Ольга Сандул
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Заветная мечта Мишки»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 78 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАДОУ д/с № 78 города Тюмени, к. №1)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему :
«Заветная мечта Мишки»
для детей среднего дошкольного возраста.
Автор-составитель:
Сандул О. А.
воспитатель
Дата проведения:
Ноябрь - декабрь 2016
Тюмень
2016г.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию „Заветная мечта Мишки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Цель: Формирование представления детей о неживой природе родного края - снеге, льде и их свойствах.
Задачи:
Образовательные :
- подвести к пониманию того, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах снега;
- формировать у детей грамотное изложение мыслей;
- расширить и активизировать словарь детей прилагательными: холодный, белый, пушистый, непрозрачный, мягкий.
- отрабатывать навыки работы красками, кистью.
Развивающие :
- развивать интерес к зимним явлениям неживой природы;
- уточнить свойство снега в морозную погоду.
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- активизировать и обогащать словарь, вводить слова, обозначающие
качества: холодный, рыхлый, белый, непрозрачный, пушистый, серебристый
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивает творчество, фантазию, воображение;
- развивать мелкую моторику рук;
– закрепить навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к родному краю.
– воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
– воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
– воспитывать желание исследовать его всеми доступными способами.
Предварительная работа:
-беседы о красоте природы родного края;
-наблюдения за снегом;
-рассматривание снежинок;
- игры со снегом;
- опыты со снегом;
- чтение рассказов и сказок о снеге: «Зачем зимой снег?», «Почему зимой не бывает дождика;
- стихи Я. Аким. «Первый снег», Н. Бромлей. «Снег»;
- заучивание стихотворения М. Познанской "Снег идет";
- заучивание стихов по теме.
Методы и приё мы:
- Игровой: игровой момент «Письмо Зимушки - Зимы»; песня - игра «Вот так холод, вот мороз» Е. Железнова; «Играем с льдинками».
- Сюрпризные моменты - введения в ход занятия персонажа – Мишки.
- Наглядный: развивающий мультфильм «Круговорот воды в природе»; киножурнал «Умный ребёнок» - «Айсберги».
- Практическая деятельность детей : опыт «Определение прозрачности»; Эксперимент: «Замерзшая вода».
- Словесный: Беседа: «Что такое снег?»; беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера). Беседа: картинки «Снежинки».
Материалы и оборудование:
- мультимедиа-проектор,
- цветная картинка для опыта,
- украшенный снежинками конверт,
- пластмассовое ведерко для снега,
- миска для воды,
- картинки «Снежинки» (по количеству детей,
- кусочки льда, холодная вода, тарелочки (по количеству детей).
Конспект занятия №1
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Воспитатель: «Ребята, я сегодня к нам в гости пригласила одного лесного зверя. Отгадайте загадку, кто это?»
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?»
Дети: «Медведь».
Воспитатель: «Правильно!»
Под музыку заходит в группу медвежонок и поет песенку:
Мишка :
«Я бурый медвежонок,
Меня должны вы знать.
Люблю я мёд и сахар,
Люблю зимой поспать».
Мишка : «Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки».
Дети: «Здравствуй мишка!»
Воспитатель: «А что Мишенька не весел? Что головушку повесил?»
Мишка : «Есть у меня одна заветная мечта – увидеть снег. Я всю зиму напролёт спать люблю зимой в берлоге. Лягу осенью, а встану, лишь, когда весна настанет. Я так хочу увидеть снег, что с приближением зимы становлюсь всё печальней и печальней».
Воспитатель: «Не печалься мишка, мы с ребятами осуществим твою мечту. Ребята, расскажем мишке о снеге?»
Дети: «Да! Мы прочтём для него стихи о снеге!»
Дети читают стихи о снеге:
1 ребенок:
«Мягкий он, а не подушка,
Белый он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь – ручеёк».
2 ребенок:
«Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь».
2. Основная часть.
Беседа: «Что такое снег?»
Воспитатель: «Дети, откуда берётся снег?»
Дети: «Из тучки».
Воспитатель: «А что такое тучка? Из чего она получается?»
Дети: «Из воды. Это мешок с водою.»
Воспитатель: «А откуда в тучке вода? Как она в неё попадает?»
Дети: «Поднимается из лужи, ручейков, озёр, речек, морей, океанов».
Воспитатель: «Да вода в тучку попадает из земных водоёмов. Но каким образом она попадает в тучу? Может, это её водовозы возят на небо?»
Дети: «Да! С огромными ведрами, на ковре-самолёте».
Воспитатель: «А вот и нет. Давайте посмотрим развивающий мультфильм «Круговорот воды в природе».
