Ирина Ратновская
Конспект непрерывной образовательной деятельности по пожарной безопасности «Спички не тронь, в спичках огонь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний пожарной безопасности
Задачи: Закреплять знание детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правил поведения при пожаре. Формировать умение ориентироваться в проблемных ситуациях. Знакомить с огнем и его свойствами. Закреплять знания детей о профессии пожарного. Расширять словарный запас детей. Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Предварительная работа:
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Спички детям не игрушка
- Темочки
Беседы «Осторожно – пожар!», «В одной коробке сто пожаров».
Чтение рассказа «Дядя Степа» С. Михалкова, С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Дидактические игры: «Опасные предметы», «Можно — нельзя».
Загадки на тему: «Предметы бывают разные – опасные и безопасные».
Словарная работа: «кольчужная бронь», «каска», «брезентовая куртка», «сирена», «широкий пояс», «пожарный рукав», «огнетушитель», «рыцарь».
Экскурсия по детскому саду, просмотр пожарного инвентаря.
Решение задач на смекалку, головоломки со спичками.
Оборудование: кроссворд, презентация к занятию, костюмы и атрибуты для сценки, разные виды спичек, светофорчики, картинки для дидактических игр, значки юных пожарных.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, с чем мы сегодня познакомимся, нужно разгадать кроссворд. Не забывайте, что нужно поднимать руку, дослушав загадку до конца. Отгаданное слово я пишу по горизонтали, а «ключевое слово», мы прочтем по вертикали.
Кроссворд
По горизонтали:
Костер.
Пожарный.
Сирена.
Человек.
Каска.
Огнетушитель.
По вертикали:
Спичка
1. В лесу разводят для тепла,
Чтоб из тела дрожь ушла,
Нужно это от души-
Не забудь лишь потушить.
2. В брезентовой куртке каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски.
Бросается рыцарь в огонь.
3. Как называется сигнал, издаваемый пожарной машиной?
4. Основной виновник лесных пожаров.
5. Пожарного часто в огне защищала.
Такая «фуражка» — она из металла.
6. Висит молчит, а перевернешь, шипит,
И пена летит.
Воспитатель: У нас есть дети, которые умеют читать. Кто прочитает слово, написанное по вертикали, красным фломастером.
Дети: Спички.
Воспитатель: Ребята, назовите еще раз выделенное слово.
- Дети, а какие вы знаете пословицы и поговорки о спичках?
Спички – не игрушки, огонь не забава.
Спичка – невеличка, а огонь от нее великан.
Солома с огнем не дружит.
От искры пожар рождается.
Огонь да вода все сокрушат.
Нет дыму без огня.
Вор придет, хоть стены оставит, огонь придет – все унесет.
Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
Спички не игрушка – огонь не забава.
Спички не тронь – в спичках огонь.
Утром, вечером и днем осторожен, будь с огнем.
Человек без огня не живет и единого дня.
При огне, как при солнце светло, при огне и зимою тепло.
Огонь друг и враг человека.
Спичка – невеличка, огонь – великан.
Жжется печь – ее не тронь, потому что в ней огонь.
Маленькая искра, а в ней беда.
Пусть огонь невелик, а беды натворит.
Воспитатель: Дети, какие спички бывают?
Дети: Спички бывают бытовые и охотничьи. Охотничьи спички – горят на ветру, под дождем. Помогают быстро разжечь костер, не гаснут под водой.
(Дети находят на столе и показывают коробок)
Воспитатель: А к каким предметам относятся спички?
Дети: Спички относятся к опасным предметам.
Сценка «Коварная спичка»
Слайд №2
Воспитатель:
Ребята, однажды идя мимо парка,
Увидела я, как случился кошмар!
Обычная спичка, но очень коварно,
Детей обманула, устроив пожар!
В парке школьники гуляли,
В парке Спичку повстречали.
Попросилась к ним, дружить,
Спичка :
Дома нету, негде жить!
Хотите, дети, посмотреть,
Как умею я гореть?
Воспитатель:
Маша с Сашей тут смутились,
Очень, очень удивились!
Саша:
Разве можно зажигать?
Маша:
Ведь беды не избежать?
Спичка :
Что вы, что вы! Все в порядке!
Буду я светить лишь ярко!
Никаких, поверьте, бед!
Зажигайте во мне свет!
Воспитатель:
Дети-чирк! И тут же пламя
Разгорелось на беду!
Слайд №3
Охватило то, что с края,
А потом и все вокруг!
Маша:
Боже!
