бы с деревьями, если бы они на зиму остались с зелеными листьями?
-Какую пользу деревья оказывают людям?
-Обогащают воздух кислородом.
-Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.
-Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты (балалайки, гитары, скрипки, лыжи и другие предметы.
-Нужно охранять, беречь.
-Мы сейчас попадем в «Царство зимних растений»
1-2-3-покружись, в зимнем лесу окажись!
Слайд №11 - Зимой все деревья спят. Они перестают питаться и расти. Во «сне» расходуется меньше питательных веществ и тепла, что помогает деревьям выжить в холодные суровые зимы.
-Готовятся ли деревья в зиме? (ответы детей)
-Во-первых, летом все деревья приготовили себе теплые «шубы». Что это за шубы? «Шуба» для дерева — это пробковая ткань под корой, которая не выпускает тепло из дерева и не пропускает воду и воздух. Именно такая «шуба» не дает дереву замерзнуть даже в самые сильные морозы.
-Во-вторых, осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили корни деревьев от вымерзания – согрели их.
-Как вы думаете, откуда берутся трещины на коре деревьев?
Слайд № 12 -Причина проста. Наступит зимой неожиданная оттепель, а ночью вдруг грянет сильный мороз. И «шубы» деревьев охлаждаются и сжимаются — «съёживаются» и … рвутся. Эти трещины остаются на нем навсегда.
-Какое значение имеет снежный покров для растений?
-Снеговой покров помогает растениям пережить зиму.
-Расскажите, как зимует дерево? (ответы детей)
3. Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи:
1)сформировать ситуацию под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины;
2)создать мотивационную ситуацию для знания детей о том, как зимуют растения;
3)развивать мыслительную активность.
-Как вы думаете, что происходит зимой с травой?
-Как зимуют травы?
(ответы детей)
-Смогли мы ответить на вопрос? (не смогли)
-Почему не смогли? (не знаем)
-Значит это нам надо узнать?
-Да.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1)актуализировать способ действия в ситуации затруднения-«спросить у того, кто знает»;
2) создать мотивационную ситуацию для знания детей о том, что зимой растения «спят», отдыхают; дать представления о плодах кустарников.
3)развивать мыслительную активность.
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь?
(спросить у того, кто знает, или можно придумать самим, а потом проверить себя по учебнику)
-Ответ на этот вопрос мы узнаем из энциклопедии.
-Травы бывают однолетние и многолетние. Однолетние растения осенью дают семена и погибают. А многолетники готовятся к зиме. Они накапливают в корневищах «еду» на зиму. И прячутся под толстым слоем пушистого белого снега – там и зимуют. Снег для них как пушистый теплый ковер, который согревает травы и не дает им замерзнуть. Когда весной снег растает, он напоит землю, и травы будут снова хорошо расти.
Слайд №13 -Некоторые растения сохраняют на зиму листья. Например, брусника зимует под снегом с зелеными листочками. Клюква тоже зимует даже вместе с ягодами. И весной можно собирать перезимовавшие ягоды клюквы. Говорят, что они очень сладкие.
-Послушай, как разговаривали друг с другом зимой под снегом Брусника и Клюква.
Чтение - Э. Шим «Брусника и Клюква»
- А у меня-то, у Брусники, что есть. Под снегом я и листочки зеленые сберегла, и даже- хи-хи - ягодки…
-Подумаешь, ягодки. Сморщенные, кислые.
-Да ведь весной и такие редкость!
-Ничего не редкость. Вот у меня, у Клюквы, полно ягод под снегом сохранилось. И не твоим чета крупны, сладки, нежны. Еще лучше, чем осенью…
-Ребята, теперь вы знаете, как зимуют растения.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
1)формировать умение детей пользоваться заданиями для закрепления материала;
2)развивать творческие способности, мелкую моторику рук, воображение.
5.1. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
5.2. Физминутка «Дерево, куст, трава»
-Молодцы, нам пора возвращаться в детский сад. 1-2-3-покружись, в детском саду окажись!
-Ребята, посмотрите, Почемучка, для нас приготовил экологические задания.
Задание №1. Отгадай дерево по кроне зимой, назови его, соедини растение с его плодом.
Задание №2. Брусника и клюква зимуют под снегом, чем они отличаются, чем похожи, запомни это и раскрась растения.
6. Итог занятия.
Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
-Где были?
-Что нового и интересного вы узнали?
-Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель хвалит детей.