Ольга Морозкина
Конспект НОД по чтению детям сказки Д. Мамина-Сибиряка
Конспект НОД «Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»».
Цель:
Познакомить детей с авторской литературной сказкой.
Помочь понять, почему автор так уважительно называет комара.
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о писателе Д. Мамине - Сибиряке с целью формирования понятия об авторской литературе.
Публикация «Конспект НОД по чтению детям сказки Д, Мамина-Сибиряка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Мамин-Сибиряк Д. Н.
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
2. Чтение произведения «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка (из репертуара для детей 3–4 лет) с целью повторить необычное название сказки – характеристику зайца.
3. Чтение первой части сказки Д. Мамина - Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».
Организационный момент, начало занятия:
Воспитатель наряжается в бабушку Варвару-сказочницу.
Бабушка: Здравствуйте, детушки мои ненаглядные. (Дети здороваются)
Бабушка: Милости просим! Проходите, не стесняйтесь. Я гостям всегда рада.
Бабушка: Ой, сколько вас много. Меня зовут бабушка Варвара. А вы знаете, я бабушка не простая, я сказочница и вместе со мной здесь живут сказки! Хотите узнать какие?
Дети: да.
Бабушка: Ребята, вот только старенькая я уже, что-то в голове моей все сказки перепутались, помогите мне сказки вспомнить! Вот я слова помню, а названия позабыла, слишком много их в моей голове.
Бабушка: Поможете мне?
Дети: Поможем!
Бабушка: Вы, ребята, помогите, Сказки все мне разберите. Я буду вам читать отрывки из разных сказок, а вы попробуете отгадать, что это за сказка.
Дети вместе с воспитателем: Раз, два, три игру начни.
Бабушка:
- Я от волка ушел, от медведя ушел, а от тебя лиса и подавно убегу (колобок)
- Увидел мишутка свою пустую чашку и запищал тонким голосом- кто хлебал из моей чашки и все выхлебал? (три медведя)
- А медведь и говорит: лучше я у вас на крыше буду жить. Влез медведь на крышу, только уселся…. (теремок)
-Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам (заюшкина избушка)
-Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко- Дам тебе горошку. (кот, петух и лиса).
Дети называют названия сказок, по услышанному отрывку.
Бабушка: Молодцы ребята, помогли бабушке вспомнить как сказки называются. А сегодня я вам расскажу новую сказку. А о ком она вы узнаете, если отгадаете загадки:
Зазвенел в ушах звоночек,
Тонкий - тонкий голосочек!
А настойчивый какой!
И звенит он над рекой,
И в лесу, и в доме.
Спрячусь я в соломе!
Но наносит свой удар
Неожиданно. (Комар)
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том? (Медведь)
А сказка называется «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост». Ребята, давайте вместе повторим название сказки. Молодцы, а кто помнит автора, который написал для нас такую замечательную сказку? (ответы детей).
А прежде чем я начну рассказывать, надо сказать волшебные слова.
Физкультминутка: На поляне дом стоит, (руки над головой в виде крыши)
Только вход к нему закрыт, (руки скрещены на груди)
Мы ворота открываем, (руки разводим в стороны)
Всех вас в сказку приглашаем (движения кистями, приглашая в гости).
Воспитатель читает произведение «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».
Бабушка: А сейчас мы с вами отдохнём.
Физкультминутка:
Только в лес мы зашли — появились комары (ходьба на месте).
Хлоп-комар над головой, хлоп-у ног комар другой (хлопки ладошками).
Дальше дружно мы шагаем и медведя мы встречаем (ходьба на месте).
Руки за голову кладём и вразвалочку идём (изображаем походку медведя).
Только в поле мы зашли — появились комары (ходьба на месте).
Хлоп-комар над головой, хлоп — под правою ногой, хлоп-под левою ногой.
Бабушка: Вам понравилась сказка? Д: Да
Кто главные герои сказки? Д: Медведь и Комар Комарович
Где улёгся спать медведь? Д: в болоте, где испокон веков живут комары.
Как комары пытались прогнать медведя? Д: Пищали «Я тебя съем»
Что делал медведь, чтобы прогнать комаров? Д: Колотил их берёзой, запустил в них камнем, катался по траве, залез на дерево.
Кто победил - маленькие комарики или сильный медведь? Почему?
Бабушка: Вот ведь каким незадачливым оказался медведь Миша – Короткий хвост. Думал, что велик и силен, никто его не осилит. Однако ошибся косолапый и мохнатый. Кто его смог победить? (ответы детей). Комары его перехитрили, из болота выгнали. Комаром Мамин-Сибиряк восхищается. И смел комар, и настойчив! Как он его уважительно называет? (Комар Комарович). Дал слово Комар Комарович одолеть медведя, нашел способ его сдержать. Собственным примером вдохновил Комар Комарович сородичей и повел их сражаться с огромным медведем. Победила сила духа и отвага, хотя физическое превосходство было на стороне хищника.
Чему же учит сказка Про Комара Комаровича – длинный нос и мохнатого Мишу – короткий хвост? Учит сказка смелости, настойчивости, решительности.
Есть такая пословица: «Один за всех, а все за одного», как вы ее понимаете? (ответы детей). Смысл пословицы заключается в том, что каждый должен поддерживать своих близких и помогать в беде, а друзья всегда должны помогать друг другу.
Подходит эта пословица к нашей сказке? (ответы детей)
(Если останется время, то поиграть) Игра «Комарики и медведь»
Ребята, давайте покажем, как пищат комарики: «З-з-з-з-з». А теперь сами (индивидуально и хором). Давайте споем громкую комариную песню. А теперь тихую (повторяем 2 раза).
А теперь давайте покажем, как рычал медведь, чтобы прогнать комариков: «Р-р-р-р-р». А теперь сами (индивидуально и хором). Давайте громко порычим, а теперь тихо (повторяем 2 раза).
Сегодня все дети работали очень хорошо, старательно. Ну вот ребята и настала пора нам прощаться.