Татьяна Киргизбаева
Конспект НОД в средней группе «Семейные обычаи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
Программные задачи:
- расширять и углублять представления детей о нашей стране, о старинных семейных традициях;
- формировать представления о старинных русских именах;
- познакомить детей с избой, с предметами старинного русского быта (лапти, чугунок, сундук, печка, ухват, колыбелька, самовар)
- продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества
через игры, песни;
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- воспитывать у детей познавательный интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ, воспитывать интерес к русскому фольклору;
- развивать познавательный интерес в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Активизация словаря: изба, лапти, тезка, чугунок, сундук, ухват, колыбелька.
Подготовительная работа:
- чтение и слушание русских народных сказок;
- рассматривание иллюстраций;
- разучивание песен, игр.
Материалы и оборудование:
аудиозаписи с русской народной мелодией, массажные коврики, атрибуты зимнего леса, атрибуты русской избы, колыбелька, кукла – малыш, макет волшебного камня, деревянные ложки для игры, посуда и заваренный чай для опытно-экспериментальной деятельности, посуда для чаепития.
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Чтение художественной литературы».
Ход ННОД
ДЕТИ ПОД РУССКУЮ НАРОДНУЮ МЕЛОДИЮ ВХОДЯТ В ЗАЛ.
Вос-ль: «Дети, а вы любите путешествовать?»
Дети: «Да».
Вос-ль: «Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу».
Дети: «Снег, деревья, волшебный камень».
Вос-ль: «Дети, а что же это за камень? А камень—не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
НАЛЕВО ПОЙДЕШЬ - ДАЛЕКО НЕ УЙДЕШЬ,
ПРЯМО ПОЙДЕШЬ - В ДРУГУЮ ГРУППУ ПОПАДЕШЬ,
НАПРАВО ПОЙДЕШЬ - МНОГО ИНТЕРЕСНОГО НАЙДЕШЬ.
Дети, куда пойдем?
Дети: «Направо».
Вос-ль: «А где же правая сторона»?
Дети указывают правую сторону.
Вос-ль: «Ну что же, в путь»!
Дети идут по массажному коврику:
МЫ ШАГАЕМ ПО СУГРОБАМ,
ПО СУГРОБАМ БЕЛОЛОБЫМ,
ПОДНИМИ ПОВЫШЕ НОГУ,
ПОКАЖИ ДРУГИМ ДОРОГУ!
Дети проходят в зону «Изба».
Вос-ль: «Вот мы и пришли. Я хозяйка этой избы. Милости прошу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Изба у меня небольшая, да красивая какая
На убранство поглядите, да про все мне расскажите.
Воспитатель показывает чугунок: «Дети, а что это»?
Дети: «Чугунок».
Вос-ль: «В нем варили кушать».
Вос-ль показывает лапти: «Дети, а это что»?
Дети: «Лапти».
Вос-ль: «А для чего нужны лапти»?
Дети: «Их надевали на ноги».
Воспитатель обращает внимание на сундук: «А это что?»
Дети: сундук.
Вос-ль: «А кто знает, для чего он нужен?»
Ответы детей.
Вос-ль: «Дети, в старые времена на Руси люди складывали в сундук вещи, игрушки.
Вос-ль обращает внимание детей на печь: «А это что?»
Ответы детей.
Вос-ль: В каждой избе была печь, она не только согревала жилище, но и кормила людей. Печка была всегда горячей. Чугунок, в котором варилась еда, тоже был горячим. Как вы думаете, можно было взять его руками?
Ответы детей.
Вос-ль: Вот для этого пользовались ухватом.
Воспитатель показывает как это делается.
Раздается звук плача ребенка.
Вос-ль: Дети, а что это за звук? Кто плачет? Достает из колыбельки куклу.
Вос-ль: «Дети, посмотрите, вот кто плачет. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому плачет. Давайте покачаем». Кто-нибудь из детей качает, плач стихает.
Вос-ль: С давних пор на Руси повелось, когда рождается ребенок, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только оно будет не простое, а старинное. А кто из вас знает старинные русские имена?
Дети предлагают, выбирают одно имя—ребеночка называют Егорушкой.
Вос-ль: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его будут ласково называть Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и наше имя растет. А вы знаете, как вырастит ваше имя? Как вас будут называть, когда вы вырастите большими?
Ответы детей: «Сейчас меня зовут Ира, а когда вырасту, то будут называть Ириной».
Вос-ль: Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. Они у вас очень красивые. Но наши имена принадлежат не только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?
Дети: «Тезки».
Вос-ль: А у нас в группе есть тезки?
Дети: Да, Дима Щербаков и Дима Романов. Арина Волохова и Арина Московина.
Вос-ль: Молодцы, дети. Пока мы свами беседовали об именах,наш Егорушка стал засыпать. Мы положим его в колыбельку. Кто знает, что такое колыбелька?
Дети: Это кровать, где спят дети.
Вос-ль: А что вам родители делают перед сном?
Дети: Поют песни колыбельные.
Вос-ль: Дети, давайте, и мы с вами споем колыбельную для Егорушки.
Дети вместе с воспитателем поют колыбельную.
БАЮ – БАЮШКИ – БАЮ
Я ТЕБЕ ПОКОЙ ДАРЮ.
