Светлана Штрикер
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пришла весна»
Цель: развивать умение детей узнавать и называть время года, выделять признаки весны.
Образовательные:
-Расширять представления детей, о том какие изменения в природе происходят весной.
- Закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение, объяснительную речь.
Развивающие:
- Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Развивать диалогическую речь, слуховое внимание.
- Развивать логическое мышление, воображение, память.
- Удовлетворять детскую любознательность посредством игровых ситуаций.
- Развитие артикуляционного аппарата.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Пришла весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: шарик жёлтого цвета, счетные палочки жёлтого цвета, мячик, картина «Весна».
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за весенними признаками, рассматривание картин и фотографий о весне; беседа о том, какие изменения в природе происходят ранней весной; составление описательных рассказов по картинкам; чтение художественной литературы, стихи о весне; отгадывание загадок на тему «Весна»; дидактическая игра «Назови время года?».
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Кто- то к нам стучится в дверь, давайте посмотрим кто же это. Входит весна с корзинкой цветов и жёлтым шариком (солнышко).
Весна: Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
Воспитатель: Ребята угадайте, кто же это пришёл? (весна)
Посмотрите у весны в руках волшебная палочка, мы с вами вместе отправимся в весеннюю сказку.
Воспитатель: Вот и пришла весна. Запели птицы. Солнышко стало добрее и веселее. Оно ласково заглянуло к нам в группу и каждому из нас дарит свой лучик.
Но солнышко это не простое, а волшебное, кто возьмёт его в руки, тот станет ласковым и добрым ребёнком. Давайте проверим. Передаём солнышко и называем своё имя. Дети, какими мы стали? Правда мы стали добрыми и ласковыми?
Воспитатель: «Встали на лужок — сделали кружок», стали дети в круг. Отгадайте загадку и узнайте, какому месяцу посвящено сегодняшнее занятие.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март — первый месяц весны)
Воспитатель: А, сколько месяцев у весны? Назовите их.
Дети: Март, апрель, май- весенние месяцы не забывай!
Воспитатель:
Март-капельник,протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.
Воспитатель показывает детям картинку «Ранняя весна».
Воспитатель: Посмотрите, внимательно на картину и отгадайте загадки.
Что весной греет, светит, припекает? (Солнце.)
Что весной голубое, высокое, чистое? (Небо.)
Что в небе легкое, белое, пушистое? (Облака.)
Что с крыши свисает, капает, тает? (Сосулька.)
Он тает, плачет, оседает. (Снеговик.)
Весной она капает, поет, звенит. (Капель.)
Что весной темнеет, тает, водой убегает? (Снег.)
Что весной бежит, журчит, поет? (Ручеек.)
Расскажем и покажем.
Воспитатель: Давайте вместе с вами расскажем и покажем, что происходит в природе ранней весной. Начнём рассказ, сопровождая его движениями рук.
Пришла весна.
Расчистилось небо. (подуть, одновременно делая движения руками вперед и в стороны, как бы отодвигая тучи).
Туча, туча, улетай —
Небо солнцу отдавай!
Небо стало чистое, (поднять руки вверх и опустить через стороны вниз)
От солнышка лучистое.
Солнце стало припекать,
Все вокруг отогревать. (раздвинуть пальцы, перекрестить ладони)
Снег повсюду тает, тает
И водою убегает. (волнообразными движениями развести руки в стороны)
Снегом оставлены —
Появились проталины. (переплести пальцы обеих ладоней, а затем развести руки в стороны, разъединив пальцы)
Ручейки бегут, звенят,
В речку поскорей хотят. (сложить ладони вместе и по зигзагообразной линии продвигать их вперед)
Затрещал на реках лед —
По воде плывет. (сцепить ладони пальцами, а затем резко их развести в стороны)
Вышли ребята во двор гулять.
На улице все теплее и теплее.
Сняли они шубы —
Куртки надели. (движение, имитирующие застегивание молнии на куртке)
Посмотрели повыше —(поднять голову)
Там сосульки на крыше. (указательными пальцами по очереди стучать по поверхности стола)
Посмотрели под ноги —(опустить голову).
Там лужи на дороге. (руки вытянуть вперед, а затем через стороны, начертив ими в воздухе овал, поднести ладони к груди)
Посмотрели вперед — (руки вверх и постепенно опускать их, а также всю верхнюю расслабленную часть тела)
Что это плывет?
Это снеговик тает, тает
И, как свечка, оплывает.
Стали дети играть —(сложить ладони вместе лодочкой, а большие пальцы поднять вверх, как парус)
Кораблики пускать.
Хорошо весной —
Не хочется домой!
Воспитатель: Дети, как вы, думаете, кто к нам приносит весну?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Конечно, солнышко. Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях, первой травке, первым листочкам. Самый главный признак весны – ласковое весеннее солнце, которое ярко светит и согревает землю.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю, вам пройти к нашим столикам и сделаем солнышки из счетных палочек и жёлтого круга, жёлтый круг вырезан из жёлтого картона. (Дети конструируют солнышко из счетных палочек).
Показ детям, как можно выложить с помощью счетных палочек лучи у солнца. Последовательность выкладывания показать на рисунке.
Какие вы молодцы! Какие у вас красивые солнышки получились!
Воспитатель: Долгожданной весной все радует глаз — и ласковое солнце, и белые облака, и первые проталины. Так и хочется сказать обо всем ласково.
Игра «Назовем ласково».
Воспитатель говорит слова, а дети должны их повторить, но ласково: солнце —. (солнышко, облако —. (облачко, ветка -. (веточка, луч —. (лучик, лед —. (ледок, дерево —. (деревце, ветер —. (ветерок, сосулька—. (сосулечка, проталина—. (проталинка, ручей —. (ручеек).
При проведении игры можно показывать указкой на соответствующие предметы на картинке «Весна».
Подвижная игра «Ручеек».
Дети встают друг за другом и берутся за руки. Воспитатель берёт бубен и занимает место впереди колонны. Берет за руку первого ребенка и под перезвон бубна змейкой ведет за собой всю колонну детей. Постепенно музыкальный темп и темп движения должны нарастать. Во время игры произносятся слова: «Бежит ручей, журчит ручей, поет ручей и все быстрей, быстрей, быстрей.». Воспитатель произносит: «Стоп!» Дети должны остановиться вслед за воспитателем. Игра повторяется 4 раза.
Игра «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной – серый,
Зимой снег чистый, а весной – грязный,
Зимой дни холодные, а весной – теплые,
Зимой дни короткие, а весной – длинные,
Зимой солнце тусклое, а весной – яркое,
Зимой небо серое, а весной – голубое,
Зимой ветер холодный, а весной – теплый.
Рефлексия. Итоги занятия, оценка работы детей.
Воспитатель: Ребята где, мы, с вами побывали? (В гостях у весны). Какие чудеса мы видели весной? (Светит солнышко, прилёт птиц из тёплых стран, распустились подснежники, бегут ручьи и т. д.). Какое у вас настроение? (радостное хорошее, весеннее,)
Ребята, а чудеса на этом не заканчиваются, весна желает, чтобы у вас всегда было замечательное настроение и дарит вам эти подснежники.