Елена Стеченко
Конспект НОД для детей средней группы «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить уровень представлений детей о живой и неживой природе, создать условия для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.
- Физическое развитие: обеспечить баланс образовательной и двигательной деятельности, используя физкультпаузы и разные виды организации;
-Речевое развитие: развивать речь детей посредством приёма «расскажи стихи руками», отгадывания загадок, расширять словарь по теме «Магнит» (магнит, отталкивание, поле, полюс, сила, притяжение,железный, металлический, положительный, отрицательный, действовать, намагничивать, отталкивать, прилипать, притягивать)
Публикация «Конспект НОД для детей средней группы „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
-Познавательное развитие: обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать свою деятельность;
-Социально- коммуникативное развитие:-упражнять детей работать в большой и малой подгруппе, в паре, решать проблему сообща;
-Художественно-эстетическое развитие: вызывать эмоциональный отклик на звуки природы, упражнять в продуктивных видах деятельности с фольгой.
Материалы: звукозапись природы и птиц, иллюстрации с картинами живой природы, явлений неживой природы и рукотворного мира, дид. игра «Паровоз зверей», карточки ТРИЗ (твердое, жидкое, газообразное, металлический робот из конструктора, магниты по кол-ву детей, скрепки, миска с пуговицами и шайбочками, куски фольги, 3 картонно- пластилиновые основы, пайетки 3 цветов, простые карандаши.
Предварительная работа: организованная работа по ознакомлению с природой, ТРИЗ –занятия «Маленькие человечки», занятия «Удивительный магнит», игра «Магнитный конструктор» .
Ход занятия:
В группе столы расставлены на 3 группы (живая природа, неживая, рукотворный мир, на ковре стулья стоят по краю.
В-ль: Ребята, давайте помолчим и прислушаемся, что вы слышите?
(запись звуков природы и пение птиц)
Дети: Природа, птицы, весна, ручеек, лес, ветер.
В-ль: назовите, пожалуйста, признаки весны.
Дети: тает снег, становится теплее, появляется трава и листья, цветут деревья и цветы, день удлиняется, птицы возвращаются, строят гнёзда, выводят птенцов, животные заводят и заботятся о потомстве, одежда носится легче, часто идет теплый дождь, на полях начинаются сельхоз. работы…
В-ль: Давайте подытожим всё это пальчиковой игрой «Апрель»
Дети: кап-кап-кап- звенит капель. (указательным пальцем стучим по ладони)
Приближается апрель. (приглашающие движения к себе)
Мы апрель с тобой встречаем (пожимание рук со сменой)
И приметы посчитаем. (сжимание и разжимание пальцев)
Солнце ярко светит -1, (из кулака отводим в сторону большой палец)
Травка зеленеет-2, …указательный)
Птицы возвращаются к нам-3, …средний)
Дождик тёплый льёт-4, … безымянный)
С удовольствием идём гулять- это 5. … мизинец, показать ладонь).
В-ль: Пойдемте гулять на ковер. (На ковре разложены картинки природы)Ребята, выберите понравившуюся картинку и садитесь с ней на стульчик. (Дети выполняют задание, оставшиеся картинки берёт воспитатель). А теперь давайте попробуем разделить картинки на группы : живая природа, неживая природа, рукотворный мир. (показывает направление на стол)
Дети называют свою картинку, в какой группе можно её отнести, кладут на стол.
1 стол –«Живая природа» классификация: люди (мужчины, женщины, мальчики, девочки., домашние животные, дикие животные, фрукты, овощи, деревья. (Вопросно-ответная форма, индивидуальные ответы и дополнения)
Дидактическая игра «Паровоз зверей» . Цель: закрепить представления о классах в живой природе, группировать по классам :домашние и дикие животные, рыбы, птицы, насекомые, закрепить умение соединять кусочки пазлов замковым способом.
2 стол- «Неживая природа» (явления природы и космос)
Загадки: 1. Украшал ночную синь серебристый апельсин,
А прошла неделя только от него осталась долька. (луна)
2. Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось, не кроилось, с неба на землю свалилось. (снег)
3. По полю рыщет, поёт да свищет,
Деревья ломает, к земле прижимает. (ветер)
4. Пушистая вата плывет куда- то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча)
5. Приказало Солнце : «Стой,семицветный мост крутой.»
Тучи скрыли солнца свет,рухнул мост, а щепок нет. (радуга)
(дети отгадывают загадки опираясь на картинки на столе как подсказку)
В-ль: Ребята, скажите, что это за человечки (показывает последовательно 3 ТРИЗ-картинки)
Дети: маленькие человечки, из них состоят твердые, жидкие и газообразные вещества.
В-ль: А какое вещество может быть во всех трёх состояниях последовательно?
Дети: Это вода.
В-ль: Верно, давайте поиграем, превратимся маленьких человечков и покажем воду в разных состояниях. «Была зима и выпал снег, он слежался в твёрдый лёд. (дети берутся за руки) Пригревало солнышко и лёд начал таять, потекли ручейки. (Дети отпускают руки, стоят рядом). Солнышко припекало так жарко, что вода начала превращаться в пар. (дети начинают движение по одному в разных направлениях) Но в небе было холодно и пар превратился в капли дождя. (дети стоят в рассыпную по одному).А ночью стало так холодно, что лужа покрылась льдом. (Дети берутся за руки)»
3 стол – «Рукотворный мир» : транспорт (виды транспорта и функции).
В-ль: Ребята посмотрите это же робот. Интересно из чего он сделан, давайте посмотрим и пощупаем его и назовем свойства.
Дети: он тяжелый, твёрдый, прочный, гладкий, холодный. Металлический.
В-ль : А вы уверенны, что это металл? Как нам проверить?
Дети: Магнитом.
В-ль : Ребята, пусть каждый из вас возьмет магнит и мы превратимся в исследователей и проведем серию опытов.
Опыты с магнитами: 1 «Притянет, не притянет». Определить состав робота, найти металлические детали в группе.
2 «Цепочка из скрепок». Определить силу своего магнита и выявить свойство проводить магнитные силы через металл.
3 «Мы фокусники». Выявить и достать металлические предметы среди разных материалов (блестящие пластиковые пуговицы, мет. шайбы, скрепки, мет. шарики).
Психогимнастика «Мы магниты»
В-ль: Представьте себе, что мы все магниты. И можем притягиваться к друг другу разными частями тела. Я буду давать задания, а вы выполняйте. Примагнитьтесь друг к другу ладошками, указательными пальцами, плечами, щеками, коленями, спинами, затылками.
(дети выполняют задание в парах)
В-ль: Ребята, а кто знает, что это? (показывает кусок фольги). Правильно, это фольга. Как вы думаете из чего она сделана? Да,она металлическая. Давайте определим её свойства. (манипуляции с фольгой, дети называют свойства).
Дети: Фольга блестящая, тонкая, мнется, разглаживается, продавливается, держит форму, рвется.
В-ль: Знаете у меня возникла идея, давайте нашему роботу создадим весеннюю полянку. Но думаю, что живые цветы не смогут расти и цвести среди металла. Что же делать? Ребята, фольга сможет нам помочь. (Делит детей на три подгруппы, каждая на своём столе работает на общем фоне в своей технике. Кружочки из фольги в центре продавливаются карандашом – «цветы на полянке», квадратики вкатываются в комочек –«роса на лепестках», полоски фольги скручиваются в спираль карандашом –«дождь из тучек». Выкладываются на пластилиновую основу. Робот ставится в центр из трёх композиций)
В-ль: Смотрите, мне кажется, что роботу стало веселее. Понравилось вам быть исследователями? Конечно, это интересно познавать мир.