Юлия Данилова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по природному миру в подготовительной группе «Море в беде»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69
Конспект непосредственной образовательной деятельности по природному миру в подготовительной группе «Море в беде».
Подготовила воспитатель Данилова Ю. Н.
Уссурийск, 2018г.
Возрастная группа: подготовительная группа
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по природному миру в подготовительной группе „Море в беде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Тема НОД: «Море в беде»
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Вызвать интерес детей к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека.
Задачи:
1. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действий человека.
2. Развивать связную речь детей.
3. Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию.
4. Активизировать словарный запас детей.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
6. Развивать воображение детей в изодеятельности.
Материалы: Глобус; репродукции картин И. К. Айвазовского и других художников (море в разных состояниях); бутылочка с нефтью (можно заменить на отработанное машинное масло); 2 баночки с водой и молоком; 2 палочки; белая салфетка; пуховые птичьи перья; принадлежности для рисования; аудиозапись, игрушки из пластмассы, резиновые мячи разных размеров, резиновые сапожки, камера для велосипеда, свечи, лак для ногтей, стиральный порошок, бензин, солярка, нитки, ткань и другие предметы.
Ход занятия :
В группе звучит шум прибоя (аудиозапись).
Воспитатель: давайте посмотрим на карту – поищем моря и океаны. Обратите внимание: водное пространство изображено голубым и синим цветом. На нашей планете Земля, воды больше, чем суши. Море – это громадное водное пространство. Если на катере отъехать далеко от берега, то кругом будет одна вода. Можно долго плыть и день, и два – все равно будет одна вода. Такое море большое, а океан еще больше! (Воспитатель обводит глобус).
Ребята, кто может сказать: море всегда одинаковое или разное?
Ответы детей: – разное, бушующее, волнующее, спокойное.
Воспитатель:
Море бывает разное. В безветренный солнечный день оно очень красиво! Сине-зеленого цвета – такая в нем вода! Сверкает, искрится на солнце, плещется маленькими волнами, как будто оно живое. Если небольшой ветер заигрывает с морем, то по нему бегут волны с белыми кудрявыми гребешками. Куда не посмотришь – всюду по сине-зеленому полю бегут белые волны-барашки.
Но море бывает мрачным и даже страшным. В пасмурный день, когда небо заволокло серыми тучами, море тоже становится серым, хмурым. И уж совсем море становится сердитым, когда дует сильный ветер, громадные серо-черные волны с силой поднимают с берега камни и обрушивают их снова на берег. Шум и грохот волн заглушают человеческий голос. Если кто-то, купаясь, не успел выбраться на берег, спасти такого человека очень трудно: его крики о помощи никто не слышит (море все заглушает, а выйти сам на берег он не сможет – волны снова и снова бросают его в море.
И уж совсем опасным и страшным бывает море во время шторма – сильного ветра с дождем. Громадные черные волны высотой с каменный дом со страшной силой обрушиваются на берег и все сметают на своем пути. Машины, торговые палатки, люди – все окажется в его пучине. Даже большие корабли часто тонут во время шторма.
Физкультминутка :
1. Как на море тишина,
Солнышко сияет,
Пляшет легкая волна,
Камушки катает.
(Сидя на ковре, поднять руки вверх, потянуться к солнышку, руками изобразить волны.)
2. Что-то ветер стал крепчать,
Волны выше поднимать,
И запенилась вода,
Знать, сердитая она.
(Движения руками над головой, ногами можно потоптаться по ковру (имитация воды).
4. Волны выросли, как дом,
И обрушились на берег.
Закрывайте окна, двери –
Начался на море шторм!
(Поднять руки вверх и потянуться на носочках, резко наклониться вниз).
Далее воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин И. К. Айвазовского и других художников (море в разных состояниях).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как рождается море? Ходите узнать? Давайте с вами поиграем в игру “Ходят капельки по кругу”.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.
Воспитатель: Полетели Капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки парами.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большое море (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Вот так и образовалось море.
Но многие моря сейчас находятся в опасности – люди их сильно загрязнили. Заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды, люди бросают мусор: банки, бутылки, пакеты – все, что им не нужно. Часто случаются аварии – в море выливается нефть. Обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже гибнут. Вот, послушайте историю, которая называется “Нефть в море”.
Воспитатель: Вот такая страшная произошла катастрофа. (Воспитатель предлагает детям обсудить историю).
