Валентина Стенькина
Конспект непосредственной образовательной деятельности (с элементами ОТСМ-ТРИЗ-ртв) в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Дать характеристику звукам «ч» и «щ». Дать графический образ букв.
Познакомить с правилами написания сочетаний «ча», «ща», «чу», «щу».
Совершенствовать навык чтения.
Развивать логическое мышление.
Материал. Фишки – согласные звуки синего, зеленого, красного цвета. Кроссворд. Тетради на каждого ребенка.
1. Разминка.
Пароль «Доскажи словечко».
1. Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит… (черепаха)
2. У них усы не для красы –
Они показывают время
И называются… (часы)
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности (с элементами ОТСМ-ТРИЗ-ртв) в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
3. Живёт спокойно – не спешит.
На всякий случай носит щит.
Под ним не зная страху,
Гуляет … (черепаха)
4. На лугу среди букашек поднялся переполох:
Оттеснил семью ромашек
Великан… (чертополох)
5. У меня пропал носок
Утащил его (щенок)
6. Медведица рыщет,
Медвежат под ёлкой … (ищет)
7. Капризные сандалики
Однажды мне сказали:
- Боимся мы щекотки
Сапожной строгой (щётки).
Пространственная «Данет - ка». Угадай какой слог я загадала.
2. Работа со звуком – буквой.
Д/игра «Угадай, что это?» Поэтапное написание букв «ч» и «щ». На что похожи буквы?
Воспитатель рассказывает грамматическую сказку.
«Ребята, прежде чем вы нарисуете домики для этих букв, я вам расскажу историю которая произошла с буквами «ч» и «щ». Задумали буквы покрасить крышу. Приготовили синюю и зеленую краску. Ребята, а зачем нужно два цвета согласной букве? А рядом буквы «я» и «ю» играли в салки. Споткнулась буква «ю» и разлила всю синюю краску. А осталась у них только зеленая. Пришлось им красить весь домик зеленой краской. Как вы думаете, как звучат эти звуки? Правильно они никогда не бывают твердыми. Всегда звучат мягко. Отправились как-то буквы «ч», «щ», «я», «ю» в лес по ягоды. Много ягод собрали. А после прогулки буква «я» развеселилась: «У меня ягода самая лучшая, самая спелая и душистая. Это я всех в лес позвала, я самую лучшую полянку нашла». Буквы рассердились. Мы так дружно жили, никогда никто не зазнавался и решили буквы проучить букву зазнайку. Отправили её в конец алфавита. Тут заюлила буква «ю». Стала защищать свою подружку букву «я». Буквы и её отправили вконец ближе к букве «я». С тех пор, буквы «ч» и «щ» никогда не стоят с буквами «я» и «ю»».
3. Работа со слогом, со словом.
В сочетаньях «ча» и «ща» пишем только букву «а»
Щука, чум, ищу, молчу, я слова учу, учу.
«Чу», «щу» грамотно писать хочу.
Кричу, ворчу, ищу, тащу я с «у» пишу
И «чу» и «щу».
Д/игра «Почтальон». Почтальон может идти в домики, где слова с разным количеством слогов.
Отгадай загадку, напиши отгадку.
Где упрется хвостом
Станет дырка потом (шило).
На четыре ноги
Надевали сапоги
Перед тем как надевать
Стали обувь надувать (шины).
Летит орлица по синему небу
Крылья распластала, солнышко заслала (туча).
Бегут по дорожке доски да ножки (лыжи).
Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).
Не шит, не кроет на ниточке сборен (чулок).
4. Физкультминутка «Часы»
Тик – так –
Все часы идут вот так:
Тик – так.
(наклоните голову то в одну, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час:
Тик – так, тик – так, тик – так.
(раскачивайтесь в такт маятника)
Налево – раз, направо – раз.
Мы тоже можем так.
Ноги вместе, руки на поясе.
(на счёт «раз» голову наклоните к правому плечу, потом к левому, как часики)
Тик – так, тик – так.
5. Работа с предложением.
Давайте поиграем в игру «Закончи предложение». (дети должны подобрать разные слова). У предложения есть начало и конец. Начало у предложения обозначается большим знаком – большой буквой. А в конце, всегда ставится какой – то знак, например, точка. Показ картины, где девочка читает книгу. Что делает девочка? (читает книгу). Ответьте полным предложением «Девочка читает книгу». Воспитатель подзывает троих детей, где каждый ребенок обозначает отдельное слово: книгу, девочка, читает. Просит встать рядом. Первое слов – подними правую руку, последнее слово сделай кулачок в левой руке. Дети произносят свои слова и выстраивают предложение. Воспитатель сопровождает это действие показом на доске фишками – словами. По очереди вместе с детьми «прочитывает» предложение. (дети называют каждый свое слово). Воспитатель предлагает выложить фишками предложение у себя на тетради. Затем говорит, показывая фишку белого цвета: «Эта фишка обозначает слово «интересную». Давайте попробуем найти место для этого слова в предложении». Из скольких слов у нас получилось предложение? Какое первое слово? И т. д. Кто «прочитает» все предложение. Придумайте любое предложение и назовите, сколько слов в вашем предложении.
Воспитатель показывает картинку, на которой изображен мальчик. И говорит: «Этого мальчика зовут Лёня. Придумайте про него предложение. Что делает мальчик? (Леня забивает гвоздь)». Проводится работа с предложением.
Воспитатель предлагает детям записать в тетради схему своего предложения. «Ребята, что ставиться в начале предложения? А что ставиться в конце предложения?» - Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу товарища.
Кольца Луллия: собери предложение.
6. Рефлексия.
С каким новым правилом мы сегодня познакомились?
Нарисовали в домике у букв «ч» и «щ» колокольчики?
Какое задание было самое интересное?