Анастасия Самодин
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Откуда берется дождик»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Самодин Анастасия Николаевна
Тема:
«Опыты профессора Зная: Откуда берется дождик.»
Цель: формирование способностей у детей младшего дошкольного возраста к обследованию предметов с помощью простейших опытов.
Задачи:
Образовательные :
- закреплять знание детей о свойствах воды при помощи простейших опытов;
-продолжать знакомить со свойствами некоторых материалов (лист мандаринового дерева, камень) при взаимодействии с водой;
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей второй младшей группы „Откуда берется дождик“» размещена в разделах
- актуализировать знания детей о сезонных изменениях в природе (осень);
- расширять представления детей о причинах возникновения и видах дождя;
- создать условия для проведения простейших опытов детьми;
- мотивировать детей к проводению несложных опытов.
Развивающие:
- побуждать детей к пониманию речи взрослого, активному реагированию на неё, путем обогащения словарного запаса;
- развивать любознательность, познавательный интерес в процессе проведения опытов с водой;
- развивать внимание, мышление, кругозор, наблюдательность;
- поддерживать инициативу и стремления детей высказывать своё мнение, делать простые выводы;
- развивать мелкую и крупную моторику, зрительное внимание и дыхание;
- развивать умение соотносить слова и действия.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность при работе с водой;
- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Методы и приемы:
- словесные: обьяснения, поисковые вопросы, беседа, художественное слово;
- наглядные: показ «обращение профессора Зная», видеозапись проведения опыта;
- игровые: дыхательная и пальчиковая гимнастика, физкультминутка, сюрпризный момент;
- практические: опыты с водой.
Словарная работа:
- активизация словаря: вода, бесцветная, без запаха, без вкуса, жидкая, льется, профессор, лёгкий, тяжёлый;
- обогащение словаря: проливной, тонет, губка.
Виды детской деятельности :
- познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Интеграция образовательных областей :
- познаватльное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе (осень, лужи, дождь, ветер, листопад); рассматривание картинок с изображением дождя, туч, листопада; чтение потешки «Радуга-дуга.»; беседа по стихотворению А. Барто «Зайка»; цикл опытов с водой ( изучение свойств воды: льется, жидкая, бесцветная, без вкуса).
Материалы и оборудование:
- комплект для проведения опытов по количеству детей : губки, салфетки для рук, стаканы с водой, тарелки глубокие, камни, листья мандаринового дерева, фартуки, салфетки на стол;
- оргтехника для демонстрации мультимедийной презентации: телевизор, ноутбук;
- папка с иллюстрациями по теме «Осень»;
- сюрпризная коробка;
- мультимедийная презентация «Опыты профессора Зная», видеосюжет «Опыт профессора Зная» (пошаговое представление опыта для детей).
Ход образовательной деятельности
Воспитатель перемещается по группе, что-то ищет.
Педагог: Дети, помогите мне, пожалуйста. Елена Анатольевна оставила в группе папку желтого цвета, а я не могу ее найти. Может кто-то видел, где она лежит? (дети помогают найти воспитателю папку).
Педагог: Спасибо, только та ли эта папка? Давайте посмотрим. Елена Анатольевна говорила, что внутри папки картинки (дети вместе с воспитателем открывают папку и просматривают иллюстрации, определяют, что на иллюстрации внутри папки изображения на тему «Осень»).
Педагог: Дети, как вы определили, что на картинках изображена осень?
(Ответы детей : листья пожелтели и опали с деревьев; девочка с зонтиком, значит идет дождь; тучи на небе, солнце спряталось за тучу).
Педагог: Правильно! Молодцы! А вы знаете, что дождь бывает разный? (ответы детей). Давайте поиграем в игру «Сколько знаем мы дождей» (пальчиковая гимнастика).
Сколько знаем мы дождей
Сосчитаем поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой - дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Вот как много есть дождей
Для растений и людей. (Дети загибают пальцы на обеих руках поочерёдно).
Педагог: Интересно, откуда льется дождь? Как вы думаете?
Дети: С неба капает, из туч.
Педагог: Правильно, из туч. А вы знаете, как он появляется в туче? (Предположительные ответы детей).
Педагог: Сейчас я предлагаю вам узнать тайны дождя. А поможет нам в этом наш давно знакомый друг - профессор Знай.
Видеобращение профессора Зная.
Профессор: (слайд №1) Здравствуйте! Я очень рад вас видеть.
