Гурова Галина Владимировна
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы «Подарки осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №22 «Светлячок»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы
Тема «Подарки осени»
Воспитатель: Гурова Г. В.
г. Верхний Уфалей
2022 год
Программное содержание
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы „Подарки осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Учить составлять рассказ об осени с использованием схемы. Учить отвечать на вопросы полным предложением. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе осенью. Закреплять умения детей подбирать эпитеты, антонимы, слова-действия к словам. Совершенствование грамматического строя. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Закреплять умение определять место звука в слове. Закреплять чёткое произношении звука «ш».
2. Развивать речевую и познавательную активность детей, мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
3. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, самостоятельность, активность, культуру общения. Создавать положительный эмоциональный настрой.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас детей новыми словами (листопад, урожай, ненастье, слякоть, осадки, рябина, лиловый, золотой, багряный).
Материал и оборудование: письмо Осени, Чудо-дерево с осенними листьями, сундук, картинки с разными деревьями и листья, мяч, карточки – таблицы, квадраты, картинки овощей на каждого ребенка для определения места звука в слове, смайлики, яблоки – дары Осени.
Предварительная работа: наблюдения в природе в осенний период, беседа об осеннем времени года, речевые игры «Какой, какая, какое», «Подбери сравнение», чтение стихов русских поэтов об осени (на усмотрение педагога).
Индивидуальная работа: индивидуальные повторения ответов Анжелой Б., чёткое проговаривание звуков в словах Снежаной Г.
Ход.
Организационный момент. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга и тех, кто у нас в гостях.
- В этот осенний день
Нам здороваться не лень.
Шлем привет мы всем вокруг,
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям
Очень, очень рады вам!
1ч. Воспитатель. Посмотрите, в группу пришло письмо. Хотите узнать от кого оно, и что в нём написано? Тогда садитесь удобно на стулья и внимательно слушайте. «Здравствуйте, ребята! Я осень. Я приготовила для вас осенние дары, но спрятаны они в сундуке под Чудо - деревом. Открыть сундук вы сможете лишь тогда, когда выполните все мои задания, которые хранит Чудо-дерево.
Но, чтоб выполнить заданья,
нужно приложить старанье.
Не шалить, не отвлекаться,
Только делом заниматься!»
1 ч. Воспитатель: Ну что, ребята, не побоимся испытаний? Молодцы! Ну что ж, первый листочек срываю и задание читаю!
«Назови, с какого дерева листок?»
Нужно, не просто назвать, с какого дерева листок, но и сказать какой он. Например: Листок с тополя тополиный. (Ответы детей)
Какие вы шустрые, а вот я посмотрю, как вы следующее задание выполните.
Второй листочек срываю и задание читаю. Игра «Осенние слова».
- Ребята, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень. (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая).
Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное).
Осенью листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые).
Небо (серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное).
Осенью часто погода бывает холодной…. (ветреной, дождливой)
Осенью настроение грустное…. (печальное, тоскливое)
Осенью дожди частые, …. (холодные, проливные)
Поздней осенью на улице холодно, …. (пасмурно, ветрено)
Третий листок срываю и задание читаю. Игра «Скажи наоборот»
Я буду называть слово, а вы должны быстро придумать слово с противоположным значением. Ну, что, готовы?
Солнечный - пасмурный
Мокрый - сухой
Радостный - грустный
Холодный - теплый
Поздняя - ранняя
Низкий - высокий
Сытый - голодный
Редкий - частый
Длинный - короткий
Тихий – громкий
Воспитатель: Какие вы молодцы! Ни разу не ошиблись.
Я четвёртый листочек срываю и задание читаю! Игра «Определи место звука в слове». Пройдите на свои места за столы. Там для вас приготовлены таблицы и картинки. Определите, где находится звук [К], в начале слова, в середине или в конце и положите квадрат в нужное место (Капуста, баКлажан, чесноК, кабачок, морковь, лук, тыква, картофель) А теперь давайте проверим, никто не ошибся? Молодцы! Все справились! Как одним словом называются все эти картинки? (овощи) Проговорим чистоговорку: «Ша-ша-ша – осень хороша»
Пятый листочек срываю и немного отдыхаю
Физкультминутка.
Входит осень в лес дремучий (Дети шагают на месте)
Машет жёлтой кистью (Движения руками)
Ветерок сгребает в кучи
Золотые листья, (Наклоны вперёд, движения согнутыми руками к груди).
И они, забывши ветви,
Кружат на поляне… (Поворачиваются кругом, понимают руки вверх).
Осень встала на опушке (Разводят руками в стороны)
В жёлтом сарафане. (Т. Ткаченко.)
2 ч. Шестой листок. Игра «Что делают?»
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Давайте мы встанем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос. ( Я кидаю вам по очереди мяч и задаю вопрос: «Что делает?», а вы ловите мяч и отвечаете полным предложением.)
Солнце осенью – Солнце светит, не греет, прячется за тучу.
Листья осенью— Листья осенью желтеют, опадают, вянет, сохнет, шуршат.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет, льет, капает.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают, курлыкают, поют, собираются в стаи.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Ветер осенью – дует, свистит, ломает.
Люди осенью - собирают урожай, делают домашние заготовки.
Деревья осенью - качаются, роняют листву, наряжаются.
Трава осенью – желтеет, засыхает, вянет.
Седьмой листок срываю и задание читаю. Ребята, вы назвали много осенних признаков. Посмотрите, какая большая схема у нас получилась. Теперь можно составить рассказ об осени. У каждого рассказа есть название, начало, середина и конец. Послушайте мой рассказ «К нам осень пришла».
К нам пришла осень. Солнце все реже появляется на небе и слабо греет землю. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся желтыми, красными, оранжевыми. Когда дует сильный ветер, они летят с деревьев разноцветной метелицей. С каждым днем становится все холоднее и холоднее. Погода бывает пасмурная, часто идет дождь. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Звери тоже меняют свой образ жизни : делают запасы на зиму, меняют шубку на более теплую, а кто-то ложится спать до самой весны. Люди собирают выращенный урожай овощей и фруктов и делают домашние заготовки на зиму. Люди одевают тёплую одежду. Мне очень нравится осень.
Листик, листик покружись,
Первый расказчик найдись…
(Далее дети составляют описательный рассказ об осени, опираясь на схему).
Какие вы молодцы, и это задание блестяще выполнили! Пора открывать сундук.
Вот вам мои дары осенние,
Кушайте, не стесняйтесь,
Витаминов набирайтесь,
Да на следующий год осенью
В школу собирайтесь.
До свидания!
Итог. Ребята, понравилось вам выполнять задания осени Осени? Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии? Благодарю детей за их успехи. Поднимите веселое солнышко те, кому понравилось занятие, и грустное те, кому занятие не понравилось.