Юлия Семёнова
Конспект НОД «Барышни-красавицы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Петрозаводского городского округа
Детский сад №8 «Апельсин»
Конспект интегрированного занятия по
социально-коммуникативному и
художественно-эстетическому развитию
«Барышни-красавицы»
Семёнова Юлия Александровна
Старший воспитатель
Петрозаводск
2022 год
Публикация «Конспект НОД „Барышни-красавицы“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Цель: развитие способности к усвоению ценностей общества, развитие способности к эстетическому сопереживанию и развитие умения видеть красоту и самобытность русского прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, формировать позитивную установку к творческой деятельности, учить понимать настроение художественного образа, стимулировать развитие познавательного интереса.
Развивающие: совершенствовать умение общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность, развивать речь, внимание, мелкую моторику, развивать творческие способности средствами музыки и живописи.
Воспитательные: воспитание элементарных навыков вежливости, воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, воспитывать активность, самостоятельность, любознательность, интерес к культуре своего народа и народному творчеству.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстрации, репродукции, игрушек;
- Чтение сказок и разучивание потешек;
- Слушание русских народных мелодий;
-Тематические книжки-раскраски;
-Разучивание народных игр;
-Создание группового мини-музея «Народные промыслы»;
-Выставка «Красота» (бусы, серьги, колье, браслеты);
- 1 НОД «Наряд для матрёшки» (пластилинография);
- 2 НОД «Русский народный костюм» (познавательное);
-3 НОД «Кокошник» (изодеятельность);
-Использование детских работ в оформлении группы.
Форма организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, подгрупповая и индивидуальная.
Методы и приё мы:
Словесные – беседа, художественное слово, вопросы, пояснения, объяснения;
Наглядные – демонстрация, атрибутика к занятию;
Практические – дидактическая игра, индивидуальная работа;
Игровые - занятие в форме игры, игры в ходе занятий.
Музыкальный ряд.
Материалы и оборудование:
-игрушка Петрушка бибабо;
-репродукции И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», Д. Ливицкий «Портрет А. Д. Ливицкой», А. Венецианов «Жница»;
-павлопосадский платок, вологодский (кружевной) платок и маленькие платочки (для игры);
-шкатулки и украшения;
-деревянные ложки, свистульки;
-листы белой и цветной бумаги 20*20, цветные лепестки для цветка;
-наборы фломастеров;
-мольберты для портретов;
-музыкальный ряд - русские народные мелодии «Пойду ль, выйду ль я», «Лебедушка», «Из под дуба», «Подгорка», «Полянка».
Структура и методические приемы:
1. Водная часть. Психогимнастика «Приветствие».
2. Основная часть. Сюрпризный момент. Физкульт. минутка, самостоятельная деятельность. Пальчиковая гимнастика.
3. Заключительная часть. Игра. Рефлексия.
Ход НОД:
Воспитатель: (психогимнастика «Приветствие»)
«Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
В наших руках тепло и доброта.
И эти тепло и доброту мы передали друг другу.
Скажем : «Здравствуйте!».
Появляется Петрушка (сюрпризный момент).
Воспитатель:
«Внимание! Внимание!
Начинаем гулянье!
Торопись честной народ
Ярмарка вас всех ждёт!
Девчонки-подружки!
И мальчишки - молодцы-
Озорные удальцы!
Все на ярмарку спешите
Веселитесь, хохочите!»
Шум да гам, торг кругом…Товару – видимо-невидимо
(обзор взглядом и рукой помещения, где разложены украшения, шкатулки, платки, картины на мольбертах и т. д).
Тут и кони златогривые, игрушки расписные, ложки деревянные.
А для красавиц русских-наряды яркие, красоты невиданной….
Люди! Подходите
Платки поглядите
Платки посадские
Кружева вологодские,
Примеряй красавица,
Покупай, что нравится!
Дети ходят, рассматривают, примеряют… К двум девочкам, которые выбрали по платку подходит воспитатель.
Вот и купили две барышни по платку, а покупки перед вами:
Яркий платок - это посадский, а кружевной – вологодский.
Дети рассматривают платки, и называют их – цвет, узоры, элементы.
Воспитатель (показывая павлопосадский платок)
«Ребята, давайте посмотрим, что вы тут видите, как вы можете описать этот платок? «
(симметрия, цветочные узоры (розы, пионы, незабудки, колокольчики, яркие мотивы, завитки)»
«А вот это - вологодское кружево:
(певчие птицы, снежинки, образ лебедя, дерево жизни, завитушки, фон белый, чёрный, голубой).»
Воспитатель (Петрушка) :
«Ребята, а вы любите слушать музыку? Я вот очень люблю. Давайте мы сейчас послушаем 2 мелодии».
