Олимпиада Лынова
Конспект НОД «Дерево мудрости»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Дерево мудрости»
Цели:
Закрепить у детей умение ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звуков;
Развивать логическое мышление детей в процессе выполнения заданий типа морфологической дорожки, цепочки слов, шифрограмм, в составлении "живых слов";
Расширять словарный запас детей, тренировать в подборе антонимов к существительным и прилагательным;
Упражнять детей в чтении и знании пословиц и поговорок, понимании их смысла.
Публикация «Конспект НОД „Дерево мудрости“» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям макет дерева с отрывающимися листьями – "Дерево мудрости", которое появилось, чтобы поделиться своей мудростью с людьми.
Дети рассматривают и называют части дерева (корни, ствол, ветки, листья).
Воспитатель обращает внимание детей на корни дерева, проводя аналогию между тем, как дерево уходит корнями в глубь земли, так и учение, знания уходят корнями в народную мудрость. Затем предлагает детям восстановить народные пословицы и поговорки, соединив линией их части, и объясняют значение.
Воспитатель отрывает первый листок с "Дерева мудрости". Под ним скрывается " грамматическая арифметика". Дети должны, сложив буквы, составляющие два слова, получить третье.
Липа + нота = животное (антилопа)
Том + вата = оружие (автомат)
Рыба + соки = фрукты (абрикосы)
2. Под вторым листочком скрывается " волшебная дорожка". В домиках на дорожке живут кусочки слов, а путешествовать отправиться звук "К".
– ОЛ СО – СУ – – ОТ – ЛУБ ТО –
Дети читают слова вслух.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Солнышко все выше, выше,
Ветерок все тише, тише.
Ах, какая стрекоза,
Как горошины глаза:
Влево, вправо, взад – вперед,
И совсем наоборот!
(Движения должны имитировать движения по содержанию стихотворения)
3. Воспитатель отрывает третий листочек с " Дерева мудрости". Под ним "Цепочки слов" (изменяя одну букву в каждом следующем слове превращают аиста в луну).
П А Л Ь Ч И К О В А Я Г И М Н А С Т И К А.
Воспитатель говорит:
" Молодые аисты – шалуны
Часто добираются до Луны.
С облака на облако в пять минут,
Повторить попробуй -ка их маршрут.
А если не сможешь – спешим мы помочь–
Загадки тебе загадать мы не прочь…"
Дети отгадывают загадки, записывают слова цепочкой, отмечая букву, которая меняется, и дав характеристику звуку.
" … – Я долговяз и белокрыл (аист)
… – Я желтый, но зеленым был (лист)
… – Мне ежик лапу уколол (лиса)
… – А я люблю гуденье пчел (липа)
… – Все видеть вам я помогаю (лупа)
… – На небе ночью я бываю (луна)
Аист – Лист – лисА – лиПа – лУпа – луНа.
4. А под следующим листочком скрывается игра " Наоборот" (подбор антонимов – слов с противоположным значением к данным словам). Причем воспитатель выслушивает все варианты, но записывает только необходимые в столбик:
Грязный – Чистый
Искусственный – Естественный
Трусливый – Смелый
Мягкий – Твердый
Грубый – Нежный
Замкнутый – Открытый
Сильный – Слабый
Светлый – Темный
Воспитатель предлагает прочесть слово, образованное первыми буквами слов – антонимов, если нужно добавить что-то (ь) и объяснить его роль. Затем дети дают толкование этому слову.
Г И М Н А С Т И К А Д ЛЯ Г Л А З по Э. С. Аветисову:
1. Быстро поморгать глазами (1-2 минуты)
2. В руке у ребенка любой предмет. Переложить его из одной руки в другую, проследив за ним глазами (не поворачивая головы) 2-3 раза с каждой руки.
5. Затем воспитатель снимает последний листок с дерева и предлагает вниманию детей шифрограмму. Дети расшифровывают слова и записывают их в тетрадь.
(Дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочка, моя семья).
6. Занятие заканчивается подвижной игрой " Веселая азбука"
Суть игры такова: каждому ребенку присваивается название одной буквы русского алфавита. По просьбе воспитателя дети составляют "живые слова".
Например: Воспитатель говорит слово "кот". Дети выстраиваются по порядку слева направо (ребенок–буква К, ребенок– буква О, ребенок – буква Т). Дети могут запоминать свою букву или брать ее изображение и закреплять на себе. В этом случае после составления слова остальные дети смогут это слово прочесть, и, при необходимости, исправить ошибку.
Игра продолжается до тех пор, пока она интересна детям.