Оксана Олеговна Исакова
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Рассказ педагога «Как и для чего человек дышит». Старший возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по теме
«Рассказ педагога: «Как и для чего человек дышит»
(Старшая возрастная группа)
Основная образовательная программа МДОУ «ЦРР - детский сад № 211»: Комплексная образовательная программа «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе.
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема НОД: «Рассказ педагога: «Как и для чего человек дышит».
Направление образования и развития (образовательная область): социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности „Рассказ педагога „Как и для чего человек дышит“, Старший возраст» размещена в разделах
Цель: познакомить детей с дыхательной системой человека. Воспитывать познавательный интерес к человеку.
Задачи:
- Познакомить детей с дыхательной системой человека.
- Научить детей правильному дыханию
- Продолжать развивать умение детей рассуждать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать у детей умение работать в подгруппах, в парах.
- Продолжать воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, экспериментирование.
Материалы и оборудование: плакат с изображением дыхательной системы человека; карточки с органами дыхания (6 комплектов); ненадутые воздушные шарики (по количеству детей); мультимедийный проектор; диск с презентацией правильного дыхания.
Предварительная работа: опыты и задания с воздухом, чтение В. Бианки «У кого какой нос», «Чей нос лучше».
Словарная работа: органы дыхания, трахея,бронхи,легкие, носовая полость.
Вводная часть
Воспитатель приветствует детей и раздает каждому воздушный шарик, который не завязан или завязан некрепко, чтобы ребенок сам смог его развязать.
Воспитатель приветствует детей и загадывает им загадку:
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
Ребята, что же это?
Молодцы! А отгадка спрятана в ваших воздушных шариках. Развяжите каждый свой шарик и посмотрите, что же там находится.
Увидели, что там находится?
Там был воздух! Но мы воздух не видим – он невидимый.
Скажите, а для чего нам, людям, нужен воздух?
Верно. Воздух нам нужен, чтобы дышать.
I. Основная часть
Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего человек дышит.
Положите руку на грудь, почувствуйте свое дыхание. А теперь подумайте и ответьте мне, для чего человек дышит?
Человек – это живое существо, а все живое дышит. Дыхание нужно для жизни. Человеку важен кислород, который находится в воздухе. Мы дышим и вместе с воздухом получаем кислород.
Кто может сказать какой орган нам помогает дышать.
Я задаю себе вопрос:
А для чего нам нужен нос?
Стою у зеркала полдня.
Да, украшает он меня -
В веснушках, вздёрнутый слегка.
Нос нужен мне, наверняка!
Он может запахи вдыхать,
Дышать,пыхтеть,сопеть,чихать.
Его могу я задирать,
Могу в нём пальцем ковырять…
А как вы думаете, для чего воздух сначала попадает в нос?
В носу воздух очищается, согревается.
А какие еще органы помогают нам с вами дышать?
Давайте подойдем с вами к доске и посмотрим на плакат, где изображена вся дыхательная система человека.
Для того чтобы дышать у человека есть органы. Давайте обратим внимание на плакат.
Воздух в нашем организме проходит длинный путь. Из носовой полости он спускается в горло, в дыхательную трубочку под названием трахея.
Нащупайте в вашем горле твердую трубочку- это трахея. В трахее воздух еще больше согревается.
Попробуйте вдохнуть через нос, а выдохнуть через рот на ладошку. Какой воздух вы почувствовали?
Да, ребята, воздух теплый.
Затем путь воздуха лежит через бронхи. Бронхи - множество тоненьких трубочек, по которым движется воздух.
Через бронхи воздух попадает в легкие.
Вот они, легкие.
На что они похожи?
Верно, они похожи на два мешочка и находятся справа и слева.
Покажите, где у вас легкие.
Правильно. Когда мы с вами вдыхаем, наша грудь поднимается – легкие расширяются и свежий воздух наполняет их, и по нашему телу разносится кислород. Когда мы делаем выдох – легкие выпускают воздух и сжимаются, как воздушные шарики.
Ребята, садитесь на свои места.
Эксперимент с воздушным шариком.