Ребята слушают отрывки из 2 композиции «Лебёдушка» и «Полянка».
А давайте выберем, как вы думаете с каким платком плясала барышня под «Лебёдушку», а с каким под «Полянку»?
Ребята называют свои ответы.
Воспитатель:
«Ребята, а давайте потанцуем и поиграем, и пригласим Петрушку?»
Физкультурная минутка «Игра с платками». Под звучащую музыку дети в кругу передают 2 платочка в разных направлениях. Когда музыка останавливается, т. е. у кого платочки, те выходят в круг танцевать.
Воспитатель:
«Из теремов расписных, из оконцев разных смотрят, любуются на ярмарку красавицы….»
Воспитатель обращает внимание на мольберты, где прикреплены 2 портрета барышень.
«Давайте, ребята, выберем, какой барышне понравится посадский платок, а какой вологодский?»
Звучит плясовая и дети выбирают из репродукций тот женский портрет, который созвучен музыке.
Воспитатель:
«Ребята, а давайте мы наряди наших красавиц, и подберём к их платкам украшение для них?»
Дидактическая игра «На ярмарке». Дети подбирают к платкам (посадскому и вологодскому) украшения, которые соответствуют цвету_ бусы, серьги, браслеты, объясняя свой выбор.
Воспитатель:
«Какие нарядные барышни у нас ребята получились! Какие мы молодцы!
А хотели бы вы создать свой платок для барышни?»
Воспитатель предлагает нарисовать для барышень платки. Дети самостоятельно выбирают заранее подготовленную бумагу (цвет платка, набор для рисования.
Во время работы проводится пальчиковая гимнастика.
«Если пальчики грустят - доброты они хотят (сжимаем-разжимаем кулачки,
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит (трясём кистями рук).
Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем («моем руки», дышим на них).
К себе ладошки мы прижмём (прикладываем руки к груди,
Гладить ласково начнём (гладим одну ладонь другой).
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко (скрестить пальцы, прижать ладошки, пальцы двух рук быстро и легко стучат,
Каждый пальчик нужно взять и покрепче приобнять (каждый пальчик зажимаем в кулачке).»
Воспитатель:
«Вот у вас получились какие чудесные красочные платки! Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работы теплотой своих рук.
Ваши платки радуют наших барышень-красавиц и украсят нашу ярмарку.»
Работы помещаются на коллективное панно.
Воспитатель:
«Ну что ребята, пришло время проводить нашего гостя Петрушку. Давайте с ним на прощание поиграем».
Игра «Карусель». Ребята сначала в кругу бегут медленно, потом ускоряются, потом опять медленно – и останавливаются. Потом в обратную сторону.
Воспитатель:
«Ели–ели, ели-ели,
Закружили карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра!»
Воспитатель:
«Вот и карусель остановилась, Да и ярмарка закрылась!».
Ребята, давайте расскажем Петрушке:
«Что у тебя получилось больше всего?», «Кто тебе помог?», «Что было самым трудным?», «Что было самым интересным?», «Что не получилось и как ты думаешь почему?»
Воспитатель:
«До свидания, Петрушка! До новых встреч!»
«Ребята, спасибо вам большое за работу!
У меня было хорошее настроение, а стало еще лучше! А какое настроение у вас? Я предлагаю вам подойти и взять лепесток того цвета, какое у вас сейчас настроение и мы вместе создадим «цветок настроения» в группе!»
Дети подходят, выбирают из множества предложенных вариантов лепесток и прикрепляют к магнитной доске.
Список используемой литературы, композиций, интернет- ресурсов.
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» / СПб:Детство-Пресс,2005.
2. Е. А. Алябьева Нравственно-этические беседы и игры с детьми. / М. :ТЦ Сфера,2003.
3. Интернет ресурсы.
4. Русские народные мелодии «Пойду ль, выйду ль я», «Лебёдушка», «Из под дуба», «Подгорка», «Полянка».
5.https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fetnokniga.ru%2Fcategory%2Fknigi%2Foffset180%2F&cc_key=
6. Т. И. Емельянова. Золотая хохлома, Москва, Изд-во "Интербук-бизнес", Москва, 2001.
Шевчук Л. В. - Дети и народное творчество: Книга для учителя Год: 1985.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский - М. : 1991
8. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М., 2005.
10. Жигалова С. «Роспись хохломы» М. : Детская литература. 1991г.
11. Сурьянинова Н. С. «Синие цветы гжели» изд. Малыш 1986г.
12. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. :
13. Сакулина Н. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» изд. Просвещение 1992г.
14. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством».
М. : 2003г.
15. Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем». М., 2001г.