Татьяна Галеева
Конспект НОД детей группы старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет «Моя родословная. Генеалогическое дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром детей группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
Тема: «Моя родословная. Генеалогическое дерево»
Автор разработки: Галеева Т. Г., воспитатель первой квалификационной категории.
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие
Публикация «Конспект НОД детей группы старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет „Моя родословная, Генеалогическое дерево“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Цель непосредственной образовательной деятельности: способствовать познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности. Задачи:
Образовательные:
ОО «Познавательное развитие»
1. Развивать навыки в познавательно – исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам.
2. Содействовать проявлению творческой проектной деятельности индивидуального и творческого характера.
3. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности.
ОО «Социально – коммуникативные»
1. Формировать нравственно – этические представления о взаимоотношениях людей.
2. Способствовать становлению личности с помощью изучения родословной и жизни своих предков.
ОО «речевое развитие»
1. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими качества характера близкого человека;
3. Совершенствовать умения составлять рассказы о своей семье на основании генеалогического древа; содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях.
4. Обогащать словарь терминами родства (предки, родословная, генеалогическое дерево, семейный альбом).
5. Совершенствоватьумения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Развивающие:
ОО «Познавательное развитие»
1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей.
ОО «Социально – коммуникативные»
1. Закрепить представления о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.
ОО «Речевое развитие»
1. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
1Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в аппликации.
2. Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.
Воспитательные:
ОО «Познавательное развитие»
1. Формировать представление о том, ребенок член большой семьи переходящей из поколения в поколение.
ОО «Речевое развитие»
1. Воспитывать желание и умение слушать рассказы своих товарищей.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
1. Продолжать воспитывать интерес к аппликации.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная (аппликация).
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: макет генеалогического древа, разнообразные работы детей с родословными, презентационный материал, музыкальное сопровождение, микрофон.
Раздаточный материал: бейджи на каждого ребенка, клей-карандаш, готовые трафареты, семейные фотографии, ножницы, карандаши, салфетки, клеенки для наклеивания.
ТСО: ноутбук, проектор, экран, магнитофон.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
(предварительная работа) : закрепление имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек. Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи и ее членов. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями. Словесная игра «Скажи наоборот»; сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактическая игра «Кто старше, кто младше», «Доскажи»; настольно-печатная игра «Мамины помощники», игра с движением «Дом», «Здравствуйте», пальчиковая игра «Семья». Загадки на тему «Семья»; чтение художественных произведений А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка.»; обр. А. Н. Толстого «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди». Рисование на тему «С кем я живу».
Взаимодействие с родителями: индивидуальные беседы по ознакомлению родителей с проектной деятельностью. Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа». «Презентация-рассказ о родословной», День открытых дверей «Посещение НОД «Моя родословная. Генеалогическое дерево».
Индивидуальная работа: Ярослав, Илья - помочь преодолеть застенчивость и вовлечь в коммуникативную, познавательно-исследовательскую деятельность через выступление на тему «Моя родословная. Генеалогическое дерево» в сопровождении презентации; Арина, Витя, Полина. - поощрять попытки высказывать своё мнение; Арина, Гоша, Даша, Катя – упражнять в согласовании слов в предложении.
Методы и приё мы:
- наглядный: просмотр мультимедийной презентации по теме: «Моя родословная. Генеалогическое дерево»; рассматривание родословных на основании «генеалогического дерева».
- словесный: психогимнастика, обобщающая беседа, повторение, объяснение, указание, словесные упражнения, вопрос-ответ, чтение рассказа, поощрение;
- практический: погружение в игровую ситуацию, практические действия (творческое задание по созданию коллективной работы).
- игровой: игровая мотивация, дидактические игры и упражнения, сюрпризный момент, использование воображаемой игровой ситуации
Словарная работа:
Пассивный словарь: «Родословная», «Генеалогическое дерево».
Проект – это буквально «брошенный вперед», путь замысла или способ планирования.
Активный словарь: семья, семейный альбом, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Ожидаемые результаты:
• Дети показывают первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности по теме: «Моя родословная. Генеалогическое дерево», при помощи педагога и родителей представляют оформление ее результатов для презентации сверстникам.
• Дошкольники проявляют любознательность и познавательное развитие.
• Родители активно участвуют в исследовательской деятельности детей.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
В приемной. Психогимнастика «Тепло рук» (игра с движением).
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.
Покажите свои ладошки.
Потрите их друг о дружку.
Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:
Утро настает, солнышко встает.
Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Игровая мотивация
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? (ответы детей). Предлагаю всем участникам одеть бейджи. Нам не хватает Телеведущего. Эту роль я возьму на себя. А все, кто к нам пришел в гости будут?
Дети: Зрителями.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кто нам еще необходим, чтобы передача состоялась? Правильно, нужен оператор, который нашу передачу будет снимать. Я пригласила настоящего телеоператора, зовут его Андрей. Роли распределили, все готово? Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали.
