Анна Никуленкова
Конспект НОД «Человек красен трудом» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
• Приобщать детей к русской национальной культуре, обычаям и традициям, дать представления о куклах оберегах: Дид, Спорынья, прокуда.
• Расширять представления детей о труде людей сельской местности.
• Развивать у детей чувство любознательности, зрительное и слуховое внимание.
• Расширять словарный запас детей новыми словами спорынья, прокуда, землепашец, доярка, птичница.
• Формировать эстетический вкус.
• Воспитывать уважение к человеку труда, культуру поведения и партнёрские взаимоотношения.
Публикация «Конспект НОД „Человек красен трудом“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Интеграция образовательных областейСоциально коммуникативное развитие (речевое, художественно- эстетическое, познавательное)
Предварительная работа: разучивание пословиц о хлебе.
Оборудование: Кукла Незнайка, Деревянный оберег Дид, тряпичн6ые куклы - спорынья, прокуда; макет русской избы, скамейки, клубок шерсти, картинки с изображением людей сельской местности, куклы бабушка, дедушка, внучка Алёнушка.
Методы и приё мы: словесные, наглядные, игровые.
Ход
Организационный момент:
Раздаётся стук в дверь и заходит Незнайка, с клубочком в руках. Он приветствует детей и задаёт вопрос.
Незнайка: Ребята вы знаете куда я хочу вас сегодня пригласить? (Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что Незнайка приглашает их отправиться в прошлое, во времена наших предков)
Незнайка: а поможет нам в этом волшебный клубочек. беритесь за клубочек и крепко держитесь.
Дети и воспитатель отправляются в русскую избу.
Основная часть
Воспитатель: ребята посмотрите какая странная фигура вырубленная из дерева стоит перед дверями. кого она вам напоминает? (Дедушку)
Воспитатель: правильно ребята это Дид, так называется эта деревянная фигурка. Раньше возле каждого дома устанавливали такую фигурку и считалось, что она оберегает семью, которая живёт в этом доме. и ещё раз эта фигурка напоминает нам о том, что главный в доме кто? (самый старший мужчина в доме)
-Давайте зайдём в дом, поздороваемся и поклонимся хозяевам этого дома.
-Как вы думаете зачем это надо делать? (Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что так желали здоровье и выражали своё уважение тем, к кому пришли в гости)
_ В доме встречают хозяева дорогих гостей хлебом и солью. (одетые в национальные костюмы куклы - дедушка, бабушка, внучка Алёнушка)
Воспитатель: Такой обычай на Руси встречать дорогих гостей хлебом и солью. Это значит мы рады вами и поделимся с вами самым дорогим. А хлеб на Руси наши предки почитали более всего. И пословицы об этом говорят.
А вы ребята знаете пословицы о хлебе?
Дети читают пословицы.
Хозяева знакомятся с детьми.
- Меня зовут Иван Сергеевич.
_Меня зовут Марфа Петровна.
-Меня зовут Алёнушка.
Воспитатель: ребята наши бабушки и дедушки жили вот в таких маленьких домах. В семье самый главный был кто?
Дети:.
Воспитатель: кто в этой семье самый старший? (Иван Сергеевич)
Воспитатель: кого можно назвать хозяйкой в этом доме? (Марфу Петровну)
- Почему (Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что Марфа петровна готовит обед, убирает, стирает, встречает госте, кормит их)
Воспитатель показывает тряпичную куклу в платочке и фартуке.
Воспитатель: кого вам напоминает эта тряпичная кукла и почему? (Хозяйку этого дома, потому что она тоже в платке и фартуке.)
Воспитатель: вы совершенно правы. Она очень похожа на хозяйку этого дома и называют эту тряпичную куклу спорыньей. А называют её так потому что всё в руках должно спорится, то есть она должна делать всё быстро и хорошо.
- А как вы думаете, почему она должна делать всё быстро по дому? (Ответы детей обсуждаются)
- какую работу выполняла хозяйка по дому? (готовила обед, стирала бельё. кормила малых детей, шила и вязала одежду)
Воспитатель: Раньше в каждой семье была такая тряпичная кукла спорынья, которая не только оберегала хозяйку, но напоминала ей, что пора браться за работу.
- Кем приходится Алёнушка нашим Ивану Сергеевичу и Марфе Петровне. (внучкой)
Воспитатель: всю работу по дому выполняли все члены семьи. у каждого была своя работа.
- Как вы думаете какую работу могла выполнять Алёнушка? (ответы детей)
Воспитатель: ребята а вы помогаете дома родителям, давайте поиграем в игру с Алёнушкой. а игра называется : "Где мы были мы не скажем, а что делали покажем"
-Ребята в каждой семье была ещё вот такая тряпичная кукла. (показывает)
Звали эту куклу прокуда. Эту куклу родители довали детям, чтобы она их оберегала и напоминала, что проказничать - это плохо.
- Вы догадались почему эту куклу называют прокудой?
-Почему мы не видим мамы и папы Алёнушки? как вы думаете где они могут быть сейчас. (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что родители Алёнушки на работе)
Бабушка, дедушка Алёнушка и её родители живут в доме, который называется изба.
-Где могли строить такие избы, в городе или в деревне? (В деревне)
-Если бы Алёнушка жила со своей семьёй в городе, где бы могли работать её мама и папа? (Ответы детей)
Воспитатель: в деревне нет заводов, банков и фабрик.
- Где могли бы работать мама и и папа Алёнушки в деревне?
Воспитатель показывает картинки, на которых изображены доярка. птичница, тракторист, землепашец, продавец сельского магазина.
Проводится дидактическая игра "Кем я могу быть если буду жить в деревне?"
Дети выбирают себе профессию и рассказывают о ней по образцу воспитателя:
- Если я буду жить в деревне, тоя буду землепашцем. Землепашец пашет землю. Он готовит землю к посадке зерна. Надо пахать землю хорошо. Если земля будет хорошо вспахана, будет и хороший урожай.
Если я буду жить в деревне, я буду дояркой. Доярка доит коров. Коровы дают нам молоко. Из молока можно сделать кефир, йогурт, сметану, молоко. Взрослые и дети очень любят молоко и творожные сырки и т д.
Воспитатель: на Руси ребята всегда уважали того, кто хорошо работал. Все в семье старались работать хорошо. Учили трудиться младших, всегда относились с уважение к старшим, помогали им.
Незнайка: ой ребята я совсем забыл, помочь Знайке вычистить телескоп. Надо скорее нам возвращаться в детский сад.
Дети прощаются с хозяевами и возвращаются в группу.
Итог: Ребята скажите у кого мы сегодня были в гостях. Где они живут? С кем вы ещё познакомились в гостях. Ребята а вы хотите быть такими же трудолюбивыми как Алёнушка, тогда давай те пойдём трудиться.