Елена Стеченко
Конспект НОД для детей средней группы «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить уровень представлений детей о живой и неживой природе, создать условия для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.
- Физическое развитие: обеспечить баланс образовательной и двигательной деятельности, используя физкультпаузы и разные виды организации;
-Речевое развитие: развивать речь детей посредством приёма «расскажи стихи руками», отгадывания загадок, расширять словарь по теме «Магнит» (магнит, отталкивание, поле, полюс, сила, притяжение,железный, металлический, положительный, отрицательный, действовать, намагничивать, отталкивать, прилипать, притягивать)
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
-Познавательное развитие: обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать свою деятельность;
-Социально- коммуникативное развитие:-упражнять детей работать в большой и малой подгруппе, в паре, решать проблему сообща;
-Художественно-эстетическое развитие: вызывать эмоциональный отклик на звуки природы, упражнять в продуктивных видах деятельности с фольгой.
Материалы: звукозапись природы и птиц, иллюстрации с картинами живой природы, явлений неживой природы и рукотворного мира, дид. игра «Паровоз зверей», карточки ТРИЗ (твердое, жидкое, газообразное, металлический робот из конструктора, магниты по кол-ву детей, скрепки, миска с пуговицами и шайбочками, куски фольги, 3 картонно- пластилиновые основы, пайетки 3 цветов, простые карандаши.
Предварительная работа: организованная работа по ознакомлению с природой, ТРИЗ –занятия «Маленькие человечки», занятия «Удивительный магнит», игра «Магнитный конструктор» .
Ход занятия:
В группе столы расставлены на 3 группы (живая природа, неживая, рукотворный мир, на ковре стулья стоят по краю.
В-ль: Ребята, давайте помолчим и прислушаемся, что вы слышите?
(запись звуков природы и пение птиц)
Дети: Природа, птицы, весна, ручеек, лес, ветер.
В-ль: назовите, пожалуйста, признаки весны.
Дети: тает снег, становится теплее, появляется трава и листья, цветут деревья и цветы, день удлиняется, птицы возвращаются, строят гнёзда, выводят птенцов, животные заводят и заботятся о потомстве, одежда носится легче, часто идет теплый дождь, на полях начинаются сельхоз. работы…
В-ль: Давайте подытожим всё это пальчиковой игрой «Апрель»
Дети: кап-кап-кап- звенит капель. (указательным пальцем стучим по ладони)
Приближается апрель. (приглашающие движения к себе)
Мы апрель с тобой встречаем (пожимание рук со сменой)
И приметы посчитаем. (сжимание и разжимание пальцев)
Солнце ярко светит -1, (из кулака отводим в сторону большой палец)
Травка зеленеет-2, …указательный)
Птицы возвращаются к нам-3, …средний)
Дождик тёплый льёт-4, … безымянный)
С удовольствием идём гулять- это 5. … мизинец, показать ладонь).
В-ль: Пойдемте гулять на ковер. (На ковре разложены картинки природы)Ребята, выберите понравившуюся картинку и садитесь с ней на стульчик. (Дети выполняют задание, оставшиеся картинки берёт воспитатель). А теперь давайте попробуем разделить картинки на группы : живая природа, неживая природа, рукотворный мир. (показывает направление на стол)
Дети называют свою картинку, в какой группе можно её отнести, кладут на стол.
1 стол –«Живая природа» классификация: люди (мужчины, женщины, мальчики, девочки., домашние животные, дикие животные, фрукты, овощи, деревья. (Вопросно-ответная форма, индивидуальные ответы и дополнения)
Дидактическая игра «Паровоз зверей» . Цель: закрепить представления о классах в живой природе, группировать по классам :домашние и дикие животные, рыбы, птицы, насекомые, закрепить умение соединять кусочки пазлов замковым способом.
2 стол- «Неживая природа» (явления природы и космос)
Загадки: 1. Украшал ночную синь серебристый апельсин,
А прошла неделя только от него осталась долька. (луна)
2. Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось, не кроилось, с неба на землю свалилось. (снег)
3. По полю рыщет, поёт да свищет,
Деревья ломает, к земле прижимает. (ветер)
4. Пушистая вата плывет куда- то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча)
5. Приказало Солнце : «Стой,семицветный мост крутой.»
Тучи скрыли солнца свет,рухнул мост, а щепок нет. (радуга)
(дети отгадывают загадки опираясь на картинки на столе как подсказку)
В-ль: Ребята, скажите, что это за человечки (показывает последовательно 3 ТРИЗ-картинки)
Дети: маленькие человечки, из них состоят твердые, жидкие и газообразные вещества.
В-ль: А какое вещество может быть во всех трёх состояниях последовательно?
Дети: Это вода.
В-ль: Верно, давайте поиграем, превратимся маленьких человечков и покажем воду в разных состояниях. «Была зима и выпал снег, он слежался в твёрдый лёд. (дети берутся за руки) Пригревало солнышко и лёд начал таять, потекли ручейки. (Дети отпускают руки, стоят рядом). Солнышко припекало так жарко, что вода начала превращаться в пар. (дети начинают движение по одному в разных направлениях) Но в небе было холодно и пар превратился в капли дождя. (дети стоят в рассыпную по одному).А ночью стало так холодно, что лужа покрылась льдом. (Дети берутся за руки)»
3 стол – «Рукотворный мир» : транспорт (виды транспорта и функции).
В-ль: Ребята посмотрите это же робот. Интересно из чего он сделан, давайте посмотрим и пощупаем его и назовем свойства.
Дети: он тяжелый, твёрдый, прочный, гладкий, холодный. Металлический.
В-ль : А вы уверенны, что это металл? Как нам проверить?
Дети: Магнитом.
В-ль : Ребята, пусть каждый из вас возьмет магнит и мы превратимся в исследователей и проведем серию опытов.
Опыты с магнитами: 1 «Притянет, не притянет». Определить состав робота, найти металлические детали в группе.
2 «Цепочка из скрепок». Определить силу своего магнита и выявить свойство проводить магнитные силы через металл.
3 «Мы фокусники». Выявить и достать металлические предметы среди разных материалов (блестящие пластиковые пуговицы, мет. шайбы, скрепки, мет. шарики).
Психогимнастика «Мы магниты»
В-ль: Представьте себе, что мы все магниты. И можем притягиваться к друг другу разными частями тела. Я буду давать задания, а вы выполняйте. Примагнитьтесь друг к другу ладошками, указательными пальцами, плечами, щеками, коленями, спинами, затылками.
(дети выполняют задание в парах)
В-ль: Ребята, а кто знает, что это? (показывает кусок фольги). Правильно, это фольга. Как вы думаете из чего она сделана? Да,она металлическая. Давайте определим её свойства. (манипуляции с фольгой, дети называют свойства).
Дети: Фольга блестящая, тонкая, мнется, разглаживается, продавливается, держит форму, рвется.
В-ль: Знаете у меня возникла идея, давайте нашему роботу создадим весеннюю полянку. Но думаю, что живые цветы не смогут расти и цвести среди металла. Что же делать? Ребята, фольга сможет нам помочь. (Делит детей на три подгруппы, каждая на своём столе работает на общем фоне в своей технике. Кружочки из фольги в центре продавливаются карандашом – «цветы на полянке», квадратики вкатываются в комочек –«роса на лепестках», полоски фольги скручиваются в спираль карандашом –«дождь из тучек». Выкладываются на пластилиновую основу. Робот ставится в центр из трёх композиций)
В-ль: Смотрите, мне кажется, что роботу стало веселее. Понравилось вам быть исследователями? Конечно, это интересно познавать мир.