Елена Колсанова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с русским народным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с особенностями внешнего вида русского народного костюма;
2. Учить называть элементы костюма;
3. Продолжать знакомить с устным народным творчеством;
Развивающие:
1. Развивать диалогическую и связную
речь детей;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Знакомство с русским народным костюмом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
2. Обогащать и активизировать словарь детей (рубаха –косоворотка, кокошник, порты);
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к русскому народному костюму.
Оборудование и материалы: уголок «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, лавки, старинная посуда, зыбка, русская народная одежда и т. д.); традиционный русский женский и мужской костюм (сарафан, рубаха –сорочка, кокошник, рубаха – косоворотка, порты, лапти); платочек для игры «Наш платочек голубой»; музыкальное сопровождение.
Ход НОД: Собираю детей возле себя. Ребята, мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем в компьютер. Но очень интересно знать, как жили наши прабабушки, прадедушки в давние времена. Во что играли, какие хороводы водили, какие песни пели, а самое главное, какую одежду они носили.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие в старинные времена и узнать какую одежду носили наши прабабушки и прадедушки. Путешествие мы отправимся на санях с бубенцами (дети строятся друг за другом, звучит русская народная музыка
Вот мы и приехали, проходим все в избу. Ребята, посмотрите, какой интересный предмет есть в русской избе. Что это такое? Зачем он здесь нужен?
Ответы детей:
Правильно, это сундук. (Обобщаю, дополняю ответы детей) В старину в сундуках хранились одежда, ткани и ценные вещи. Давайте заглянем в него и узнаем, что же там хранится. (достаю из сундука русский народный женский костюм)
Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана.
Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма?
Ответы детей: (Белого, красного)
Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, для чего нужна вышивка?
Ответы детей:
(Обобщаю, дополняю ответы детей) Люди думали, что вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза.
Ребята, а как вы думаете, какой головной убор одевали девушки и женщины?
Ответы детей:
(Обобщаю, дополняю ответы детей) Головной убор девушки: повязка, твердая спереди, она называется «краса». Украшали повязку: бисером, цветными стеклами, бусинками, золотой нитью. Женщины-мамы: голову прикрывали вышитыми платками или головным убором, который называется – кокошник (показываю головные убороы).
(Достаю из сундука мужской костюм) Ребята это у нас мужской костюм. Основой мужского костюма так же была рубаха. Это рубаха-косоворотка. Кто из вас догадался, почему она так называется?
Ответы детей:
Она так называется потому, что разрез ворота находится не по середине, а на боку (косо) (показываю детям). От этого и название такое.
Давайте все повторим: рубаха-косоворотка.
Из каких слов состоит это слово?
Ответы детей:
Косой +ворот=косоворотка
Носили его на выпуск и подпоясывали поясом. Пояс назывался – кушак.
Ребята, давайте вспомним, какая в старину была обувь?
Ответы детей:
(Обобщаю, дополняю ответы детей) На Руси широко распостранены были – лапти. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.
Русская народная игра «Наш платочек голубой»
Участники игры образуют большой круг, передают 3 платочка по кругу, поют песню.
Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек покажи!
У кого платочек окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.
Ребята, у нас на выставке случилась беда. Одежда старинная со временем портится. Я прошу вас восстановить одежду. Поможете. Рубаха-косоворотка со временем износились. Надо «зашить». Мальчики зашивают – рубаху-косоворотку, девочки сарафан.
Дидактическая игра «Зашей сарафан»
Нужно подобрать кусочки ткани (заплатки, чтобы подходили по форме, цвету одежды. Посмотрим, кто быстрее справиться с заданием.
Дети выполняют задание, объясняют, почему выбрали ту или иную заплатку.
Молодцы, Прекрасно справились с заданием.
Пора нам вернутся в группу.
Итог:
С чем мы сегодня познакомились?
Какие элементы русского народного костюма вы знаете?
Какие новые слова узнали?