Воспитатель: «Когда тепло, вода испаряется, превращается в пар, а пар поднимается в небо и там превращается в тучку. Высоко в небе пар охлаждается и превращается в маленькие льдинки, льдинки эти ещё кристаллами называются. Эти маленькие льдинки-кристаллики соединяются друг с другом своими лучиками-ручками и таким образом получаются многогранные снежинки, а затем уже снежинки из тёмных снеговых туч падают на землю».
Воспитатель вносит в ведёрке снег.
Воспитатель: «Как ты думаешь Мишка, что это?»
Мишка : «Не знаю».
Дети: «Да это же снег!»
Мишка : «О снег!» - радостно проговаривает Мишка.
Воспитатель: «Дети, а какого он цвета?»
Дети: «Белый».
Воспитатель: «Потрогайте его, возьмите на ладошку и можете подержать. И ты Мишка потрогай. Скажите, какой он на ощупь? Горячий?»
Дети: «Нет холодный».
Воспитатель: «А как вы думаете дети, снег прозрачный?»
Дети: «Нет!»
Воспитатель: «Проверим на опыте, не ошиблись ли мы?»
Дети: «Проверим!»
Опыт: «Определение прозрачности».
Воспитатель: «Я положу под комочек снега цветную картинку. Посмотрим, видно картинку?»
Дети: «Не видно!»
Воспитатель: «Под снегом картинку не видно. Значит снег – непрозрачный».
Воспитатель: «Дети вспомните, каким был снег после снегопада, когда мы брали его на ладошку и дули на него?»
Дети: «Мягкий, пушистый как пух, как пёрышко лёгкий и т. д.»
Воспитатель: «А когда мы смотрели на него в солнечную погоду, каким он был?»
Дети: «Сверкающий, искрящийся, серебристый».
Воспитатель: «А на что похож снег?»
Дети: «На белую скатерть, на белое одеяло, на шапки на столбах и пнях, на косынки и шали на соснах и елях и т. д.»
Воспитатель: «Давайте вспомним, из чего состоит снег?»
Дети: «Из снежинок».
Воспитатель: «А теперь, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».
Воспитатель:
«Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю»…
Дети: «Снег».
Воспитатель:
«С неба все скользят пушинки –
Серебристые» …
Дети: «Снежинки».
Воспитатель:
«Вот веселье для ребят –
Все сильнее» …
Дети: «Снегопад».
Воспитатель:
«Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в» …
Дети: «Снежки».
Воспитатель:
«Словно белый пуховик
Нарядился»…
Дети: «Снеговик».
Воспитатель:
«Словно в сказке как во сне,
Землю всю украсил»…
Дети: «Снег».
3. Заключительная часть.
Воспитатель: «Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге. Снег - белый, холодный, пушистый, непрозрачный, мягкий. Он состоит из множества снежинок».
Воспитатель: «Ну вот, кажется, и всё мы рассказали тебе Мишка о снеге!»
Мишка : «Спасибо вам дети! Я самый счастливый медвежонок, потому что сбылась моя мечта. Я увидел снег! До свидания ребята!»
Дети: «До свидания Мишка!»
Конспект занятия №2
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Воспитатель: «Дети, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга!»
Дети:
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Доброе утро".
Воспитатель: «Ребята, послушайте, какое замечательное стихотворение
И. Шевчук я нашла про тучку».
«В чистом небе бродит туча.
Ты откуда в гости к нам?
Ты, наверно, нагрубила.
Где-то братцам облакам?
Ты, наверно, от обиды,
Почернела вся потом?
Ты, наверно, от досады,
Пролилась на нас дождем?»
2. Основная часть.
Игровой момент «Письмо Зимушки - Зимы».
Стук в дверь. Влетает красиво украшенный снежинками конверт.
Воспитатель: «Ой, ребята, тучка-летучка нам письмо принесла. Интересно, кто нам его послал?»
Дети: «Снеговик, ветер, снежинка, дед мороз и т. д.».
Воспитатель: «Тут не сказано, кто послал это письмо, но есть загадка. Если мы её отгадаем, наверняка узнаем, кто написал это письмо. Попробуем?»
Дети: «Попробуем!»
Воспитатель:
«Кто, отгадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнёт перинки,
Над миром – пушинки».
Дети: «Зима».
Воспитатель: «Молодцы, вы правильно отгадали. Конечно же, это Зимушка-Зима. Но где же она сама и чего она хочет? Тут вот, оказывается, письмо есть, а я не заметила. Прочитаем его?»
Дети: «Прочитаем!»
Воспитатель: «Письмо».
«Очень долог мой путь.
В пути присела отдохнуть.
Скоро, очень скоро буду,
Навестить вас не забуду.
Долго-долго вас искала,
Доченек вперёд послала. В тучке тёмной, с ветром буйным…
Сообщите, как они
Добрались до детворы?
Мои красавицы-дочурки - Подружки Дедовой Снегурки
Скучаю очень я по ним,
По снежинкам, по моим.