Воспитатель:
Закричала Маша.
Маша:
Как же быть, что делать нам?
Пламя все сейчас охватит!
Бежим-ка, Сашка, по домам!
Саша:
Нет, нельзя нам убегать,
Город нужно нам спасать!
Что же мы наделали?
Спичке мы поверили!
Воспитатель:
Огонь трепетно бушует,
Спичка радостно танцует!
Но уже сгорел домишко,
В парке детском, для детишек!
Ведущий:
Огонь красно-желто-синий,
Вроде кажется красиво!
Но так жарко от него,
А 5 минут горит всего!
Маша:
Тут и дым валит, и пламя,
Что же делать? Мы не знаем!
Воспитатель:
Страшно! Кто поможет им?
Это служба 01!
Саша: (набирает телефон)
Эй, пожарные, спешите!
И огонь скорей тушите!
(Пожарный тушит огонь)
Слайд №4
Маша:
Огонь погас, все позади,
Мы Спичку больше не возьмем!
Саша:
И ты, друг, спичку не бери,
Спалила в парке детский дом!
Маша-Спичке :
Тебя придумали для дела,
Но к детям ты не подходи!
Саша-Спичке :
Служи на благо человека,
Пожаров впредь не разводи!
Пожарный :
Мы 01, спешим на помощь -
Тушить огонь, спасать людей!
Ну, кто из вас еще не понял,
Что спички - не игрушка для детей!
Мы вас ответственно попросим,
От скуки в пламя не играть!
И не придется тогда снова
Вам пожарных вызывать!
Воспитатель:
Ростом спичка – невеличка,
Не смотрите, что мала,
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните друзья,
Что с огнем шалить нельзя.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вступить в дружину юных пожарных. Но для этого вы должны пройти испытания, показать свои знания и умения. Ну что, вы хотите? ( Дети: Хотим).
Слайд №5
Воспитатель: Я уверена, что вы справитесь. Итак, первое задание.
Ребята, давайте поразмышляем над тем, нужен ли человеку огонь, и чем же он полезен, а чем опасен. Предлагаю на каждое рассуждение о пользе огня прикреплять на картинку веселый смайлик, а на каждый ответ об опасности огня – грустный смайлик.
Игра «Польза и вред»
Дети рассматривают картинки и дают различные варианты ответов: (от неосторожного обращения со спичками, от неправильного использования электроприборов и отопительных печей, невнимательности, небрежности в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами).
Воспитатель:
Верно, огонь наш друг : он нужен заводам для выплавки металла, фабрикам
– для работы станков, школам, детским садам
– для освещения и приготовления пищи. А какой вред приносит огонь?
Дети: могут сгореть вещи, квартира, дом, лес; пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит.
Опытническая деятельность
(Воспитатель зажигает на столе три свечи.)
Воспитатель: Мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонк). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет)
Объясните, почему? Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар. Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить) Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли).
А давайте проверим правильность ваших утверждений. У нас в контейнере
хранится материал, который используется для тушения огня. Вы узнаете его?
( Дети: Да).
Проведем опыт: на горящую свечу прольм немного воды.
Что происходит и почему?
( Дети: Огонь погас, потому что он боится воды).
То же с землей, с песком.
Воспитатель: На столе ещё остался стеклянный стакан, и я им накрою горящую свечу. Что же происходит? Почему огонь погас?
( Дети: Внутри закончился кислород и огонь погас).
А как нам это может, если горит помещение? Можно ли открывать окна? (Нет, нельзя, ведь поступающий воздух усилит огонь).
Чем опасен пожар? (могут погибнуть люди, испортятся вещи, квартира, дом).
Чем опасен дым от пожара? (можно заблудиться и не найти выход, трудно дышать).
Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?
( Дети: Не было телефонов. Были пожарные каланчи с которых вели наблюдение пожарные. Раньше все дома строили из дерева и близко друг к другу.)
Что надо делать, если в квартире много дыма? (Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.)
Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (Смочить свою одежду и всё вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живёшь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения)
Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом? (Лифт во время пожара – настоящая дымовая труба. В которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.)
Воспитатель: Скажите, ребята: а когда люди самостоятельно не могут потушить огонь, что они должны сделать? (Вызвать пожарных).
Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»? («01» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.)
А как правильно это сделать? (Надо сообщить как зовут и адрес).
Давайте поупражняемся.
Слайд №6
Игра «Вызов пожарного»
Слайд №7
Слайд №8
Воспитатель: Как одеваются пожарные? (Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит и не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания)
Почему пожарная машина красная? (Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня.)
