Галина Николаевна Роднова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению «Мещера — краса Рязани» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по краеведению «Мещера – краса Рязани».
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
- познакомить детей с легендой о Мещере
- уточнить и обогатить представление детей о красоте (что такое красота, где ее можно встретить)
- развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие красоты Мещерского края
- воспитывать любовь к родному краю.
Образовательные области:
Познание, речевое развитие, соцально-коммуникативная,художественно-эстетическая.
Словарная работа:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению „Мещера — краса Рязани“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Рязанская область, Рязань
- Старшая группа
- Темочки
Мещера,жара ужасная, болото, любопытники – искатели, сушь, леса напроходимые, замутилось, запенилось, мшары гиблые, лес на потребу человеку, чахнуть, пощада, зловредные места, богатства несметные, закручинился.
(Мшара или омшара – устоявшееся в центральном регионе – Московская, Рязанская, Владимирская, Смоленская области – название болот. Слово произошло от слова мох. Мшарами называют болота-топи).
Оборудование:
Книга с иллюстрациями о Мещере, письмо с легендой, материал для изодеятельности.
Ход занятия.
Детям приходит посылка с письмом и книгой от жителей Мещеры. Они хотят познакомить детей с красивыми местами их края, с природой.
Воспитатель с детьми рассматривают книгу с иллюстрациями о Мещере.
- Ребята, вы знаете что такое Мещера и где она находится?
- Вам нравится природа Мещеры? Чем?
- Природа Мещеры очень красива. А вы знаете что такое «красота»?
-Где можно встретить красоту?
Ребята, Мещера – это Рязанский край. Он богат лесами. В лесах Мещерского края много животных, птиц. В Мещере протекают реки – Ока, Пра, много водоемов – озер, прудов, в которых водится много рыбы. Мещера – очень красивый край, с чудесной природой, которую мы с вами видели на картинках в книге, которую нам прислали ее жители. Дети, вы знаете что такое – легенда? Легенда похожа на сказку. Это – то, чего на свете не бывает. Послушайте.
Легенда о Мещере.
Давным-давно в местах наших было море-океан. Птицы сюда не летали, рыба на водилась. Только ветер свистел… Чудное нелюдимое было место. Ходило над морем океаном солнце. Ходило оно, ходило, да и вздумало посмотреться в море. Остановилось и загляделось на свою красоту. Поднялась жара ужасная. День палит, два палит, месяц, а там и год прошел. Везде на земле снега великие, морозу лютые, а над морем-океаном сушь беспримерная.
Долго ли, коротко ли, чахнет, высыхает наше море. Взмолилось тогда море, просит у солнца пощады. А солнце и слышать не хочет. Тогда запенилось, замутилось море, не во что солнцу стало смотреться. Разгневалось оно, дохнуло жаром, и распалось море-океан на две речки малые, ручьи, болота, будто не было его никогда.
Прослышали люди, что в тех местах, где море когда-то было, спрятаны несметные сокровища. Стали они реки переплывать, озера обходить, в болотах звериные тропки искать.
Многие уходили, только никто не возвращался, лишь гуще поднимались в той стороне леса. Уж замечать стали: уйдет человек, а потом в лесу еще одной ольхой или осинкой больше становится. Вот значит во что превратились искатели-любопытники. От того, видно, в лесу дерево-дереву рознь.
Уж и вовсе перестали ходить в те зловредные места люди, страх одолел. Только одному человеку покоя нет. Было у него два сына и одна дочь. Посылает он в дремучий лес сына старшего и наказывает добыть богатства несметные. Пошел сын лесами непроходимыми, мшарами гиблыми. И был вечер и было утро, а на третий день забушевал ветер, пошел белый дождь, разлилось Белое озеро. Встал сын на берегу и закручинился, не переплыть озеро, не обойти. И тут замутилось оно, запенилось и вопрошает любопытника: «Помогу тебе, коли дашь ответ – в чем богатство края здешнего?» Отвечает старший сын: «Дерево на потребу человека – вот богатство края здешнего». Зашумело Белое озеро, навеки накрыло молодца.
Посылает отец младшего сына, наказывает выведать богатства несметные. Пошел сын лесами непроходимыми, мшарамигиблыми. И был вечер и было утро, а на третий день забушевал ветер, пошел желтый дождь, разлилось Желтое озеро. Встал младший сын на берегу – велико озеро, не обйти, не переплыть. И тут замутилось оно, запенилось и вопрошает любопытника: «Помогу тебе, коли дашь ответ – в чем богатство края здешнего?» Зверье всякое на потребу человеку – вот в чем богатство. Зашумело Желтое озеро, навеки накрыло молодца.
Посылает отец свою последнюю надежду – дочь Мещеру. Наказывает выведать богатства несметные. Пошла дочь мшарамигиблыми, лесами непроходимыми. И был вечер и было утро, а на третий день забушевал ветер, пошел синий дождь, разлилось Синее озеро. Встала дочь на берегу, закручинилась. Велико озеро, не обойти, не переплыть. И тут замутилось оно, запенилось и вопрошает любопытницу: «Помогу тебе, коли дашь ответ – в чем богатство края здешнего?». Дала ответ дочь озеру, пришелся он по душе. Помогло Синее озеро Мещере. С тех самых пор и стала она жить в этих местах. От нее и люд мещерский пошел…
Воспитатель задает вопросы детям:
- Что же ответила Мещера озеру, в чем богатство этих мест? В чем заключается красота земли тамошней? (в природе)
- В честь кого назван мещерский край?
- Что такое легенда? (вымысел, что-то невероятное).
- Что нового вы узнали?
Ребята, я предлагаю вам нарисовать ответ жителям Мещеры. Что вы будете рисовать, как можно изобразить красоту природы?
Дети рисуют картины природы. Анализ детских работ.
Воспитатель предлагает послать рисунки жителям мещеры, собирается письмо.