А сейчас мы с вами проведем опыты и узнаем, какая она нефть и почему погибли морские животные. Сначала я вам расскажу о том, где применяют нефть. Посмотрите на предметы, находящиеся у меня на столе. При изготовлении этих предметов использовали нефть. (Воспитатель демонстрирует игрушки из пластмассы, резиновые мячи разных размеров, резиновые сапожки, камера для велосипеда, свечи, лак для ногтей, стиральный порошок, бензин, солярка, нитки, ткань и другие предметы). А теперь посмотрите на это замечательное вещество, которое называется – нефть. (Воспитатель демонстрирует жидкость в стеклянной бутылочке).
Воспитатель проводит опыты, дети делают заключения.
Опыт 1. Цвет нефти.
На белую салфетку капнуть одну каплю нефти. Рассмотреть растекающуюся жидкость и сделать вывод: нефть желто-коричневого цвета.
Опыт 2. Прозрачность.
Показать детям две баночки: одну с водой, другую с нефтью. В обе баночки положить палочки. В баночке с водой мы видим палочку, а в баночке с нефтью – нет. Вывод: вода прозрачная, а нефть – нет.
Опыт 3. Запах.
Предложить детям понюхать воду и нефть, закрыв глаза. Выяснить, какие ассоциации возникают у детей. Вывод: нефть имеет запах.
Опыт 4. Текучесть.
Перелить нефть из одной емкости в другую. Показать, что нефть льется, потому что жидкая. Если бы нефть не была жидкой, ее не смогли бы качать насосы – качалки из глубин земли. (Показ иллюстраций с изображением добычи нефти). Вывод: нефть – жидкая.
Воспитатель предлагает детям физкультминутку.
Физкультминутка.
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)
Прочь прогоним лень и скуку, (Одна прямая рука вверх, другая вниз).
Разомнем сначала руки. (Резкими движениями поменять руки).
Покрутили головой, (Вращение головой в одну и другую сторону).
И усталость вся долой!
Раз – два, три, четыре, пять,
Шею надо разминать.
Встали ровно. Наклонились. (Наклоны вперед и назад).
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем все подряд.
Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость. Маслянистость.
В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать детские предположения: что будет с нефтью, если ее налить в воду. Проверить. Сделать вывод, что нефть легче воды, не тонет, по воде расплываются пятна, потому что она маслянистая, не растворяется в воде. Вывод: нефть не смешивается и не растворяется.
Опыт 6. Птицы и нефть.
Подбросить перышко и внимательно проследить за его плавным полетом. Затем обмакнуть перо в нефть и еще раз подбросить вверх. Обратить внимание детей на то, как оно быстро падает вниз. Объяснить, что строение перьев позволяет птицам летать, “отталкивая” крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.
Опыт 7. Разложение изделий из нефти
Салфетку положить в саткан с водой, помешать, что мы видим, она размокла.
Если положить в воду воздушный шар или пакет, что произойдет? Он останется целым.
Это из за того что полиэтиленовые пакеты разлагаются 200 лет, пластиковые и резиновые предметы разлагаются очень долго 500лет, а от обычной бумаги ничего не останется уже через два года.
Если сейчас выпустить шарик, то когда мне будет 100 лет, то он еще будет целый!
Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое нефть. Что нефть нужна человеку, но она очень опасна при неосторожном обращении. Поэтому при добыче нефти соблюдают осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни: не будет деревьев, цветов, травы, животных. Мы с вами говорили о том, как в море произошла катастрофа и нефть вылилась в воду. Как мы с вами назвали эту катастрофу? Экологическая катастрофа. Но разве только катастрофы вредят природе? По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор. Так вот, дети, запомните, что нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее. Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.
Я хочу, чтобы вы запомнили одно маленькое стихотворение:
Планета наша – общий дом
и много лет мы в нем живем.
Но, как известно всем кругом, Должны беречь мы этот дом!
А теперь, подведем итог нашего занятия. Возьмите принадлежности для рисования и зарисуйте ваши впечатления от данного занятия.
На прогулке дети играют в игру «Море волнуется раз….».
Правила игры:
в игре играют не больше 7-10 человек. Среди участников нужно выбрать начинающего игру, т. е. ведущего. Ведущий начинает: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три… морская фигура «замри». Все ребятишки должны замереть в образе какой-нибудь морской фигуры, будь то акула, морская звезда, осьминог. У кого на что фантазия хватит. Участники не должны двигаться. Дальше ведущий подходит к каждой фигуре и начинает по очереди их «включать». Фигура, которую он «включил» должна описать морского обитателя, которого он изображает при помощи движений. Все участники угадывают кого изображает участник. И так все детишки должны показать свои фигуры. Потом ведущий выбирает, какая ему фигура больше понравилась. Этот участник становится новым ведущим. И так продолжать. Все действия детей должны сопровождаться под весёлую музыку, так детям будет веселее…