Оксана Урозаева
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Где найти дерево-флаг?» в рамках проекта «Загадки Старого Дуба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
«Где найти дерево-флаг?»
(в рамках проекта «Загадки Старого Дуба»)
интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе организации поисковой деятельности на примере установления влияния компонентов неживой природы на внешний вид растения - дерева.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы „Где найти дерево-флаг?“ в рамках проекта „Загадки Старого Дуба“» размещена в разделах
- Дерево Дуб, желуди
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Символика: флаг, герб, гимн
- Флаг России. Проекты
- Темочки
• Создать условия для формирования экологических представлений о влиянии человека и компонентов неживой природы (солнца, воздуха) на внешний вид дерева (познавательное развитие).
Развивающие:
1. Создать условия для возникновения «детской» мотивации к поисковой деятельности посредством интереса к познавательным загадкам (познавательное развитие).
2. Обеспечить условиями для развития навыков поисковой деятельности (познавательное развитие) :
• способности умению выделять необходимую информацию, применяя разнообразные способы поиска на поставленную проблему;
• способности строить и мотивировать свои предположения;
• умению анализировать результаты практической деятельности и делать умозаключения.
3. Создать условия для развития умения выделять особенные признаки деревьев (наличие плодов, семян, хвои, окрас листьев, сходство с другими предметами и пр., используя наглядное моделирование на примере игры «Найди пару» (познавательное развитие).
4. Стимулировать речевую активность посредством составления рассказа-рассуждения; высказывания детьми своих мыслей и предположений (речевое развитие).
5. Способствовать развитию умения «работать» в микро-группах, договариваться и обсуждать совместные действия (социально-коммуникативное развитие).
Воспитательные:
• Создать условия для осознания ребенком себя, как участника «общего дела» (социально-коммуникативное развитие).
Организация детских видов деятельностей:
• совместная деятельность ребенка со взрослым;
• совместная деятельность ребенка со сверстниками;
• самостоятельная деятельность ребенка;
• поисковая деятельность.
Предварительная работа педагога:
• изготовление самодельной книги «Загадки Старого Дуба»;
• изготовление игр-загадок о деревья (о видах деревьев – лиственных и хвойных; об особенностях внешнего вида деревьев в разные времена года; об экзотических деревьях) и ежедневное наполнение страниц книги данными загадками.
Предварительная деятельность с детьми :
• Организация совместной деятельности по пополнению книги ответами детей (схемами, рисунками, картинками и пр.) на подготовленные игры – загадки по теме «Времена года и деревья», «Удивительные деревья» что и является образовательным событием данного проекта;
• Изготовление макета дерева (ствол из пластилина, листья из зеленого полиэтилена).
Оборудование (смотри приложение) :
• самодельная книга «Загадки Старого Дуба»;
• игра – загадка по аналогии игры «Найди пару» :
- 3 карточки, каждая карточка содержит 3 схемы, объединенные одной темой (1 – деревья в разные времена года; 2 – деревья с плодами и семенами, с хвоей; 3 - необычные деревья);
- картинки с изображением деревьев
• информационный стол: книги, энциклопедии о деревьях, иллюстрации с изображением людей делающих обрезку деревьев, деревьев (похожих на флаг, в ветреную погоду, растущих в тени и на солнце и пр.);
• исследовательский стол: жидкая краска для выдувания, трубочки, бумага; изготовленный макет дерева.
Ход образовательной деятельности
Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия/ задачи
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
В группе на столе лежит самодельная книга «Загадки Старого Дуба» (оригинальность и красочность больше привлечет внимание детей). Воспитатель вместе с детьми обращает внимание на книгу.
-Как вы думаете, какую загадку нам приготовил Старый Дуб? Дети обращают внимание на книгу и высказывают свои предположения. Мотивировать детей на проявление познавательного интереса.
Побудить детей к обсуждению возможных вариантов загадок.
Страница книги с игрой-загадкой (3 карточки-схемы, картинки с изображением деревьев). Воспитатель предлагает рассмотреть содержимое книги.
-Чем необычна загадка?
Дети открывают очередную страницу книги и рассматривают карточки.
Ответы детей. Дети предполагают, что загадка таится в игре. Условия для выражения детьми своих предположений.
Мотивировать детей на поисковую деятельность, вводя проблемную ситуацию в игру.
Совместно с воспитателем делают вывод – необходимо найти к каждой схеме соответствующую картинку с изображением дерева.
Воспитатель предлагает самостоятельно по желанию разделиться на 3 группы (по количеству карточек). Дети определяются с выбором «товарищей». Условия для взаимодействия детей на основе дружеских привязанностей.
