Алла Ивановна Лебедева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа задачи :
Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки;
Упражнять в названии слов с заданным звуком, находить слова, которые начинаются с одинакового звука.
Закреплять знание о словоразличительной роли звука, делить слова на слоги, назвать первый, второй, третий слоги, т. е. знание о слоге и ударении.
Закрепить умение отчётливо и внятно произносить звуки «л» и «м» в словах и фразах. Упражнять в умении регулировать силу голоса, произносить фразы на одном выдохе, а звуки «л» и «м» в словах – протяжно.
Материал:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
«Дерево», карточки с заданиями, мяч для игры. Конверты с фигурками красного, синего, зелёного и чёрного цвета. Карточки с четырьмя клеточками. Картинка с изображением лисы в р. н. костюме.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какое чудо-дерево выросло у нас. Чудо расчудесное, не листочки на нём, не цветочки на нём, а карточки с заданиями.
Нам придётся очень потрудиться, чтобы собрать плоды с этого дерева.
- Ребята, а больше всего у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
ла-ла-ла – белочка спала;
ло-ло-ло – у сосны дупло;
лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
Молодцы! С такими успехами мы сможем собрать все плоды.
Первое задание.
Воспитатель: - Из чего состоят звуки?
Дети: - Гласных и согласных.
Воспитатель: - Согласные какие бывают?
Дети: - Мягкие и твёрдые.
Следующая карточка.
Надо придумать слова с заданным звуком. Звук может находиться вначале слова, в середине, в конце слова.
(со звуком «к», «д», «с»).
Воспитатель: А на этой карточке, что-то нарисовано?
- Что это? (шкаф)
- А это? (жук)
В слове «шкаф» назовите первый звук, а в слове «жук». («ш», «ж»).
- Что вы знаете про эти звуки?
Дети: Звук «ш» и «ж» всегда твёрдые.
Воспитатель: Снимаем с дерева следующую карточку. На этой карточке нарисован мяч. Я предлагаю поиграть в игру с мячом. (Если я называю твёрдый звук, то тот кому я брошу мяч, должен назвать мягкий. А если я мягкий, то вы твёрдый звук).
Вот мы немножко отдохнули.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, какая интересная карточка, смотрите сколько здесь картинок. Посмотрите внимательно и скажите какие названия предметов начинаются с одинакового звука.
Ответы детей.
Бабочка-бочка
Рак-роза
Черепаха-часы
Кукла-корова
Пирамидка-пила
Лодка-лыжи
Следующее задание.
Надо найти слово, которое спряталось в слове (дети делят слова на слоги).
Пе-сок (сок)
Фа-соль (соль)
Пи-рог (рог)
Бо-рис (рис)
Ры-бак (бак)
И с этим справились. Молодцы!
Вот ещё карточка.
- Какой звук заблудился в ст-ии.
Тает снег, бегут ручьи,
На ветвях сидят – врачи?
Воспитатель: Заблудился, какой звук? («г») грачи.
-Посмотрите, ребята, осталась последняя карточка, смотрите, какая красивая весенняя полянка. А цветы, какого цвета?
(красного, синего, зелёного).
Интересно, что могут обозначать эти цветы? Мы случайно с вами не изучали, что обозначают они?
Дети: Это звуки, гласные, мягкие и твёрдые согласные.
Воспитатель: Красным цветом обозначаем гласные звуки, мягкие согласные – зелёным, твёрдые согласные – синим цветом.
Физкультминутка.
(Встали около столов).
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Работа за столами.
Воспитатель: Ребята, мы много трудились, выкладывали слова фишками. Всё это время за нами наблюдала «Лиса» (картина на стене висит - лиса в р. н. костюме).
И сегодня я предлагаю выложить слова «лиса». Звуковой анализ слова – «лиса».
(Дети выполняют самостоятельно, тихо проговаривают звуки и выкладывают, а затем проверяем).
- Сколько всего звуков в этом слове? (4)
- Сколько гласных? (2). Назовите их («и», «а»).
- Согласных (2)
- Твёрдых согласных? (1). Назовите его («с»).
- Мягких согласных? (1). Назовите («м»).
Давайте произнесём слово лиса по слогам (ли-са).
-Назовите первый слог? (ли).
Второй (са).
Для чего у вас на столах фишка чёрного цвета? (ударение обозначать).
-Поставьте ударение в этом слове?
На какой гласный звук падает ударение? («а»).
Воспитатель: А теперь послушайте, что я вам скажу.
«Лиса очень рада».
- Что я сказала? (предложение)
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? (три)
- Назовите первое слово?
Второе?
Третье?
Воспитатель: А теперь послушайте с какой интонацией я произнесу это предложение и какой знак препинания надо поставить в конце предложения.
(читаю 3 раза?.)
Воспитатель: Всем вам, ребята, с большой любовью, «лиса» желает крепкого… (здоровья).
- А мы скажем ей в ответ… (спасибо).