ВЕТЕР В ОКНА К НАМ СВИСТИТ,
СНЕГ ПО УЛИЦЕ КРУЖИТ.
В НЕБЕ ЗВЕЗДОЧКА ГОРИТ:
«СПИ, СЫНОЧЕК, - ГОВОРИТ –
БАЮ – БАЮ – БАЮ – БАЙ
СПИ, ЕГОРКА, ЗАСЫПАЙ!»
Вос-ль: Вот и уснул наш Егорушка. Когда вы вырастите, тоже будете петь колыбельную для своих детей. (Дети укладывают Егорку в колыбельку). Давайте уйдем из избы и не будем мешать нашему малышу.
В давние времена взрослые устраивали в день рождения праздник,где играли в русские народные игры. Мы свами умеем играть в игру «Ручеек». Давайте поиграем.
Вос-ль: Дети, издавна на Руси дни рождения отмечали чаепитием. А у вас дома устраивают чаепитие?
Ответы детей.
Вос- ль: Я хочу открыть вам секрет. Чай бывает черный, бывает зеленый. (Показ заваренного черного и зеленого чая.) А чтобы чай стал вкуснее, люди придумали в него добавлять ягодки и листочки цветов. Давайте, попробуем узнать, что добавили в этот чай. (Дети нюхают и пытаются отгадать, что в него добавлено).
Ответы детей.
Вос- ль: А еще чай бывает разным на вкус. Давайте попробуем угадать, что добавили в чай, с закрытыми глазами. (Просто чай для сравнения, с сахаром, с лимоном).
Я ХОЧУ ОТКРЫТЬ СЕКРЕТ И ПОЛЕЗНЫЙ ДАТЬ СОВЕТ:
ЕСЛИ, ХВОРЬ С КЕМ ПРИКЛЮЧИТЬСЯ, ЧАЕМ МОЖЕТЕ ЛЕЧИТЬСЯ,
ЧАЙ ВСЕХ СНАДОБИЙ ПОЛЕЗНЕЙ, ПОМОГАЕТ ОТ БОЛЕЗНЕЙ.
ЧАЙ В ЖАРУ НАС ОСВЕЖАЕТ, А В МОРОЗЫ СОГРЕВАЕТ.
И СОНЛИВОСТЬ ПЕРЕБОРЕТ И С УСТАЛОСТЬЮ ПОСПОРИТ,
СОКРУШИТ ЛЮБОЙ НЕДУГ, ЧАЙ ЗДОРОВЬЮ - ЛУЧШИЙ ДРУГ!
ТАРЫ – БАРЫ – РАСТАБАРЫ, ВЫПЬЕМ ЧАЙ ИЗ САМОВАРА.
СТОЛ НАКРОЕМ ДЛЯ ГОСТЕЙ, ЧТОБЫ БЫЛО ВЕСЕЛЕЙ.
Накрывают на стол, ставят самовар.
Вос- ль: Дети, кто помнит, в каком произведении мы встречали самовар?
Ответы детей.
ПОСИДЕТЬ ЗА САМОВАРОМ РАДЫ МЫ НАВЕРНЯКА,
ЯРКИМ, СОЛНЕЧНЫМ ПОЖАРОМ У НЕГО БЛЕСТЯТ БОКА.
ПРОИШЕСТВИЕ НЕ ОБЫЧНОЕ – ПРОПАЛИ ГДЕ-ТО ЛОЖКИ.
ПРЕДЛАГАЮ ПОИГРАТЬ НАШИ ЛОЖКИ ОТЫСКАТЬ.
Пока звучит музыка – дети гуляют, музыка заканчивается, дети приносят ложки воспитателю (деревянные ложки)
Вос-ль: Дети, я знаю, что вы умеете играть на этих ложках – ведь это музыкальный инструмент. Давайте, покажем нашим гостям, как мы умеем играть. Дети играют на ложках под русскую народную мелодию.
Вос-ль: КАКОЙ ЖЕ СЛАВНЫЙ СТОЛ НАКРЫТ
И САМОВАР ДАВНО ШИПИТ
ЧАЁК ЗАКИПАЕТ, НО ЧЕГО – ТО НЕ ХВАТАЕТ!
Я ЗНАЮ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ! ВСЕГДА НА РУСИ К ЧАЮ СТАВИЛОСЬ УГОЩЕНИЕ – ПИРОГИ ДА СЛАДОСТИ.
НЕУЖЕЛИ НАМ ПРИДЕТСЯ ЧАЙ БЕЗ ПИРОГОВ ПИТЬ?
ВХОДЯТ МАМЫ, И ВЫНОСЯТ ПРИГОТОВЛЕННЫЕ ИМИ ПИРОГИ.
МАМА: мы слышали, что сегодня вы научились чай заваривать. А мы к вам с угощением. Знаете, ребятки, что в старину праздничный хлеб, который пекли на праздник стали называть пирожком. Вот и мы принесли свой праздничный хлеб. Угощайтесь на здоровье! Мы для вас старались!
ДЕТИ БЛАГОДАРЯТ.
Вос-ль: а пока накрывают на стол, мы вместе с родителями поиграем в русскую народную игру «Ручеёк»
ЧАЕПИТИЕ.