Татьяна Князева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Беседа о зиме» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о сезонном времени года – зиме, уточнить и систематизировать с детьми признаки и особенности зимы: природа зимой, зимующие птицы и забота о них; звери зимой; зимние забавы и развлечения; пробудить эстетические впечатления детей, углубить их переживания, связанные с красотой русской зимы; активизировать речь; упражняться в связной речи, точном использовании словаря.
Активизация словаря: зимующие, подкормка, берлога.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи „Беседа о зиме“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Индивидуальная работа: поговорить с Олей о том, как зимуют звери в лесу; с Алёшей поговорить о признаках зимы; спросить Таню, почему многие птицы улетают на юг.
Предварительная работа: экскурсия в парк, на водоём, рассматривание зимних иллюстраций, чтение и заучивание стихов А. С Пушкина, С. А Есенина, И. С. Никитина. И. З. Сурикова, Н. А. Некрасова и др., сказок, загадок; рисование зимнего пейзажа; наблюдение за снегопадом на участке, из окна; рассматривание снежинок; чтение художественной литературы: где, как зимуют звери и птицы.
Методы и приё мы: вопросы к детям, художественное слово, сюрпризный момент, показ иллюстраций и картин.
Оборудование: картины с изображением зимних пейзажей (зимний лес, заснеженное поле, картины зимующих птиц и зверей.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом на стульчиках. Раздаётся стук в дверь, воспитатель открывает. Входит в группу в белом красивом платье с короной на голове Зима.
Зима. Я – белая красавица, вьюгу и мороз вам принесла, укрыла землю белым ковром и сковала лёд на реках и морях. Кто же я?
Дети. Зима, Зимушка-зима.
Зима. Вот уже третий месяц я правлю – моя власть. Назовите три зимних месяца.
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Зима. Верно. К вам я пришла узнать, что вы обо мне знаете, какие стихи учили, что делают птицы, звери, деревья зимой.
Воспитатель. Проходи Зимушка, садись вместе с нами и послушай, что мы будем рассказывать о тебе.
Воспитатель. Дети, расскажите, какие вы знаете зимние явления и признаки?
Дети. Зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи; солнце стоит невысоко, греет мало; погода холодная, земля покрыта снегом.
Воспитатель. Что можно сказать о реках и морях?
Дети. Реки и моря покрыты льдом.
Воспитатель. А теперь отгадайте загадку.
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Дети. Лёд
Воспитатель. Зимой очень холодно. А скажите, как переживают зиму растения и деревья?
Дети. Деревья и кустарники стоят без листьев, только у ели и сосны остаются зелёные иголки. Под снегом зимуют семена трав, луковицы и корни.
Воспитатель. Правильно. Деревья отдыхают под снежным покрывалом.
Воспитатель. Зима – красивое время года. Дети, а чем красива зима?
Дети. Деревья в кружевном инее, елки в снегу и т. Д.
Воспитатель показывает картины с изображением зимнего пейзажа и читает строчки из знакомых стихотворений, содержащих образные описания :
«Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром…»
«Белый снег пушистый
В воздухе кружится…»
Воспитатель. Красиво зимой! Ничего, что все ветки засыпаны снегом, а на широких лапах елей лежат целые сугробы. Заденешь ветку – снег так и сыплется, так и сверкает разноцветными искрами.
Физкультминутка.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам белолобым.
Подними повыше ногу,
Покажи другим дорогу.
Дети идут, высоко поднимая ноги, по сигналу сворачивают – то направо, то налево.
Воспитатель. В поле, в лесу расстелила зима по земле белый пушистый ковёр и спрятала под ним от мороза зверей. А кого спрятала?
Дети. Медведя. Он спит в берлоге и сосёт лапу. И ещё под снегом спят ежи.
Воспитатель. Верно. А что подарила зима зайцу?
Дети. Зайчик бегает по лесу в белой, пушистой, тёплой шубке.
Воспитатель. Чем питаются дикие животные зимой, например, заяц, лиса, белка?
Дети. Заяц грызёт кору с веточек; лиса – ловит мышей, белка – берёт корм из своих кладовых (орешки, грибы).
Воспитатель. Трудно зимой животным и поэтому человек приходит к ним на помощь. Он привозит сено в лес и оставляет. Этим он помогает лосям. Посмотрите на эту картину и расскажите, что вы видите.
Дети. Лоси подошли к стогу сена, которое привез человек, лижут соль и т. Д.
Воспитатель. Зимующие в лесу птицы в морозы ближе к жилью человека перебрались. Знают, что люди им помогут! Какие птицы прилетают к нам на участок?
Дети. Синицы, воробьи, снегири.
Воспитатель. Как мы заботимся о птицах?
Дети. В кормушки насыпаем им хлебных крошек, пшена, семечек; синицам – кусочки несолёного сала даём.
Воспитатель. Дети, скажите, почему зимой не летают жуки, бабочки, пчёлы?
Дети. Насекомые не летают, потому что они спят, запрятались в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю.
Воспитатель. Молодцы! Зима ещё и весёлое время года. Зимой можно… помогайте мне!
Дети. Кататься с горки на санках; бегать на лыжах; кататься на конках, играть в хоккей, лепить снеговика, плясать и кружиться вокруг новогодней елки.
По мере перечисления детьми зимних развлечений воспитатель может показывать соответствующие картинки.
Воспитатель. Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.
Наша ёлка лучше всех
Будут пляски, будет смех.
Вот чем нам нравится зима.
Воспитатель. Зимушка-Зима понравился наш рассказ о том, что бывает зимой, что делают птицы, звери, растения? И как много дети знают о тебе.
Зима. Молодцы! Вы очень хорошо рассказали обо мне, вы много знаете, много наблюдали и очень интересно рассказывали.
Спасибо вам! До свидания.