Максимова Наталья Викторовна
Конспект НОД для детей средней группы «Распорядок дня соблюдай, здоровье укрепляй»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных социально-экономических условиях развития российского общества одним из приоритетных направлений государственной политики является формирование здорового образа жизни среди детей раннего и дошкольного возрастов. Статистика свидетельствует, что у современных дошкольников наблюдается ухудшение здоровья: только 30% дошкольников могут считаться полностью здоровыми, а 70% имеют различные отклонения в состоянии здоровья.
Публикация «Конспект НОД для детей средней группы „Распорядок дня соблюдай, здоровье укрепляй“» размещена в разделах
Учёными доказано, что здоровье дошкольников на 60-70% зависит от образа жизни, и только здоровый образ жизни способствует сохранению и укреплению здоровья. Наша задача, как педагогов создавать условия для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. Одним из таких условий является включение в образовательный процесс валеокурса для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья», автор И. В. Меньшов. Одним из правил является соблюдение распорядка дня.
Цель:
Создание условий для формирования представлений о распорядке дня как о правиле здорового образа жизни.
Задачи:
- Воспитывать ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни
- Развивать внимание, логическое и творческое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи
- Формировать представления о распорядке дня как о правиле здорового образа жизни, его основных составляющих
- Закреплять знания о частях суток
Предполагаемые результаты: у дошкольников сформируются представления о распорядке дня, как о правиле здорового образа жизни.
Возрастной и количественный состав: дети средней группы детского сада (4-5 лет) в количестве 20-ти человек.
Условия для проведения:
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан в рамках реализации валеокурса для дошкольников «Восемь правил и восемь друзей здоровья», автор И. В. Меньшов. Основная идея курса: валеоигрушки способствуют (через наглядно-образное мышление) осознанию каждым ребёнком собственной роли (как личностно значимой) в соблюдении здорового образа жизни, его восьми правил на основе собственных усилий. К каждому правилу разработана валеоигрушка, например, распорядок дня и «Друг здоровья Распорядилкин», личная гигиена и «Друг здоровья Умывалкин» и др. Каждая валеоигрушка имеет свою озвучку, в основе которой лежит совет, направленный на укрепление и сохранения своего здоровья.
В рамках предварительной работы с дошкольниками была проведена беседа о здоровье, в ходе которой детям сообщалось, что здоровый образ жизни это поведение, которое направлено укрепление и сохранение здоровья. О том, что педагог знаком с «Друзьями здоровья», которые могут рассказать воспитанникам, что надо делать, чтобы быть здоровым. Дети с педагогом приняли решение пригласить «Друзей здоровья» в группу детского сада.
Оборудование и реквизиты:
Валеокукла «Распоряделкин»; картинки, отражающие режимные моменты; дидактическая игра «Мой распорядок дня»; раскраска; рюкзак с предметами-помощниками, плакат - календарь «Мой режим дня».
Рекомендуемое помещение:
Группа детского сада
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня представлений о здоровье, здоровом образе жизни, распорядке дня, как о правиле здорового образа жизни; формирование готовности применять способы соблюдения распорядка дня и важности распорядка дня для укрепления и сохранения здоровья.
Ход деятельности
Процесс вовлечения
В игровом центре появляется новая кукла, она сидит на стульчике, около неё стоят часы.
(Дети, увидев куклу с часами, задают вопросы: «Как зовут куклу?» «Зачем ей часы?».
- Ребята, к нам в гости прибыл один из друзей здоровья. Зовут его Распоряделкин. Он сейчас вам сам про себя всё расскажет.
Воспитатель включает валеокуклу «Друг здоровья Распоряделкин».
Распоряделкин: Привет! Я друг здоровья Распоряделкин. Чтоб здоровье укреплять, распорядок дня надо соблюдать: начинать свой день с зарядки, кушать, отдыхать, играть, во время ложиться спать, чтобы бодрым новый день встречать. Совет Распоряделкина соблюдай и здоровье укрепляй. (Длительность: 2 минуты)
Процесс целеполагания
- Скажите, пожалуйста, чтобы укреплять своё здоровье Распоряделкин в течение дня играет, отдыхает, кушает, а как вы проводите свой день, чем занимаетесь?
Примерные ответы детей: Играем, кушаем, гуляем, спим, рисуем, бегаем, занимаемся и т. д.
Воспитатель: У нашего друга Распоряделкина весь день проходит по порядку. Потому что для здоровья очень важно кушать, играть и ложиться спать в опре-делённое время, поэтому у него всегда с собой часы.
А вы хотите узнать, как правильно выстраивать свой распорядок дня, чтобы быть здоровыми?
Примерные ответы детей: Да, хотим. (Длительность: 2 минуты)
Процесс планирования
- С собой Распоряделкин принёс не только часы, но и плакат - календарь «Мой режим дня» Его клеточки пока пустые, если мы сможем их заполнить, то у нас получится распорядок дня в детском саду, который мы будем соблюдать и здоровье укреплять.
Плакат размещается на стене. (Длительность: 1 минута)
Процесс деятельности
Детям предлагается сесть на стульчики на ковре полукругом.
