Елена Колсанова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с ремеслом ткачихи»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Развитие речи», «Художественно- эстетическое развитие».
Задачи:
Образовательные :
1. Продолжать формировать познавательную активность детей, приобщая их к истокам народной культуры;
2. Познакомить детей с одним из древних ремеслом – ткачеством
3. Освоить навыки переплетения 2-х нитей, создать узор соблюдая последовательность;
4. Обогатить и активизировать словарь: ткачиха, ткач, ткацкий станок, челночек.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Знакомство с ремеслом ткачихи“» размещена в разделах
Развивающие:
1. Расширять представления детей об окружающем мире, о жизни и быте наших предков.
2. Обобщить и систематизировать знания детей о предметах и утвари русской избы;
3. Развивать творческую активность, наблюдательность;
4. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к истокам русской культуры, через народные ремесла;
2. Воспитывать уважение к труду других людей;
3. Воспитывать усидчивость, старательность, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материалы:мини – музей «Русская изба»с предметами быта (печь, сундук, стол, лавки, старинная посуда, зыбка, русская народная одежда; рушники и половики); образец плетения; выкройка - основа с прорезями одного цвета; полоски – уток другого контрастного цвета одинаковой ширины, 12 штук на каждого ребенка.
Ход НОД:
В русском народном костюме выхожу к детям, собираю возле себя.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется самая красивая и нарядная комната в избе? (горница)
Правильно, это горница. Давайте еще раз, вместе, рассмотрим убранство и предметы, которые находятся в горнице (печка, … сундук)
Ребята, скажите, а для чего в старину использовали сундуки?
Ответы детей:
(Обобщаю, дополняю ответы детей) Да, в сундуках в старину хранили вещи и предметы, как мы сейчас все это храним в шкафах. А в моем сундуке спрятались от вас загадки, а отгадки находятся в горнице.
1. Это что за простачок
Лег у двери на бочок,
На дороге на пороге
Останавливает ноги? (половик)
2. Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
– Помойся хоть немножко,
чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня (полотенце)
Ребята, как вы думаете, кто изготавливает полотенца и половики?
Ответы детей:
Это полотенце ткала ткачиха. Сегодня мы познакомимся с профессией ткачиха. Просмотр презентации…
Приглашаю вас на ткацкую фабрику.
Слайд 1. Знакомство с профессией ткача.
Слайд 2. В большом, светлом помещении стоят ткацкие станки.
Слайд 3. На ткацких станках работает ткачиха. Работа ткачихи не простая. На ткацком станке из нитей ткачиха изготавливает ткань.
Слайд 4. Старинный ткацкий станок.
Слайд 5. Помогает ткачихе в работе челночек. Челночек бегает между ними и тянет за собой нить
Слайд 6. Специальная деталь — бердо — прибивает нить утка к ранее проложенным нитям.
Слайд 7. Переплетение нитей в тканях бывает различным. Переплетения позволяют создавать разнообразные поверхностные рисунки на тканях и самые различные по толщине, плотности и внешнему виду ткани.
Слайд 8. Полотяное переплетение является самым простым. В нем нить утка переплетается с нитью основы в шахматном порядке.
Ребята, я предлагаю вам попробовать самим поткать, как ткачиха. И приглашаю вас в ткацкую светелку. Так зазывалась комната, где стоял станок ткацкий.
Перед вами выкройка (из картона)–это основы, идущие вдоль ткани. Мы говорили, что ткань образуется в результате переплетения 2 нитей, основы и утка. Основа у нас уже есть, теперь я вам покажу, как переплетается уток с основой. Посмотрите внимательно, как ниточка побежит между нитями основы. Берем ниточку за один конец и аккуратно продеваем ее между нитями. Поочередно над ниткой побежала наша ниточка, опустилась под нитку, опять над ниткой и под ниткой. Продеваем полоски (нити) в шахматном порядке.
А теперь давайте попробуем вместе со мной поткать. Возьмите ниточку, уток, за конец правой рукой. Наша ниточка побежит между нитями справа налево. Сначала над ниткой, потом под ниткой. …
Дети работают за столами. В процессе работы слежу за выполнением.
Итог:
Ребята, скажите мне, пожалуйста, с какой новой профессией мы с вами познакомились (ткачиха)
Женщину этой профессии называют ткачихой, а как называют мужчину? (ткач)
На каком станке работает ткачиха? (ткацкий станок)
Что ткачиха делает на ткацком станке? (ткет)
Какой предмет помогает ткачихе ткать? (челночок)
Ткачиха на ткацком станке ткет что? (что ткачиха ткет на ткацком станке) (ткань, половики, полотенца)
Молодцы ребята. Вы все запомнили, и половики получились у всех красивые. Все старались.