Ильченко Нелли Алексеевна
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной
деятельности в старшей группе.
Тема: Знакомство со свойствами воды.
Программные задачи:
Образовательные :
1. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния – твёрдая, жидкая, газообразная – пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
2. Формировать безопасное поведение на воде.
Развивающие:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
1. Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно-исследовательскую деятельность, анализировать результаты.
Воспитательные:
1. Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать свою правоту).
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория;
- круговорот воды в природе;
- жидкость;
- пар;
- учёный;
- лаборант.
Материалы и оборудование: стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой бумаги (белый, поднос с предметами (кубик, линейка, кирпичик, банки, флаконы, пуговица, глобус, карта.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы будем с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, вы сейчас узнаете. А для этого, вам надо отгадать загадки:
1. На мели сидит,
Усами шевелит,
А гулять пойдёт –
Задом наперёд. (Рак)
2. Вильнёт хвостом туда-сюда
И нет её, и нет следа. (Рыба)
3. Через море-океан
Плывёт чудо великан.
Прячет ус во рту
Растянулся на версту. (Кит)
4. Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится,
Блюдце с тёплым молоком. (Кот)
По мере отгадывания загадок воспитатель выставляет картинки
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки и скажите: кто же лишний?
Дети: Лишний котёнок, потому что он живёт на земле, а все остальные в воде.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о воде. Где можно увидеть воду?
Дети: В луже, озере, реке, в кране, в море.
Воспитатель: Вода есть почти везде. Посмотрите на глобус и карту. Вода изображена здесь голубым цветом, и большая поверхность земного шара покрыта водой. Для чего нам нужна вода?
Дети: Для того, чтобы умываться, стирать, готовить пищу, пить.
Воспитатель: Без воды нет жизни. Человек проживёт без еды дольше, чем без воды. Кому ещё нужна вода кроме человека?
Дети: Животным, растениям, птицам.
Воспитатель: Что будет с комнатными растениями, если их не поливать?
Дети: Они завянут, погибнут, засохнут.
Воспитатель: Вода нужна всему живому на земле. Для рыб, некоторых растений и животных это среда обитания. Все люди, растения и животные без воды гибнут. Но вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождём можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде, нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя, и ни в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых.
Воспитатель: Ребята вы уже знаете много о воде, а сегодня вы ещё познакомитесь с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию. Лаборатория – это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Сегодня я буду учёным, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха».
Воспитатель: Что же такое вода? Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в лейку, таз, ванну и т. д. Можно вылить, перелить в другой сосуд.
Воспитатель переливает воду из одной банки в другую.
Воспитатель: Что делает вода?
Дети: Переливается, журчит, песни поёт, шумит, льётся.
Воспитатель: А какого же цвета вода? Можно сказать, что вода белого цвета?
Воспитатель просит вспомнить предметы белого цвета.
Дети: Бумага, снег, мороженое, молоко, кефир.
На стол ставятся два стакана: один с водой, другой с молоком, рядом кладётся лист белой бумаги.
Воспитатель: Какого цвета молоко и бумага?
Дети: Белого
Воспитатель: А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета?
Дети: Нет.
Воспитатель: Есть цвет у воды?
Дети: Нет. Вода бесцветная, прозрачная.
Воспитатель: А как проверить, что вода прозрачная?
Дети: Надо что-нибудь бросить в воду.
Воспитатель: У меня есть пуговица, можно её туда бросить? Что произошло?
Дети: Пуговицу хорошо видно, значит, вода прозрачная.
Воспитатель: Когда ваша мама печёт пирог, аппетитный его запах вы чувствуете уже за дверями своей квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхайте её.
Дети: Вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.
Воспитатель: Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Возьмите всё и попробуйте.
Дети: Соль солёная, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький.
Воспитатель: А теперь попробуйте воду на вкус. Можно ли её назвать сладкой, кислой, солёной или горькой?
Дети: Нет, нельзя.
