МААМ-картинки

Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству «Уральская роспись»

Жданова Наталья
Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству «Уральская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ ДС № 281 г Челябинск

Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству

ТЕМА: «Уральская роспись».

ЦЕЛЬ: Расписать шаблон посуды Уральской росписью.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству „Уральская роспись“» размещена в разделах

Задачи:- воспитание уважительного отношения к национальным традициям и проявлению интереса к изобразительной деятельности, посредством знакомства с уральской росписью.

Познакомить с историей Уральской домовой росписи.

-Развивать образное восприятие детей.

-Воспитывать интерес к Уральской росписи, любовь к родному краю.

-Научить писать элементы Уральской росписи : ягодки, прописки, цветы, листья.

Материалы: Гуашь, рисунки уральской росписи. Готовые шаблоны посуды, раскрашенные в жёлтый цвет. Схемы узоров, гуашь зелёного, красного, чёрного, белого цветов, кисточки, тряпочки, вода.

Ход занятия

Организационный момент.

Ребята, как называется наша страна? (Россия).

- А наша малая Родина – это? (Урал). Наш Урал- это заводы, железные руды, драгоценные камни, золото.

Славен Урал богатыми лесами и пушным зверем. Ребята, чем занимались мастера в старину, как трудились, какие промыслы сложились на Урале?

Мы знаем уральские промыслы : каслинское литьё, златоустовскую гравюру, каслинскую роспись по дереву, камнерезное искусство, роспись нижнетагильских подносов. Посмотрите, сколько здесь красивых вещей! Все они созданы народными мастерами, руками человека

(Рассматривание предметов народных промыслов)

Я сердцем всё это вбираю

Свой край полюбив навсегда

Но главная сила Урала

В великом искусстве труда.

II.Основная часть. Изложение новой темы.

В очень далёкие времена, правил царь Пётр 1. Он послал людей из Сибири на Урал строить заводы, добывать железную руду. Для людей, переселившихся на Урал, строили дома и украшали их резьбой снаружи. Построив дома, дереводелы уходили, а люди оставались жить в этих домах и начинали грустить. Как вы думаете почему?

Люди украшали избы, чтобы в них легко и уютно жилось.

Рассматривают иллюстрации

А как эти узоры называются? (роспись) Такую роспись называли Уральской домовой. Как вы думаете, ребята, почему роспись называли домовой (потому что она украшала стены, простенки, потолки в доме). Роспись в домах создавала уют и тепло. Считается, что Уральская роспись оберегает дом от злых духов. Внутри избы узорами расписывали мастера, называли их красильщиками.

А вы бы хотели побыть такими мастерами? Я предлагаю вам поучиться у мастеров так красиво создавать узоры.

Каждый элемент в росписи имел своё смысловое значение. Цветы на дереве – родители, бутоны и ягодки-дети, листья – символ урожая. Так же расписывали и посуду и мебель, был целый промысел прялок, и коромысел. Посмотрите на эти деревянные изделия. Сегодня, я вам предлагаю расписать, украсить посуду.

Подготовка к практической части.

Раньше мастера расписывали пальчиками. А сейчас мастера усовершенствовали роспись и расписывают кистью. Мы с вами попробуем работать пальцами, как настоящие мастера - красильщики того времени. Цветы, ягодки и листья распишем пальцами, а оживки – кистью.

Ребята, давайте рассмотрим и повторим элементы росписи.

Ребята, какие цвета мы будем использовать в изображении элементов росписи? (В росписи используют два цвета основной и дополнительный белый (цвет идёт по краю элемента).

А чтобы узор ожил, стал ярче, какой способ мы используем? (оживки выполнялись чёрным цветом тонкой кистью, можно выполнять методом примакивания).

Но мы оживим наши узоры вечером, когда подсохнут наши тарелки.

Показ всех элементов (ягодки, листья)

Чтобы выполнить цветок, сначала обмакнём пальчик в основной цвет, затем в белый и пропишем середину –ягодку, затем лепестки- бутоны.).А листья будем рисовать таким образом. Раскрасим его зелёным цветом в виде змейки, затем в центре пропишем пальчиком, змейку белого цвета

III.Практическая часть.