(слайд №2) Сегодня я предлагаю вам провести опыт и узнать откуда льется дождь. Прежде чем приступить к работе, у меня для вас есть небольшой сюрприз.
Педагог: Давайте посмотрим, что это за сюрприз? (Воспитатель вносит в комнату коробку. Дети открывают ее и изучают содержимое. В коробке находятся фартуки для проведения опытов. Дети надевают фартуки, воспитатель помогает им в этом процессе, после приглашает пройти к столам и занять свои места).
(слайд №3) Во время обьяснения педагогом материала на экране телевизора демонстрируется видеоролик, в котором пошагово представлен опыт для детей. Затем педагог обращается к детям, побуждая выполнить данный опыт.
Педагог: Дети, на столе перед вами лежат губки. Представьте себе, что это наши тучи. Возьмите их и определите какие они на ощупь?
Дети: Сухие и лёгкие (и другие предположительные ответы).
Педагог: У каждого из вас тарелка с водой, представьте, что это – реки, моря из которых тучка «пьет» воду. Возьмите свои «тучки» и опустите их в воду. Обратите внимание, как «туча» наполняется водой. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке! Теперь расскажите, какой стала туча?
Дети: Тяжёлая, мокрая (и другие предположительные ответы).
Педагог: А сейчас поднимите свою тучку-губку и отожмите ее. Что у вас получилось?
Дети: (из тучки польётся дождь, вода).
Педагог (индивидуально обращается к детям) : Саша, скажи, пожалуйста, какой дождь у тебя получился : сильный или слабый?
Дети: Сильный.
Педагог: Такой дождь называется проливной. Вот так, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из нее на землю, падают дождем.
Педагог: Давайте представим, что пошел дождь и поиграем.
Физминутка «Дождик»
Капля - раз, капля - два, (хлопки руками на каждое слово.)
Очень медленно сперва, (повороты вокруг себя)
А потом, потом, потом - (повороты туловища вправо, влево)
Все бегом, бегом, бегом. (бег на месте)
Зонтики скорей раскроем, (разведение рук в стороны)
От дождя себя укроем. (соединение рук над головой.)
Педагог: Дети, тучки не стоят на месте. Как вы думаете, что помогает им двигаться? (ответы детей) Правильно, это проказник ветер. Он может дуть сильно, а может слабо.
Дыхательная гимнастика «Ветер»
(дети в соответствии с динамикой музыки изображают слабый или сильный ветер).
Педагог: обращали ли вы внимание, что после себя оставляет дождь на земле? (ответы детей). Верно, это лужи. Лужи состоят из воды. Какие свойства воды мы с вами знаем? (ответы детей : льется, жидкая). Кто из вас замечал, что происходит с листьями, когда они падают в лужу? (они плавают). Давайте проверим, так ли это? (педагог приглашает детей пройти к столам для выполнения задания).
Профессор: (слайд №4) Предлагаю вам провести опыт и узнать, что произойдет с листиком и с камнем, когда они попадут в воду. Все необходимое, для выполнения опыта, находится у вас под салфеткой в тарелке.
(В тарелке под салфеткой у каждого ребенка находится камень и лист мандаринового дерева). Дети проводят опыт самостоятельно: поочередно опускают в воду предметы и наблюдают за процессом).
Педагог: Дети, что же у вас получилось? (педагог индивидуально обращается к детям).
- Алеша, что случилось с камнем?
- Саша, как ты думаешь почему камень утонул?
- Таня, что произошло с твоим листочком, когда ты опустила его в воду?
Профессор: (слайд №5)
- Мои юные помощники, расскажите мне, пожалуйста, какие опыты вы сегодня самостоятельно выполнили? (ответы детей).
Педагог: Сегодня мы с вами раскрыли тайну дождя. Напомните, что было у вас вместо тучи? ( дети называют новое слово: губка). Каждый из вас самостоятельно смог сделать свой «дождь» с помощью губки. Проводя другие опыты. вода помогла нам определить, что происходит с предметами. Подскажите, что происходит с листочком, когда он падает в лужу и что происходит с камнем, если он упадет в воду? (Педагог предлагает детям высушить руки салфеткой, навести порядок на рабочем месте и послушать, что им скажет профессор Знай).
Профессор: Я рад был сегодня с вами встретиться. Мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо. И все вместе похлопаем в ладоши. До встречи на следующем занятии. До свидания.
(дети прощаются с профессором)