Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Как растения к зиме готовятся»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: расширять и уточнять представления детей о подготовке деревьев, травянистых растений к зиме; дать знания, что листопад - это приспособление растений к суровым условиям зимы.
Материал и оборудование: иллюстрации «Деревья», иллюстрации «Осенние листья», магнитная доска, маркеры.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Как растения к зиме готовятся“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Ход занятия
Педагог: Подходит к концу осень, скоро в свои права вступит зима. Ребята, какие изменения вы наблюдаете в природе? (Листья с деревьев почти облетели. Солнечные дней стало меньше. Температура воздуха с каждым днем все понижается.)
Беседа «Подготовка растений к суровым условиям зимы»
Осенью становится мало солнечного света и тепла для растений, и зеленая окраска листьев сменяется желтой, оранжевой, ярко-красной.
Из деревьев только у рябины, осины и клена осенние листья бывают красными.
Ольха и ива до самого листопада стоят зелеными. У всех остальных деревьев листья желтеют, но по-разному: ярко-желтый лист у березы, более темный желтый цвет у вяза, желто-коричневый у дуба, золотисто-желтый у липы.
Словесная игра «Назови по-другому»
Педагог: Какие листья у осени? (Осенние.)
Какие по цвету?
Желтые - золотые;
зеленые - изумрудные;
ярко-красные - багряные;
темно-красные - пурпурные.
Чтение стихотворения И. Михайловой «Как обидно».
Педагог: О каком осеннем явлении природы идет речь?
Осень длинной тонкой кистью
Разукрашивает листья.
Красный. Желтый, золотой -
Как хорош ты. Лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул,
И на деревья пестрые
Подул. Подул, подул!
Красный, желтый, золотой -
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно…
Листьев нет, лишь солнце видно.
Дети: В этом стихотворении речь идет о листопаде (листья падают).
Педагог: Большинство деревьев сбрасывают свою красочную листву. Зачем деревьям сбрасывать такой красивый наряд? Дерево предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают. Начинается листопад. Покров, образуемый упавшими листьями, защищает деревья от зимних заморозков и насыщает корни полезными веществами.
Не все деревья сбрасывают с себя листву, например, сосна и ель являются вечнозелеными видами. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, совсем как шубой, покрылась восковым налетом.
Педагог: А теперь отгадайте, от какого дерева листья.
Дидактическая игра «Соедини дерево и листья, которые упали с него»
Дети соединяют деревья и листья, которые с них упали.
Педагог: Вы знаете, что все лето трава имеет зеленый цвет. Такую окраску она приобретает еще весной, когда зимние морозы понемногу отступают, и весна принимается разукрашивать все вокруг нас в яркие цвета. И продолжается такая зелень даже осенью, но, к сожалению, лишь ранней. Уже к октябрю, как всем нам известно, трава начинает желтеть.
Почему так происходит? Вы прекрасно знаете, что растения нуждаются в воде и тепле. Осенью погода начинает меняться, и, несмотря на обильные дожди, холод дает о себе знать. В результате, трава сначала желтеет, а потом и вовсе приобретает тускло-серый, черноватый оттенок.
Педагог: А теперь немного разомнемся. Становитесь вокруг меня на ковре.
Физкультминутка «Осень»
Гонит ветер в небе тучки, (Машут руками вправо, влево.)
Пляшут листья во дворе. (Машут руками, как крыльями, и кружатся.)
Гриб, надетый на колючки, (Сцепляют ладони в замок, раскрыв пальцы.)
Тащит еж к своей норе.
Под кустом меняет шубку заяц, (Показывают ушки зайчика, белки.)
Белка на сучке.
Дождь стучит по крыше шустро, (Стучат указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
Люди с зонтиком в руке. (Держат в руке воображаемый зонтик.)
Педагог: Садимся на свои места. Я подготовила для вас еще одно интересное задание. У наших листиков не хватает половинки. Дорисуйте ее.
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Вы узнали много нового о том, как растения готовятся к зиме. Ребята, подумайте, а как мы можем помочь растениям пережить зиму? (Декоративные растения можно прикрыть специальной тканью. Не ломать ветви кустарников и деревьев - растение может не пережить зиму. Отряхивать ветви деревьев от избыточного снега.)
Список использованных источников
1. Аджи А. В. Открытые мероприятия для старшей группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие». - Воронеж: ООО «Метода», 2015. - С. 28, 61.