Елена Николаева
НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Цель: формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных при помощи суффиксов –ечк, -очк, -чик, -ик, -ек.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
- упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
- формировать умение различать на слух и правильно употреблять в речи названия больших и маленьких предметов.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе „Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- совершенствовать умение узнавать на ощупь предметы и называть их;
- развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение пользоваться ранее полученными знаниями, бережное отношение к игровому материалу.
Оборудование:
- предметы: волшебный мешочек, посылка, по два предмета большего и меньшего размера: чашки, ложки, вилки, миски, мячи, стаканы, куклы, фартуки, ленты, юбки;
- карточки: по две карточки с предметами разного размера (звезды, шапки, кольца);
- сладости: 2 сушки, 2 пряника, 2 конфеты.
Лексический материал: чашка – чашечка, ложка – ложечка, вилка – вилочка, стакан – стаканчик, фартук – фартучек, лента – ленточка, платок – платочек, рубашка – рубашечка, пряник – пряничек, сушка – сушечка, конфета – конфеточка.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Сядет тот, чье имя назову ласково.
2. Основной этап
Логопед : «Сегодня по пути к вам я встретила волшебника. Он попросил передать вам мешочек. Хотите узнать, что там лежит?”
- Подойдет тот, на кого я покажу (выходят по одному).
Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает предмет и называет его.
Дети называют: миска, ложка, чашка, стакан, мяч, вилка.
Все предметы выставляются на стол логопеда.
Игра «Что изменилось».
- Скажите, кто заметил, что изменилось на столе?
Дети: Был большой предмет, а стал маленький.
- Можем ли мы его называть также «стакан» или назовем этот предмет по-другому, ласково?
Дети – Ласково.
Логопед : «Послушайте, как я скажу ласково «стаканчик».
Игра повторяется.
- Как мы назовем этот маленький предмет? (мячик и т. д.).
- Давайте назовем все маленькие предметы на столе.
Дети: стаканчик, вилочка …
Логопед : Скажите, мы называли большие и маленькие предметы одинаково или по разному? (мяч – мячик).
Дети: по-разному.
Игра «Найди пару»
Детям раздаются парные картинки: одному большая звезда, другому маленькая, шапка – шапочка, кольцо – колечко.
- Рассмотрите картинки. Встаньте парами так, чтобы большой и маленький предмет оказались рядом. (Дети находят свою пару).
Логопед : Скажи, что у тебя? (звезда)
А у тебя? (звездочка)
- Похожи у вас предметы? (да)
- А чем отличаются? (размером, названием).
Аналогично с другими предметами.
- Одинаково ли называем большие и маленькие предметы? (нет)
Динамическая пауза
- Повторяйте за мной:
Руки вверх, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Ножкой топ – на носок.
Ножкой топ – каблучок.
Ноги вместе, сели, встали.
Все попрыгали – устали.
Вместе тихо поклонились,
И на стульчик опустились.
Игра «Посылка от бабушки»
В ходе игры дети сортируют предметы по размеру.
Две куклы (большая и маленькая).
- Сегодня у нас в гостях две куклы: Таня и Танечка.
Какую зовут Таня? (большую, Танечкой? (маленькую)
Бабушка прислала им посылку, помогите разобрать вещи для Тани и Танечки.
Логопед : Тане будем давать какие вещи? (большие)
Танечке? (маленькие).
Каждый ребенок подходит, достает вещь, называет и дает кукле.
Логопед : Скажите, что у Тани?
Дети: У Тани фартук.
Аналогично с другими предметами (ленты, юбки).
Логопед : Ребята, посмотрите, похожие вещи у Тани и Танечки (да)
- Давайте их еще раз назовем.
У Тани …
У Танечки …
Логопед : Ребята, мы по-разному называем большие и маленькие предметы или одинаково?
3. Итог: Что мы сегодня учились называть?
Вы хорошо работали, поэтому получите подарки.
- Скажите, что это? (пряник, сушка, конфета).
- Назовите подарки ласково (пряничек, сушечка, конфеточка).