Наталия Стёпкина
Конспект НОД по речевому развитию «Помоги Машеньке вернуть иголочку» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему : «Помоги Машеньке вернуть иголочку» для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание:
Обучающие задачи:
• Развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, имеющие звуки «ш», «ж», интонационно их выделять;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Помоги Машеньке вернуть иголочку“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
• упражнять детей в делении слов на слоги используя модель слов;
• учить различать твё рдые и мягкие согласные: «л - ль», «з - зь».
Развивающие задачи :
• стимулировать зрительно – поисковую активность, избирательность восприятия;
Воспитательные задачи:
• формировать интерес к речевой деятельности.
Предварительная работа:
Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке Валентины Осеевой «Волшебная иголочка»; объяснение детям понятия «многозначные слова – иголка сосновая, иголка у ежа, иголка для шитья»; чтение произведений про дружбу: «Зимовье зверей»; познавательный рассказ воспитателя про насекомое шелкопряд.
Методы и приё мы:
Презентация слайд - шоу, игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.
Материалы и оборудование:
• ноутбук, экран для демонстрации, текст песни «Весёлая песня о дружбе»;
• демонстрационный материал: картинка – паровоз с тремя вагонами;
• Картина на тему: «звук «ш», «ж»; раздаточный материал: предметные картинки: Ш – шапка, шар, груша, лошадь, мышь, камыш; Ж – жираф, жёлудь, жук, ножницы, ножи, мороженое;
• На А4 картинки – лиса.
• Пригласительные билеты.
Словарь: слог, звук, шелкопряд.
Ход занятия
Воспитатель: ребята, я сегодня вас приглашаю в кинозал. Приготовьте, пожалуйста, билеты. В зал пришли и другие зрители. Поздороваемся! (после приветствия дети рассаживаются на стульчики). Воспитатель включает показ слайдов и одновременно комментирует их: Слайд 1 Жила – была Машенька – рукодельница, и была у неё волшебная иголочка. Сошьёт Маша платье – само себя платье стирает и гладит. Разошьёт скатерть пряниками и конфетами, постелет на стол – и впрямь сладости появляются на столе. Любила Маша свою иголочку, берегла её пуще глаза и всё – таки не уберегла. Пошла как – то в лес по ягоды и потеряла. Искала, искала, все кустики обошла, всю травку обшарила – нет как нет её иголочки. Села Машенька под деревом и давай плакать.
Слайд 2 Пожалел девочку Ёжик, вылез из норки и дал свою иголку. Поблагодарила Машенька, взяла иголку, а сама подумала: «Не такая моя была». И снова давай плакать.
Слайд 3 Увидела её слёзы высокая старая Сосна – бросила ей свою иголку. Взяла Машенька, поблагодарила, а сама подумала: «Не такая это иголочка, моя лучше была»
Слайд 4 Повстречался ей шелкопряд, идёт – шёлк прядёт, весь шёлковой ниткой обмотался. – Возьми, Машенька, мой шёлковый моточек, может он тебе пригодится! И рассказал шелкопряд, что иголочка у Бабы Яги, у Бабы – яги – костяной ноги. Горе тому, кто туда пойдёт. Не ходи, Машенька, забудь свою иголку.
Слайд 5 Не послушалась Машенька и оказалась у Бабы Яги. Баба Яга не хочет отдавать иголочку Маше : «Выполнишь мои три задания, отдам иголку и даже ковёр - самолёт».
Ребята, я думаю, Машеньке сложно будет справиться одной с заданиями Бабы Яги. Как вы думаете, мы сможем помочь справиться Машеньке?
Стол №1 «Слоговой поезд». На столе паровоз с тремя вагонами. На первом – схема 1 слога, на втором – схема из двух слогов, на третьем – из трёх слогов. Вам необходимо проверить количество слогов в слове (хлопками) и «расселить картинки в нужный вагон».
Вот и справились мы с первым заданием Бабы – Яги, а Баба – Яга сидит высоко, на нас с хитринкой поглядывает, стрелочкой на следующее задание направляет (на экране – слайд с изображением Бабы - Яги).
Стол №2 Игра «Логопедическое лото». Перед вами картины. На этих картинах изображены предметы только на определённый звук (букву). Вам нужно взять маленькую картинку и поставить на большую картину с тем звуком, который совпадает по звучанию. К примеру, у меня картинка с изображением шинели. Я положу свою картинку на большую картину с буквой «ш».
Итак, все картинки нашли свои места. Мы справились со вторым заданием Бабы – Яги.
Стол №3 Работа за столами индивидуальными картами. Работа с картинкой лиса на мольберте и на столах. Итак, мы справились с третьим заданием Бабы – Яги. Давайте посмотрим, что дальше произошло с Машенькой.
Слайд 6. Бабе – Яге пришлось отдать Машеньке иголочку и ковёр – самолёт, на котором она полетела домой.
Ребята, как вы думаете, как смогла вернуть Машенька свою иголочку. Кто и как ей в этом помог?.(Ответы детей). Какие задания Бабы Яги мы выполняли? (делили слова на слоги, находили слова с заданным звуком, определяли, как звучит звук – мягко или твёрдо). Друзья всегда готовы помочь друг другу.
Предлагаю вам спеть весёлую песню про дружбу.