Дарья Асигритова
Конспект НОД «Буква Ш, звук [ш]» (для детей подготовительной группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
знакомство с буквой Ш.
Задачи:
1. Познакомить детей с буквой Ш.
2. Формировать умение произносить слова с заданным звуком,
умение выделять нужный звук в словах.
3. Формировать умение устанавливать классификационные
отношения между понятиями.
4. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию
рассказа.
5. Закрепить умение проводить звуковой анализ слова.
6. Проверить умение детей делить слова на слоги и ставить
ударение.
7. Развивать речь, фонематический слух, логическое мышление,
память, внимание, восприятие, мелкую моторику руки, умение
Публикация «Конспект НОД „Буква Ш, звук [ш]“ (для детей подготовительной группы)» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
разгадывать загадки.
8. Расширять и активизировать словарный запас детей.
9. Воспитывать аккуратность, культуру общения.
Материал
.
Демонстрационный:
доска, мел, звуковые фишки, иллюстрация «На что похожа буква Ш», картинка с изображением шишек и буквы Ш, рассказ «Кошка и мышка».
Раздаточный:
картинки с изображением одежды, два обруча (синий, зеленый, тетради с вклеенной иллюстрацией шляпы и буквы Ш для раскрашивания и с образцом буквы Ш для прописывания, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы
(Дети сидят на ковре)
- Отгадайте загадку:
На высоких стройных ёлках
Дружно прячутся в иголках.
Любят белочка и клёст
Ими лакомиться.
Прост мой вопрос для вас, детишки:
- Что ж едят они все?
(Шишки)
- Ребята, что такое шишки?
(Плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками)
3. Основная часть занятия
.
а)Звуковой анализ слова «шишки»
(Дети сели за столы)
- Ребята, сколько звуков в слове «шишки»?
(В слове «шишки» 5 звуков)
- Давайте разберем слово «шишки»
- Сколько слогов в слове «шишки»?
(В слове «шишки» 2 слога)
- Как определили?
(Сколько в слове гласных, столько и слогов. В данном слове 2 гласных звука, значит и 2 слога)
-Разделите слово «шишки» на слоги.
- Назовите 1-ый слог.
(шиш-)
- Из скольки звуков состоит 1-ый слог?
(1-ый слог состоит из 3-х звуков)
- Назовите 2-ой слог.
(-ки)
- Из скольки звуков состоит 2-ой слог?
(2-ой слог состоит из 2-х звуков)
- Определите ударный и безударный звуки в слове «шишки».
(В слове «шишки» ударным является 1-ый гласный звук [и], а безударным – 2-ой гласный звук [и])
- Как определили?
(Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово)
- Поставьте ударение.
- Назовите твердые согласные звуки в слове «шишки».
([ш])
б)Фонематическая зарядка.
(Дети сели на ковер)
- Как шипит змея?
(Ш-ш-ш.)
- Как шипит гусь?
(Ш-ш-ш.)
в)На что похожа буква Ш.
- Посмотрите на иллюстрацию и послушайте стишок:
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
- Повторите какой буквой обозначается звук [ш]?
(Буквой Ш)
г)Знакомство с буквой Ш.
(Дети сели за столы)
- Ребята, посмотрите иллюстрацию и скажите какая буква Ш?
- Из скольки элементов состоит данная буква?
- Что изображено на иллюстрации?
(шишки)
- Как вы думаете почему?
(Потому что начинаются на букву Ш [ш])
- Рассмотрите еще раз иллюстрацию и скажите какие шишки на ней изображены?
(Еловые)
д)Игра «Кто внимательный?»
(Дети сидят на ковре)
- Рассмотрите картинки.
- Перечислите, что изображено на каждой из предложенных картинок?
(Штаны, рубашка, шуба, шорты, шапка, шляпа)
- Найдите и назовите одинаковый звук в словах.
([ш])
е)Игра с мячом «Назовите слова со звуком [ш]»
(Дети встали в круг на ковре)
- Ребята, я каждому из вас буду кидать мяч, ваша задача вернуть мне мяч обратно и произнести при этом любое слово, которое начинается на звук [ш].
- Кто был самым внимательным и обратил внимание как произносится звук [ш] во всех словах?
(Твердо)
- Какой вывод мы можем с вами сделать, какой это звук?
(всегда твердый)
- Верно. Запомните, ребята, звук [ш] – всегда твердый.
ж)Подготовка руки к письму.
(Дети сидят за столом)
Пальчиковая гимнастика.
з) Работа в тетрадях.
Раскрашивание буквы Ш
- Откройте тетради и рассмотрите иллюстрацию.
- Что на ней изображено?
(Буква Ш и шляпа)
- Подумайте почему на картинке изображена шляпа?
(Потому что начинается на букву Ш [ш])
- Что такое шляпа?
(Головной убор)
- Совершенно верно. Ребята, а каким цветом мы выделяем твердые согласные звуки?
(Синим)
- Ваша задача, раскрасить букву Ш на первом плане, а шляпу на втором.
- Каким цветом раскрасите букву Ш?
(Синим)
- А шляпу?
(Любым)
- Давайте вспомним правила раскрашивания.
(Не давить на карандаш, не выходить за пределы рисунка, раскрашивать без пробелов)
- Сядьте удобно, спинки выпрямите. Приступайте к работе.
и)Упражнение «Классификация предметов»
(Дети сидят на ковре)
- Итак, рассмотрите еще раз картинки и разделите их на две группы.
- В синий обруч - разместите картинки, которые вы бы отнесли к первой группе, а в зеленый обруч - расположите картинки, которые вы бы отнесли во вторую группу и объясните свой выбор.
-Объясните, по какому признаку вы разделили картинки на две группы?
(В синий обруч отнесли теплую одежду, в зеленый обруч отнесли легкую одежду)
- А можно ли их объединить в одну группу, т. е. назвать их одним словом?
(Можно. Это одежда)
к)Прописывание буквы Ш
(Дети сидят за столом)
- Откройте тетради. Посмотрите на образец и обратите внимание как правильно пишется буква Ш.
- Почему она записана синим цветом?
(Потому что звук [ш] всегда твердый согласный, а твердые согласные нужно выделять синим цветом)
- Верно. Допишите не достающий элемент у буквы Ш изображенной в тетради и пропишите ее до конца строки через клетку.
л)Чтение рассказа «Кошка и мышка»
(Дети сидят на ковре)
- Послушайте внимательно рассказ:
«Ушли все из дома. Осталась одна кошка. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Кошка за ней, но не догнала».
- О ком говорится в рассказе?
(О кошке и мышке)
- Куда села кошка?
(На окошко)
- От куда вышла мышка?
(Из норки)
- Куда пошла мышка?
(На кухню)
- Что нашла мышка?
(Крошки от пышки)
- В какой момент почуяла кошка мышку?
(Когда мышка толкнула крышку, которой была накрыта кружка)
- Что случилось с мышкой?
(Мышка убежала от кошки)
- Ребята, назовите слова со звуком [ш], которые
встретились вам в рассказе.
(Кошка, мышка, окошко, крошки, пышка, крышка и т. д.)
4. Итог занятия.
- С какой буквой познакомились?
(С буквой Ш)
- Что мы узнали о звуке [ш]?
(Что звук [ш] всегда твердый)