Может ли пожарный автомобиль проехать перекрёсток на запрещённый сигнал нет, то светофора? Если может, то как? Если почему? (Может при подаче звукового и светового сигнала с соблюдением мер предосторожности.)
У нашей Василисы папа работает в пожарной части. Давайте послушаем ее рассказ о том, как она с сестрой была там на экскурсии.
Рассказ Василисы. (Слайды №9, №10, №11, №12)
Воспитатель: Спасибо тебе, Василиса, за интересный рассказ. И ты правильно сказала, что гордишься своим папой, ведь у него такая нужная всем и мужественная профессия.
Игра «Что нужно пожарному?» Слайд №13
Игра «Что нужно для тушения пожара?» Слайд №14
Слайд №15
Воспитатель: Обратите внимание, что ведро имеет форму конуса. Кто знает почему? Конусное ведро при пожаре в зимнее время года позволяет пробивать им лунки на пожарных водоемах во льду. Конусообразными ведрами легче зачерпывать песок из специального пожарного ящика, держась одной рукой за вершину конуса, а другой - за край ведра.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю самим побыть пожарными, и мы проведем учение, на котором поупражняемся в скорости сматывания пожарного рукава. Для этого поделимся на две команды и по сигналу каждая команда размотает и замотает пожарный рукав.
Физминутка «Пожарные на учениях».
(Дети поделились на две команды и по сигналу каждая команда размотала и замотала пожарный рукав).
Воспитатель: А вы знаете, какие награды получают при тушении пожара?
(Ответы детей)
Воспитатель: Героев награждают медалями “За отвагу”, “За спасение погибавших”; орденом Мужества, “За заслуги перед Отечеством”.
Воспитатель: Давайте проверим насколько вы внимательны. Отвечать будете все вместе. Если вы со мной согласны, то громко произнесите: «Это я, это я, это все мои друзья», а если не согласны - промолчите. Посмотрим, какая команда справиться с заданием лучше.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
Кто, почуяв запах гари,
сообщает о пожаре?
(Это я, это я, это все мои друзья.)
Кто из вас, шалит с огнём,
Утром, вечером и днём?
(Дети молчат.)
Кто, ребята, говорит
Брату и сестричке:
"Чтобы не было пожара,
Не берите спички"?
(Это я, это я, это все мои друзья.)
Кто, завидев сильный дым, набирает "01"?
(Это я, это я, это все мои друзья.)
Кто костры не поджигает
И другим не разрешает?
(Это я, это я, это все мои друзья.)
Признавайтесь-ка мне в том,
Кто из вас шалит с огнём?
(Дети молчат.)
Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички?
(Это я, это я, это все мои друзья.)
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор.
(Дети молчат.)
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
(Это я, это я, это все мои друзья.)
Игра «Нельзя – можно»
Воспитатель: Я буду называть в основные требования пожарной безопасности, а вы покажете светофорчик с соответствующими цветами. Если так делать нельзя – то красный, если можно, то – зелёный.
• играть со спичками;
• не открывать двери в помещении, где произошло возгорание;
• оставлять без присмотра включенные в сеть электрические нагревательные приборы,
• оставлять открытыми двери печей, каминов;
• закрыть нос и рот влажной повязкой (платком, шармом) для защиты от дыма;
• двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено;
• зажигать в помещении фейерверки;
• вызвать для пострадавшего скорую помощь по телефону «03», отправить его в больницу.
Игра «Узнай произведение»
Воспитатель: Сейчас вы прослушаете отрывки из произведений, назовите эти произведения.
Приоткрыла дверцу Лена
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол.
Побежал по стульям с треском
Вверх полез по занавескам
Спины дымом заволок
Лижет пол и потолок
(С. Маршак «Пожар»)
А лисички взяли спички
К морю синему пошли
Море синее зажгли.
Море пламенем горит
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите»
(К. Чуковский «Путаница»)
Много столпилось
Людей на панели
Люди в тревоге под крышу смотрели
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки ребенок
Протягивал к ним…
(С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»)
Слайд №16.
Воспитатель: Ну, ребята, я думаю, что вы достойно прошли все испытания, показали свои знания и умения и достойны встать в дружину юных пожарных. И я вам с удовольствием вручу значки юных пожарных.
(Вручение значков).
А теперь, я вам предлагаю, как юным пожарным, начать проводить просветительскую работу среди детей младшего возраста. Давайте сделаем плакат предупреждение об опасности спички.