Ваша белоснежная Зимушка-Зима Мамочка снежинок».
Воспитатель: Ребята, Зимушка – волшебница тоже мамочка, и как все мамочки она очень скучает по своим дочуркам – снежинкам. Просит нас рассказать о них. Только где же они?»
Заглядывает в конверт.
Воспитатель: «А вот и они!»
Воспитатель рассыпает снежинки, подбрасывая их вверх.
Физминутка.
Воспитатель: «Дети, ловите снежинки!»
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения.
Воспитатель: «Прилетели!»
Дети бегут по кругу, держа одной рукой снежинку за ниточку.
Воспитатель: «Закружились!»
Дети кружатся вокруг себя, подражая кружению белых снежинок.
Воспитатель: «И на землю опустились!»
Дети медленно приседают.
Воспитатель: «Белые пушинки засыпают». Дети: «засыпают».
Воспитатель; «А теперь, пока снежинки спят, давайте тихонечко полюбуемся на них, а потом напишем ответное письмо Зимушке-волшебнице, ведь она очень скучает по дочкам и хочет знать про них всё. Согласны?»
Дети: «Да, согласны».
Воспитатель: «Посмотрите, какие они все красивые».
Воспитатель раскладывает на столе картинки «Снежинки».
Беседа по картинкам:
Воспитатель: «Что можно сказать про форму снежинок? На что они похожи?»
Дети: «На звёздочки».
Воспитатель: «Похожи ли друг на друга снежинки?»
Дети: Нет, они все разные.
Воспитатель: «А какие снежинки по цвету?»
Дети: «Белые».
Воспитатель: «А какие снежинки бывают при свете солнышка?»
Дети: «Сияют, как искорки, блестящие, серебристые и т. д.»
Воспитатель: «А если мы сравним вес снежинки и пушинки, то снежинка, какая по весу?»
Дети: «Лёгкая, как пушинка».
Звучит фонограмма метели и вьюги.
Воспитатель: «К нам ворвался сильный ветер. Стало холодно кругом. Давайте дети поиграем и дружно песенку споём».
Песня - игра «Вот так холод, вот мороз» Е. Железнова.
Воспитатель:
«Стужа, вьюга, холода…
Вот осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда».
Воспитатель: «Ребята, а что случилось с водой? Почему вдруг вода стала в ручье неподвижной и твёрдой?»
Дети: «Превратилась в лёд».
Воспитатель: «А когда и почему вода превращается в лёд?»
Дети: «Когда мороз».
Воспитатель: «Отгадайте загадку» :
«Кто без рук, без топора зимой мосты через речку строит?»
Дети: «Мороз».
Воспитатель: «А давайте дети проведём эксперимент - как вода в мороз превратится в лёд».
Эксперимент: «Замерзшая вода».
Задача: выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Воспитатель приглашает детей подойти к столам, на которых стоят тарелочки, кусочки льда, миска с холодной водой.
Описание: Перед детьми - миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы.
Воспитатель: «Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить?»
Дети: «Вода превратится в лед».
Рассматривают кусочки льда.
Воспитатель: «Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду?»
Дети пробуют это сделать.
Дети: «Нет».
Воспитатель: «Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом».
Воспитатель: «Плавает ли лед?»
Дети: «Утонет, будет плавать и т. д.».
Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают.
Воспитатель: «Какая часть льда плавает?»
Дети: «Верхняя».
Воспитатель: «В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами».
Показ киножурнала «Умный ребёнок» - «Айсберги».
Воспитатель: «Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть».
Воспитатель: «обратите внимание на лед, который лежал в тарелке. Что произошло?»
Дети: «Лёд начал таять».
Воспитатель: «Почему лед растаял?»
Дети: «В комнате тепло».
Воспитатель: «Во что превратился лед? Из чего состоит лед?»
Дети: «В воду. Из воды».
«Играем с льдинками» - свободная деятельность детей : они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы узнали, что снежинки не похожи друг на друга, они все разные. Что они лёгкие, как пушинки, белые и сияют, сверкают на солнышке. Узнали, что на морозе вода замерзает и превращается в лед. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы. Что верхняя часть льда остается на поверхности воды и лед тает в помещение и при теплой погоде. Вот о каких удивительных свойства льда мы сегодня узнали.
Список литературы
1. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных общеобразовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2008
2. Интернет ресурсы.
3. Карапуз-дидактика Творческий центр СФЕРА Москва 2007г.
4. Кравченко И. В., Долгова Т. А. Прогулки в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010
5. Конспекты комплексные занятий по развитию речи. Г. Я. Затулина Педагогическое общество России, 2007г.
6. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Л. Г. Горькова
Москва «Вако» 2011г.
7. Филипченко М. П. Загадки - шарадки. – Волгоград: Учитель, 2007 3. Кравченко И. В., Долгова Т. А. Прогулки в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010