Картинки с изображением деревьев расположить на общем столе (продумать свободный доступ к столу со всех сторон). Воспитатель предлагает выбрать карточку со схемами «вслепую». Получившиеся 3 группы выбирают карточку со схемами и расходятся для обсуждения содержания задания. Дети подходят к столу и самостоятельно выбирают соответствующую парную картинку. Условия для развития умения выделять особенные признаки деревьев, используя схемы.
Воспитатель организует общее обсуждение и взаимопроверку выполненного задания.
Задает наводящие вопросы:
- Что общего в выборе деревьев? в чем отличие? Дети «презентуют» свой выбор.
Ответы детей.
Стимулировать речевую активность посредством составления рассказа – рассуждения.
Совместно с воспитателем делают вывод, что выбранные картинки соответствуют какой либо теме: 1 группа – это внешний вид дерева зимой, летом и осенью, 2 группа – деревья с плодами, семенами и хвоей, 3 группа – необычные деревья, самые толстые и высокие.
Дети обращают внимание, что не нашли дерево к схеме с изображением флага. Мотивировать детей на поисковую деятельность, вводя проблемную ситуацию в игру.
Стимулировать высказывания детьми своих мыслей.
Воспитатель задает наводящие вопросы:
- Как вы думаете, как может выглядеть дерево-флаг?
- Почему дерево может стать похожим на флаг?
- В природе можно встретить такое дерево? Ответы детей.
Вместе с воспитателем дети приходят к решению: надо узнать существует ли в природе такое дерево? Где оно растет? Как оно выглядит? почему оно стало похожим на флаг?
Основная часть
В группе организован информационный стол: книги, энциклопедии о деревьях, иллюстрации с изображением деревьев (похожих на флаг, в ветреную погоду, растущих в тени и на солнце и пр.);
исследовательский стол: жидкая краска для выдувания, трубочки, бумага; изготовленный макет дерева.
Дети должны иметь возможность сесть вокруг столов или свободно передвигаться. Воспитатель предлагает детям остаться в своих группах и сообща провести поиск нужной информации. Задает наводящие вопросы:
- Где можно найти нужную информацию о таком дереве? Дети объединяются в свои группы для совместной деятельности.
Ответы детей. Условия для развития способности определять разнообразные способы поиска решения возникшей проблемы.
Воспитатель подключается поочередно к работе каждой группы, уточняет, что они делают? Что им удалось узнать? Поисковые действия детей: обсуждают, рассматривают иллюстрации и энциклопедии, проводят эксперименты с выдуванием краски, эксперименты с макетом.
Условия для развития способности выделять необходимую информацию.
Развивать умение детей общаться по поводу совместной деятельности (договариваться, делиться материалами).
Воспитатель организует общее обсуждение и презентацию найденной информации.
Задает наводящие вопросы:
- может ли человек изменить вид дерева? как?
- может ли дерево-флаг расти в лесу?
- может ли так случиться, что в лесу все деревья будут флагами?
- почему деревья флаги бывают одинокими?
- почему там, где растет дерево-флаг, ветер всегда дует в одну сторону?
- как можно проверить влияние ветра на дерево? Дети презентуют результаты своих исследований.
Для подтверждения выводов дети по желанию проводят эксперименты с выдуванием краски (дуют в одну сторону) и с макетом (дуют на листву макета с одной стороны). Стимулировать к самостоятельному установлению причинно–следственных связей.
Побуждать детей к речевому общению между собой, организуя диалог по поводу исследования.
Совместно с воспитателем делают вывод: дерево-флаг можно найти в природе; дерево становиться похожим на флаг, если растет там, где всегда дуют ветра в одном направлении; если одна сторона дерева растет в тени, а другая на солнце; если человек сделает обрезку дереву, похожим на флаг. Результаты исследований (рисунки, иллюстрации) прикладывают к игре-загадке.
Завершение образовательной деятельности
Стол с разнообразным материалом для изобразительной деятельности. Воспитатель предлагает нарисовать дерево – флаг.
По ходу рисования воспитатель побуждает детей, чтобы они рассказывали о своем замысле. Дети рисуют по своему замыслу. Предоставить детям свободу выбора в рисовании.
Побуждать детей к речевому общению между собой.
Задает вопрос:
- можно ли найти дерево-флаг на участке нашего детского сада? Или в городе?
- как называют профессию людей, умеющих красиво «стричь» деревья? Ответы детей. Побуждать детей, к дальнейшей поисковой деятельности.