Воспитатель: Правильно, ни один из знакомых вам вкусов нельзя отнести к воде. Совершенно чистая вода не имеет вкуса, она безвкусна.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Вода жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
Опыт №2 «Есть ли у воды форма?»
Воспитатель: А есть ли у воды форма? Это мы узнаем, когда проведём простой опыт.
Воспитатель берёт два стакана наполненные водой, а также два-три предмета из твёрдого материала (кубик, линейку). Затем сравниваем свойства воды и предметов из твё рдых материалов: вода льётся, растекается, а твёрдые предметы сохраняют форму.
Воспитатель: Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт?
Дети: Она примет форму кубика.
Воспитатель: А если нальём в банку?
Дети: Она примет форму банки.
Дети наливают воду в ёмкости различной формы
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Воспитатель: Значит, что можно сказать про воду?
Дети: Вода форму не имеет.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнём. Физкультминутка «Ручеёк»
Жил да был ручеёк,
Зажурчал и потёк.
В тучку превратился
Капелькой спустился.
Вот и круговорот
Наблюдательный поймёт.
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию. Я сейчас вам объясню и покажу, что такое круговорот воды.
Опыт №3 «Вода имеет твёрдое состояние и парообразное – пар».
Воспитатель: Что будет с водой, если мы вынесем банку на мороз.
Дети: Вода замёрзнет.
Воспитатель вносит банку со льдинками.
Воспитатель: А что такое лёд?
Дети берут в руки кусочки льда: рассматривают, ощупывают.
Воспитатель: Сейчас я возьму молоточек и постучу по льдинке. Какая она?
Дети: Твёрдая.
Воспитатель стучит сильнее, лёд раскалывается.
Воспитатель: Почему разбилась льдинка?
Дети: Она тонкая, хрупкая.
Воспитатель: А какой лёд не разбивается от моего удара?
Дети: Толстый.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет со льдом, если он полежит в тёплом помещении?
Дети: Лёд превратиться опять в воду.
Воспитатель: Ребята, вода может быть не только жидкой или твёрдой (лёд, но ещё она может быть паром. Мы сейчас нагреем воду в стакане кипятильником. Что происходит?
Дети: Вода нагревается, стала тёплой.
Воспитатель: А чтобы она стала горячей, что нужно сделать?
Дети: Если сильнее подогреть.
Когда вода закипает, воспитатель убирает кипятильник и вместе с детьми наблюдает появление пара, а затем накрывает стакан стеклом. Сначала на стекле появляется пар, потом пар превращается в капельки воды. Если стекло поддержать над баночкой, то вода со стекла стекает в баночку.
Воспитатель: Что вам это напоминает?
Дети: Дождь.
Воспитатель: Ребята, так ведь это был пар. Откуда на стекле взялась вода?
Дети: Вода была в паре.
Воспитатель: Так что же получается: лёд – это вода, пар – это тоже вода.
И вода, и лёд, и пар –
Скажет вам и млад и стар, -
Это всё-таки вода
Ты запомни навсегда.
Воспитатель: Я расскажу вам, почему так происходит. И в воде и во льду и в паре живут маленькие человечки. Живут они только по-разному. Во льду человечки твёрдо стоят на ногах и крепко держаться за руки. Сейчас мы все человечки льда, давайте покажем.
Дети становятся в круг и крепко держатся за руки. Воспитатель пытается «разбить лёд», но ничего не получается.
Воспитатель: А сейчас представили, что наступила весна, и солнышко стало пригревать сильнее. Что происходит со льдом? Наши человечки уже не так крепко держаться за руки. Они опускают руки и становятся человечками воды, которых можно легко переливать куда угодно.
Воспитатель: А как вы думаете, как выглядят человечки пара?
Дети: Они выбегают из банки.
Воспитатель: Вы сейчас человечки пара, разбегайтесь по комнате.
Дети бегают по групповой комнате.
Воспитатель: Вот это и есть круговорот воды в природе. Мы сейчас с вами многое узнали про воду. Вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состояниях. Вы сегодня были человечками льда, воды и пара. Вот у меня есть нарисованные человечки льда, воды, пара и вы можете с ним