Добрый день уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята из детского сада «Садко» города Сургута. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, своей семье, о своих дорогих и близких людях. В начале нашей передачи предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе.
Участники: Разрешите представиться. Меня зовут Ярослав, мне 6 лет и живу я в городе Сургуте (дети по очереди представляются и немного рассказывают о себе).
Телеведущий: Благодарю участников передачи. Ребята, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?
Участники: Никого роднее мамы в целом мире нет.
Телеведущий: Я предлагаю сказать в микрофон красивые слова своей маме.
Участники: Милая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная и замечательная.
Телеведущий: А какие слова можно о папе сказать?
Участники: сильный, мужественный, смелый, спортивный, добрый, приветливый, надежный и др.
Телеведущий: Молодцы, скажите, что означает слово «семья»?
Участники: семья – это близкие родственники, живущие вместе.
Телеведущий: Каких вы знаете близких родственников?
Участники: брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка.
Телеведущий: К нам на передачу пришло письмо от одной девочки, в котором она пишет, что ей уже 6 лет и скоро она пойдет в школу. В письме она обращается с просьбой составить рассказ о своей родословной и прислала необычное дерево. Посмотрите, что это за дерево?
Участники: Генеалогическое.
Телеведущий: Правильно. (На мольберте модель генеалогического древа, дети его рассматривают). Скажите, для чего необходимо это дерево?
Участники: чтобы сохранить для будущих поколений память о своих родственниках.
Телеведущий: Скажите, пожалуйста, а как по другому хранили память о своих предках, пока не придумали такое дерево?
Участники: сначала записывали имена и фамилии в специальных тетрадях, а потом передавали эти сведения своим детям, внукам, правнукам.
Телеведущий: Как они назывались?
Участники: «родословными»
Телеведущий: Молодцы, правильно, а потом что придумали?
Участники: Придумали зарисовывать свою «родословную» в виде дерева.
Телеведущий: Что означали листочки и ветки этого дерева?
Участники: Ветки означали поколения, а листочки членов семьи (детей, родителей, бабушек, дедушек и т. д.)
II. Основная часть
Телеведущий: А вы знаете свою родословную? Я вижу, что один из участников уже готов нам рассказать о своем генеалогическом дереве. (Марат рассказывает).
Телеведущий: Как хорошо Марат рассказал о своей семье, сразу видно, что он очень их всех любит. Соня тоже желает нам рассказать, но она в студию пришла не одна, а со своей мамой. Давайте поприветствуем Елену Николаевну. (Соня с мамой рассказывают про свою родословную)
Телеведущий: Очень интересно вы рассказали о своих семьях. Сейчас у нас рекламная пауза. Уважаемые зрители и телезрители не уходите далеко от экранов, мы с вами встретимся ровно через минуту. Давайте немного поиграем, и наши зрители, я думаю, тоже к нам присоединяться. Участники подойдите ко мне и встаньте так, чтобы оператору было всех видно. Давайте вырастим свое дерево.
Психогимнастика (Включается музыка.)
Представьте себе, что вы сморщенное семечко
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками) .
С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься) .
У него раскрываются листочки
(руки убирают с головы и тянут вверх) .
Растет стебелек
(вытягивается тело).
Появляются веточки с бутонами
(руки в стороны, пальцы сжаты) .
Наступает радостный момент — бутоны лопаются.
(резко разжимаются кулачки).
Росток превращается в цветущее дерево.
Телеведущий: И так, мы снова на передаче. Я вижу, две сестренки хотят нам рассказать о своей семье, пожалуйста, проходите (девочки рассказывают о своей родословной). Спасибо за интересный рассказ, давайте поблагодарим. К нам в студию пришла Надежда Николаевна, поприветствуем ее. Она не только расскажет, но и покажет сюжет про свою родословную. Внимание на экран. (показ сюжета).
(выступление Н. Н.)
Телеведущий: Спасибо Надежда Николаевна за интересный рассказ.
Очень красивая, дружная и добрая семья, давайте тоже поблагодарим за предоставленный нам материал. И в заключении передачи хочется сказать, что СЕМЬЯ имеет огромное значение в жизни человека. Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение. Стоп, мотор. Всем большое спасибо, но мы с вами не прощаемся, а переходим в творческую мастерскую вместе с родителями. Усаживайтесь все поудобней. Ребята, подумайте, можно ли сказать, что мы с вами одна большая семья? Почему?
Дети: Потому что мы много времени проводим вместе: играем, занимаемся, гуляем, трудимся, дружим т. д.
Воспитатель: Правильно. Давайте сейчас все вместе сделаем как бы наш общий семейный коллаж. (Коллективная продуктивная деятельность детей и родителей)
III.Заключительная часть
Воспитатель: посмотрите, какой замечательный коллаж у нас получился. Подойдите все, пожалуйста, ко мне, давайте рассмотрим и послушаем Илью: «Берегите друг друга
Добротой согревайте
Берегите друг друга
Обижать не давайте
Берегите друг друга
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте.»