- Для заполнения календаря нам нужно подробно вспомнить все то, чем мы занимаемся в детском саду.
Для этого педагог предлагает детям рассказать Распоряделкину, чем они занимаются в детском саду. Валеокукла передаётся детьми по кругу. Ребёнок, у кого находится кукла говорит: «В детском саду я…» (произносит мероприятия распорядка дня, например, обедаю, играю, днём сплю и т. д.). Повторение мероприятий дня не допускается, при необходимости педагог помогает детям в подборе слов, названий мероприятий детского сада.
- Какие вы молодцы! Распоряделкин очень удивлен тем, какой у вас насыщенный день в детском саду, сколько всего интересного вы делаете. Он хочет узнать, а в какое время дня вы этим занимаетесь? Расскажите ему?
- У друга здоровья Распоряделкина есть картинки с разным временем дня нам необходимо подобрать к ним карточки с изображением режимных моментов.
На трёх столах приготовлены одинаковые наборы картинок с изображением разных режимных моментов. На каждом столе лежит картинка с изображением времени суток: утро, день, вечер.
Дети с педагогом подходят к первому столу, валеокукла сопровождает ребят.
- Чтобы определить, какое время суток изображено на картинке Распоряделкин подготовил вам загадки.
Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются (Утро).
- Конечно, это утро. Что мы делаем с утра в детском саду? С чего начинается наш день?
Примерные ответы детей: завтракаем, делаем зарядку, моем руки, приходим в садик и т. д.
Дети выбирают карточки с режимными моментами, которые относятся к этому времени суток и размещают их вокруг картинки.
Переходят ко второму столу.
Солнце утро растопило,
Света много напустило,
И зверей загнало в тень,
Наступил ребята… (День).
- Что мы делаем днём?
Примерные ответы детей: обедаем, гуляем, рисуем, читаем, спим и т. д.
Дети выбирают карточки с режимными моментами, которые относятся к этому времени суток и размещают их вокруг картинки.
Переходят к третьему столу.
День завершился,
А ночь не пришла,
А, что между ними,
Кто скажет друзья? (Вечер).
- И эту загадку вы угадали! Как вы проводите вечер в детском саду?
Примерные ответы детей: играем, ждём родителей, уходим домой и т. д.
Дети выбирают карточки с режимными моментами, которые относятся к этому времени суток и размещают их вокруг картинки. Здесь же педагог загадывает ещё одну загадку.
В сутки раз я прихожу,
Сон, покой я привожу.
Встретить все меня не прочь,
И зовусь я просто… (Ночь).
- Друзья, ночью в детском саду, что вы делаете?
Примерные ответы детей: Ночью детский сад не работает, ночью мы дома спим.
- Распоряделкин рад за вас, ребята, и говорит, что вы молодцы! Он видит, что вы соблюдаете его правила и не нарушаете свой режим дня. Это значит, что вы все будете здоровыми и полными сил. А его часы говорят нам, что пора отдохнуть и размяться.
Проводится физкультминутка:
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий при-сед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
По окончании физкультминутки дети садятся на стульчики.
- Друзья, а знаете ли вы, что у друга здоровья Распоряделкина, кроме часов, есть еще предметы, которые помогают ему соблюдать распорядок дня. Посмотрим на эти предметы-помощники?
Воспитатель достаёт рюкзак с предметами-помощниками и предлагает детям, на ощупь определить, что это за предмет и для чего он нужен. Например: зубная щетка, необходима в процессе умывания, ей мы пользуемся утром и вечером.
Воспитатель: Ребята, в рюкзаке у Распоряделкина все предметы-помощники перепутались, давайте поможем ему разложить их по своим местам?
Дети берут предметы-помощники и раскладывают их на столы с картинками: утро, день, вечер.
Предметы-помощники добавляются по количеству детей и могут повторяться.
- У вас получилось все просто замечательно! Теперь Распоряделкин уверен, что вы сможете выстроить свой распорядок дня в детском саду.
Дети берут со столов картинки, с изображением режимных моментов и выкладывают их на плакат в правильной последовательности (приход детей в детский сад, утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д.)
- Вот мы с вами и построили наш режим дня в детском саду. Он и вправду у нас очень интересный и насыщенный. А давайте и дальше будем заполнять наш плакат и проверять всегда ли мы соблюдаем наш режим дня. (Длительность: 13
минут)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришёл друг здоровья Распоряделкин, о чем же он нам рассказал?
Примерные ответы детей: О том, что нам надо со-блюдать свой режим дня, чтобы быть здоровым.
- Друг здоровья Распоряделкин останется с нами и будет смотреть, как мы соблюдаем распорядок дня. В подарок для вас он приготовил раскраски со своим изображением, чтобы вы помнили его главное правило «Режим дня соблюдай и здоровье укрепляй!»
После окончания занятия дети определяют место в группе, где будет «жить» друг здоровья Распоряделкин. (Длительность: 2 минуты)
Друг здоровья Распоряделкин
Свой режим мы составляем….
Все о нём теперь мы знаем.
Закрепляем представления в игровой деятельности
Дидактическая игра «Мой распорядок дня»