Марина Лобастова
Конспект НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Обитатели воды».
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
- активизировать словарный запас детей;
- продолжать учить образовывать относительные прилагательные, однокоренные слова, согласовывать числительные с существительными;
- побуждать к составлению рассказа по серии сюжетных картин;
- развивать артикуляционный праксис, правильное речевое дыхание, внимание, быстроту реакции, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи;
- воспитывать потребность детей в общении с живой природой.
Публикация «Конспект НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, Тема „Обитатели воды“,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: презентация, мяч, ёмкость для воды, кусочек пластилина, карточки с цифрами от 1 до 5.
Ход НОД
1. Организационный момент. (слайд 1-пустой)
Логопед. Улыбнитесь друг другу, сядьте красиво.
Руки на месте!
Ноги на месте!
Локти у края!
Спинка прямая!
2. Основная часть.
Введение в тему. «Отгадай загадку».
Вильнём хвостом туда-сюда –
И нет её, и нет следа.
(Рыба.)
- Сегодня мы будем говорить о рыбах. (пробел)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Изучение нового материала.
- Каких рыб вы знаете? (Дети отвечают.)
- Все рыбы очень интересные и такие разные. Давайте посмотрим видеоролик о рыбах.
(Включается видеоролик о рыбах, а затем слайд 2)
- Что рыбам помогает плавать? (Рыбам помогают плавать плавники и хвост.) Правильно, плавники помогают рыбам быстро плавать, а хвост служит им рулём.
- Что ещё есть общего у рыб? (У рыб есть глаза. … туловище. … голова.)
У большинства рыб тело покрыто пластинками – чешуёй.
- А кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит? (Ответы детей.) Сейчас мы проведём опыт; в сосуд с водой положите кусочек пластилина. Что вы заметили? (На пластилине пузырьки.) Что это за пузырьки? Правильно, пузырьки – это воздух. Значит, в воде есть воздух и рыбы им дышат. У рыб есть жабры для дыхания.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра «Образуй».
- Какую пользу приносят рыбы человеку? (Люди едят рыбу. Она полезная, вкусная.)
- Поиграем в игру «Образуй». (слайд 3)
Суп из рыбы … рыбный суп.
Котлета из рыбы … рыбная котлета.
Пирожки из рыбы … рыбные пирожки.
Пирог из рыбы … рыбный пирог.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра с мячом «Подскажи словечко». (слайд 4-пустой)
- Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … улыбочка.
Если это рыба – у нее … улыба.
Если это рыбина – у нее … улыбина.
Если это рыбища – у нее … улыбища.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра с мячом «Семейка слов».
- Как назвать маленькую рыбу? (Рыбёшка или рыбка.)
- Как назвать большую рыбу? (Рыбина.)
- Как назвать огромную рыбу? (Рыбища.)
- Как ласково назвать рыбу? (Рыбонька.)
- Как назвать человека, который ловит рыбу? (Рыбак или рыболов.)
- Что делает рыбак? (Рыбачит.)
- Куда ходит рыбак? (На рыбалку.)
- Как называются сети, которыми ловят рыбу? (Рыбацкие.)
Логопед. Какая большая получилась семейка слов от слова рыба.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Упражнение «Рыбка».
Открывает рыбка рот,
Да не слышно, что поёт.
(Дети беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения смыкают губы.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Речевое упражнение «Рыбки разговаривают».
Дети тихо и быстро произносят «п-п-п…».
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра на внимание «Рыбка».
Когда педагог держит руки внизу, дети хлопают ладонями по коленям и произносят: «Буль-буль-буль…» («рыбка в воде»). Если ведущий поднимает руки вверх, ребята должны быстро хлопнуть в ладоши («рыбка вынырнула»).
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Сочинение со скрытым смыслом. (пробел)
Дети рассматривают картинки, называют мальчиков по именам, составляют рассказ и придумывают название.
Примерный образец рассказа «На рыбалку».
«Игорь и Максим решили отправиться на рыбалку. Игорь взял свою удочку и небольшое ведро для рыбы. Максиму пришлось взять большой рюкзак и удочку. Дорога была неровной. Максим споткнулся и упал. Он разбил коленку. Игорь бросился на помощь Максиму. Он помог ему подняться, перевязал разбитую коленку. Всю дорогу до озера Игорь бережно поддерживал Максима под руку, помогая ему идти.»
После того, как дети рассказали, логопед предлагает ещё раз внимательно рассмотреть картинки и ответить на вопрос: «Правильно ли поступил Игорь? Можно ли его назвать настоящим товарищем?».
При затруднении детей или неправильных ответах логопед обращает внимание детей на разницу в возрасте мальчиков и на то, что несли маленький Максим и большой Игорь.
Затем логопед предлагает ответить на вопрос: «Как бы поступил ты?».
При затруднении или неправильных ответах логопед помогает детям увидеть, что несмотря на травму, рюкзак всё ещё на плечах у Максима.
Делается вывод, что Игорь плохой друг, потому что он не сделал самого главного, чтобы другу стало легче идти.
3. Заключительная часть.
Игра «Рыболов». (слайд 5)
- Из каких двух слов образовалось слово «рыболов»? (Слово «рыболов» образовалось из двух слов: «рыба» и «ловить».)
(Логопед показывает детям цифры от 1 до 5, а дети произносят словосочетания, правильно согласовывая числительное с существительным.)
- Я поймала 2 рыбы. И т. д.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Вот и закончилось занятие. О ком мы говорили? Что делали?