IV.Итог. С какой росписью познакомились?

Урало-Сибирская роспись

Изначально эта роспись была домовой. Как вы думаете, почему ее так называли?

Как называли мастеров, которые расписывали дома? (Красильщики).

Что ещё украшали кроме дома этой росписью? росписью украшали дом – избу, как снаружи, так внутри. Расписывали стены, потолок, печи, прялки, а позднее стали расписывать и посуду.

Понравилось вам быть мастерами?

Урало-Сибирская роспись – одна из интересных народных росписей. Из поколения в поколение передаются не просто приёмы ремесла, а мировоззрение народа, его духовная культура. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание этой росписи. Соприкасаясь с произведениями народного искусства, дети становятся нравственно чище, благороднее. Испытание радости от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, попытаться сделать прекрасное своими руками.

Для уральской росписи по дереву характерно применение цветных фонов (оранжево-красных, голубо-синих, зелёных, реже – белых и чёрных). Фон позволяет достигнуть звучности росписи, применять разбел. Роспись выполнялась масляными красками (а дети, подражая уральским умельцам, рисуют гуашью, набирая на кисть одновременно две краски. Кистью проводят таким образом, чтобы белила были на внешнем крае мазка или по контуру мотива, благодаря чему получается живописный переход от разбелённого цветка к белому контуру. В этом и заключается отличие Уральской росписи от других видов русской свободной росписи.

Мотивы росписи – фантастические лазоревые цветы, напоминающие розу, шиповник, колокольчик, астру, плоды шиповника, смородины, рябины, черёмухи, всевозможные листья. Встречаются изображения птиц и зверей, человека, домашних животных.

Приписки и травки в уральской росписи по дереву играют подчинённую роль, но, всё же, объединяют мотивы в компактные букеты или плотную веточку, венок, гирлянду. Рисуют роспись плоскими кистями, набирая краску на левый края, а на правый – белила.

Публикации по теме:

«Богатыри земли русской». Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе«Богатыри земли русской». Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе "Богатыри земли русской"-конспект урока. Изобразительное искусство 4 класс. Этот урок посвящен древнерусским воинам-защитникам,образу наших.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребята в гостях у Золушки»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребята в гостях у Золушки» Тема: «Ребята в гостях у Золушки» Цель: Сформировать знания детей о сказке «Золушка» через выполнение определенных заданий. Задачи: Образовательные:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Изготовление флорариума»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Изготовление флорариума» Флорариум своими рукамиЦель: -познакомить детей с понятием- флорариум, рассказать о истории возникновения и их видах. -воспитать бережное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Теремок» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ «ТЕРЕМОК». Цели и задачи: учить детей знаниям об образовании.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в село Хохлома» Вид: продуктивная деятельность Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной.

Конспект НОД по изобразительному искусству «Подснежники» (младшая группа)Конспект НОД по изобразительному искусству «Подснежники» (младшая группа) Цели:• Учить рисовать букет подснежников, передавая нежность и красоту этих цветов. • Закрепить знание приема рисование примакиванием, умения.

Конспект занятия по изобразительному искусству «Снегири на ветке рябины» в подготовительной группеКонспект занятия по изобразительному искусству «Снегири на ветке рябины» в подготовительной группе Конспект по изобразительному искусству «Снегири на ветке рябины» в подготовительной группе Цель: Расширять представления детей о зимующих.

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе «Выразительные возможности акварельных красок»Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе «Выразительные возможности акварельных красок» Урок: Изо Класс: 2 «Д» Тема урока: «Выразительные возможности акварельных красок» Тип урока: изучение новых знаний, урок-практикум Цель:.

Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе «Замок для героя»Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе «Замок для героя» Цель:расширение знания детей о видах архитектуры Задачи:учить изображать постройки (замки) по представлению, передавая пропорции объекта.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Капуста» Непосредственная образовательная деятельность в средней группе «Капуста» Цель:Рассматривание овощной культуры – капуста. Задачи: - уточнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству «Уральская роспись»
Опубликовано: 10 января 2024 в 18:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству «Уральская роспись»» (включая файлы) размещена пользователем Жданова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД