Людмила Васильченко
Конспект НОД «Богатыри земли русской» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (фэмп, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»(музыка).
Цель: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Богатыри земли русской“ (старшая группа)» размещена в разделах
• воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
• продолжать формировать у детей устойчивый интерес к конструированию, закреплять умение детей создавать высотные конструкции;
• учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;
• приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
• согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением.
Оборудование: проектор со слайдами; запись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой; камень; желудь, шлем; мягкий конструктор; кегли, мячи, обручи, шнуры, лошади; доска.
Содержание образовательной деятельности.
На экране появляется 1 слайд - карта России.
Воспитатель:
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.
- Дети, как вы думаете, кто такие богатыри? (Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.)
- Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри? (Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.)
- Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).
На экране появляется 2 слайд – картина В. М. Васнецова «Три богатыря».
– Кто изображен на картине?
– Какой богатырь самый могучий?
– Какой самый мечтательный?
– Кто держит меч?
– Куда смотрит каждый из богатырей?
– Чем вооружены богатыри? ( Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)
На экране появляется 3 слайд – изображение оружия богатырей. А затем появляется снова 2 слайд.
– Что надето на богатырях?
– Для чего нужна кольчуга?
– Для чего нужен шлем на голове?
– Что охраняют богатыри?
– Для чего нужен был верный конь?
– Как можно назвать эту картину?
- Да, дети, эта картина называется «Три богатыри», и написал ее художник В. М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.
- А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь - вот он каков : (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
- Дети, а с кем боролись герои - богатыри? (С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.)
На экране появляется 4 слайд – д/и «Соедини картинки».
- Дети, а каких еще богатырей вы знаете? (Святогор, Садко, Никита Кожемяка, Василиса Микулишна).
На экране появляется несколько слайдов - портреты богатырей; а затем – дуб.
- Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево? (Дуб).
- Верно, это дерево называется – дуб.
Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали русскую землю.
- Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги. (Да).
- Тогда нам нужно собираться в нелёгкий и опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. И я предлагаю вам сейчас провести разминку перед дорогой.
Разминка под музыку А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».
Но, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю? (Дорогу.)
- Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нё м написано:
Прямо пойдешь,
На заставу к богатырям попадешь!
Направо пойдешь,
Честь и славу найдешь!
Налево пойдешь,
Коня найдешь!
- Я предлагаю вам пойти прямо на заставу к богатырям.
Игровое упражнение «Построй крепость».
Дети делятся на две команды, строятся перед шнуром и по команде все бегут к мягкому конструктору. Построив, заставу (крепость) дети все вместе возвращаются назад.
- Молодцы, дети. Вы построили крепкие заставы (крепости). Но на нашу землю прилетел Змей Горыныч и нам, предстоит, с ним в бою сразится.
Игровое упражнение «Сруби змею голову».
Перед заставой выставляются кегли по количеству детей в каждой команде. Между кеглями и детьми выкладывается второй шнур, возле него обруч, в котором лежат мячи. Первый ребенок по сигналу бежит к обручу, берет мяч и бросает его, целясь в кеглю. Затем возвращается назад, передает следующему ребенку пас.
- А сейчас наш путь лежит направо. Вот и задание для будущих богатырей; ведь они не только сильные и отважные, но и умные.
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Д/и «Реши кроссворд».
- Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей, а отгадки мы впишем в этот кроссворд.
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
- Молодцы, дети. А теперь мы с вами пойдем налево и найдем коня.
П/и «Смелые наездники».
Команды строятся в колонны за линиями старта. Затем каждой из команд дается игрушка – лошадка на палке разной масти. Расстояние между командами 4 – 5 метров. Посередине между первой и второй линиями старта обозначается линией «место встречи игроков». По сигналу ведущего первые игроки обеих команд начинают движение навстречу друг другу, передвигаясь прямым галопом, зажав «лошадку» между коленей. Около «места встречи игроков» дети меняются игрушками – лошадками и продолжают движение в первоначальном направлении. Добравшись до противоположной линии старта, игроки передают игрушки – лошадки вторым игрокам обеих команд. Следующие игроки выполняют аналогичные действия. Побеждает команда, игроки которой быстрее поменяются местами за противоположными линиями старта.
- Какие у нас быстрые и ловкие всадники. А наши наездники умеют быть внимательными? Сейчас узнаем.
М – п игра «Найди заводилу».
Дети строятся в круг, считалкой выбирается водящий. На его голову надевается шлем богатыря. Затем дети идут по кругу, «заводила» показывает движения, все за ним повторяют, водящий должен угадать кто «заводила». Угадав, меняется местами с «заводилой», выбирается новый «заводила» и игра продолжается дальше.
Выкатывается желудь.
- Дети, посмотрите, вы знаете что это? Правильно, это желудь. А он волшебный. Давайте мы его откроем и посмотрим, что же у него внутри - это подарок от нашего дуба; рисунок богатыря - его доспехи вы можете раскрасить.
Дети раскрашивают богатырей.
Релаксация
- Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри, и вспомнили об их подвигах. Вы все молодцы, хорошо выполняли задания, были внимательными, смелыми, ловкими, умными. А вы хотите быть защитниками страны? Чтобы стать защитниками своей Родины, нужно быть храбрым, смелыми, сильными. Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.
Сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников Отечества. А это значит, что у нас будет, кому защищать нашу Родину.
Литература: В. И. Натарова «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств». Воронеж: Учитель, 2005;
Т. А. Шорыгина «Наша Родина - Россия» - М. : Сфера, 2011;
Ю. А. Кириллова «Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги». СПб: Детство – Пресс,2012;
О. Д. Ушакова «Былины о богатырях русских». СПб: Издательский Дом «Литера», 2010;
Т. Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду». Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2000;
Л. Ю. Лупоядова «В гостях у истории». Смоленск: Русич, 2000.