Возьмите каждый свой воздушный шарик и надуйте его слегка – шарик надулся, а теперь отпустите его – воздух вышел и шарик снова сдулся.
Так и наши легкие – это два воздушных шарика.
Легкие состоят из множества маленьких легочных пузырьков, способных впитывать в себя воздух, поступающий из бронхов. Вместе с воздухом в легкие попадают частицы кислорода, которые питают кровь и вместе с кровью разносятся по всему организму.
Лёгкие находятся в грудной клетке, которая защищает их от ударов.
При вдохе и выдохе наша грудная клетка двигается, то растягивается как гармошка, то сжимается, когда воздух выходит из лёгких.
Положите свои ладошки себе на грудь и почувствуйте, как движется ваша грудная клетка при каждом вдохе.
Легкие, как и наше сердце, работают и днем, и ночью, никогда не отдыхая.
Как вы думаете, почему?
Да, потому что без воздуха человек не сможет жить. Попробуйте задержать дыхание, а я посчитаю, сколько вы сможете не дышать.
Дольше всех у нас продержался Ваня К., но все же без воздуха человек может прожить лишь несколько секунд.
Ребята, вам все понятно? Кто теперь может сам рассказать о том, как воздух попадает к нам в организм?
Молодец, все правильно.
А сейчас я предлагаю вам разделиться на группы по 5 человек и подойти к маленьким столикам, на которых разложены карточки с изображением органов дыхания и разложить их в том порядке, в каком воздух попадает в человека.
Вы очень быстро справились, хорошо.
Ребята, вместе все эти органы называются дыхательной системой человека.
Вместе с детьми воспитатель закрепляет названия органов дыхания и ведет их на ковер.
Ребята, как вы думаете, всегда ли человек дышит одинаково?
Я предлагаю вам попрыгать, поприседать, сделать наклоны и махи руками.
Каким стало ваше дыхание после всех этих упражнений?
При выполнении тяжёлой физической работы, занятиях спортом человек устаёт, и его дыхание становится шумным, а иногда даже может причинять боль. Чтобы этого избежать, каждый человек должен уметь правильно дышать – через нос, спокойно, ровно, ритмично и глубоко. Для этого очень полезно выполнять дыхательные упражнения, которые мы с вами сейчас и научимся делать.
Дыхательная гимнастика.
Повторяйте за мной.
И. п. : ноги на ширине плеч, ладони лежат на верхней части живота. 1-2 – вдох; 3-6 – выдох.
И. п. руки за спину, пальцы рук соединены в замок. 1 – вдох; 2-4 – выдох
И. п. : руки на затылок, 1-2 – вдох; 3-6 – выдох.
После таких упражнений наше дыхание восстановилось, успокоилось, пришло в норму.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, важно ли заботиться о своих органах дыхания, чтобы полноценно жить?
Врачи при проведении хирургических операций заметили, что у здоровых людей лёгкие розового цвета, а у людей, постоянно дышащих загрязненным воздухом, они становятся грязно – серыми.
Поэтому следует избегать вдыхания табачного дыма (не находится рядом с курящими взрослыми, выхлопных газов (не стоять вблизи выхлопных труб автомобилей, пыли (чаще проветривать помещения, делать в них влажную уборку).
В холодное время года люди со слабым здоровьем часто страдают заболеванием органов дыхания. Их признаки – кашель, насморк, боль в горле, температура, слабость.
Как вы думаете, что надо делать, чтобы не заболеть?
Правильно, надо закаляться и стараться больше времени проводить на природе, дышать чистым воздухом. Поэтому, так полезны прогулки и физические упражнения в лесу на свежем воздухе (кататься на лыжах, на санках, гулять).
Растения наши помощники в очистке воздуха. Поэтому в группе нужно сажать больше растений, таких как герань, например. А чтобы в воздухе было меньше пыли, нужно делать влажную уборку, проветривать помещение.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть презентацию, и вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили.
Заключительная часть
Молодцы, ребята. Что вы нового сегодня узнали? Было кому-то трудно из вас? В чем? Мне тоже понравилось с вами работать. Спасибо всем.