Евгения Фомина
Конспект непосредственной образовательной деятельности «В поисках открытий или «Чудесная сила камня»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 45 «Журавлики»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
на тему «В поисках открытий или «Чудесная сила камня»
Разработала:
Фомина Е. В. воспитатель
г. Новочебоксарск, 2020 г.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „В поисках открытий или „Чудесная сила камня“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Цель: продолжать формировать основы естественно-научных и экологических понятий на примере изучения камня. Образовательные задачи : - дать детям в процессе экспериментирования реальное представление о различных свойствах камня (прочный, твердый, шероховатый и т. д.);- учить давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- учить выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от гипотезы, если она не подтвердилась. Развивающие задачи: - обогащать память детей; - активизировать мыслительные процессы (операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения); - развивать речь, мелкую моторику рук; - развивать сенсорное восприятие; - развивать любопытство; - развивать ориентировку в пространстве; - развитие эмоциональной сферы детей (способности удивляться,сомневаться, радоваться полученным результатам) Воспитательные задачи: - воспитывать аккуратность, ловкость; - воспитывать интерес к деятельности; - воспитывать у детей любознательность, наблюдательность, чувство коллективизма.
Предшествующая работа:
-создание коллекции камней; - чтение «Сказки о полезных ископаемых», «Сказок минерального царства» (по Ф. Кривину, «Данило-мастер» (по мотивам сказок П. Бажова);
Ресурсное обеспечение: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, карта-план групповой комнаты с условным обозначениям места, где спрятано «месторождение» камня (на каждого ребёнка, «чудесные мешочки» (на каждого ребёнка, рюкзаки, оборудование для опытов с камнями : таблицы для занесения результатов исследования свойств камня (на каждого ребёнка, фломастеры, подносы, бумажные салфетки, миски, подносы, ёмкость с горячей водой, лёд, ножи с закруглёнными концами, молотки, пёрышки, ведро, коллекция камней и изделий из камня, предметные картинки с изображением изделий из камня, дерева, металла и стекла.
Оформление группы: Вдоль одной из боковых стен групповой комнаты установлен экран, мультимедийный проектор и компьютер, напротив - стулья для детей. В углу, на полках шкафа, размещена коллекция камней и декоративных изделий из камня. На столах размещены необходимые инструменты и материалы для проведения опытов с камнями. На стенах по периметру комнаты развешаны картинки с изображением изделий из камня, дерева, металла и стекла.
Ход деятельности:
1. Педагог приглашает детей в группу и предлагает послушать одну историю. Рассказ сопровождается демонстрацией соответствующих слайдов на экране.
Возле леса на опушке,
Где могучий дуб растёт,
Жили три весёлых братца
Без печали и забот.
Лето, осень пролетели…
Оглянуться не успели
Как зима катит в глаза.
Братцы дружно тут решили:
«Нам без дома жить нельзя!»
Младший братец был ленив –
Из соломы дом воздвиг.
Средний – труд не уважал
И из прутьев дом создал.
Старший братец ж всех умней
Дом построил из камней.
Почему ж старший брат
Хвалит дом свой всем подряд?
Чтоб ответ нам точный знать
Всё о камне нужно знать.
2. Игра «Юные геологи».
Воспитатель: А вы хотите знать всё о камне? Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда сейчас я превращу вас в геологов. Кто такие геологи?
Дети: Это люди, которые профессионально занимаются поиском новых месторождений полезных ископаемых и их дальнейшим исследованием.
Превращение детей в геологов, воспитатель вручает каждому рюкзак – «вещьмешок».
Воспитатель: Я вам раздаю карты – планы помещения нашей группы, на которой красными крестиками обозначены места, где спрятаны «месторождения камней». Каждый из вас получает свою карту и находит свой собственный камешек.
3. «Научная лаборатория».
Воспитатель: Сейчас мы, геологи, возьмем по камешку, который вы отыскали, и пойдем за столы, в нашу «научную лабораторию», будем, как настоящие геологи, их исследовать.
Дети рассаживаются за столами, на которых заранее приготовлено всё необходимое для опытов.
Воспитатель: Сели удобно, спинки прямые. Сейчас вы будете исследовать каждый свой камень. Результаты исследований нужно заносить в таблицу (образец таблицы в приложении 1).
Опыт 1. Воспитатель: Если мыаккуратно постучим молоточками по камню, что произойдёт? (ответы детей). Давайте проверим. Что произошло?Значит, камень какой? Хрупкий и легко раскалывается на части или прочный, то есть, чтобы его разбить, нужно приложить много усилий? Отметьте в таблице галочкой.
Дети отмечают свойство камня в таблице цветными карандашами.
Опыт 2. Воспитатель: Опустите в чашку с водой сначала пёрышко. Что происходит? Оно тонет или нет? Почему? Оно плавает, значит, оно лёгкое. Достаём перышко, кладём на салфетку. Теперь опустите в воду камень. Что с ним происходит? Он тонет в воде, значит, он тяжёлый. Достаньте камень и промокните его салфеткой. Воду из чашек выливаем в ведёрко. (Обращает внимание детей на таблицу). Отметьте в нужной графе галочкой. Опыт 3. Воспитатель: А теперь наливаем в чашку горячую воду и опускаем в неё наш камешек. Немного ждём, затем аккуратно его достаём, промокаем салфеткой. Какой он стал – холодный или горячий? (Обращает внимание детей на таблицу). Отметьте в таблице в нужной графе галочкой. Опыт 4. Воспитатель: Для следующего нашего опыта я заранее вынесла камни на улицу. (Заносит камни, раздаёт каждому по одному). Какой камень на ощупь – холодный или горячий? Отметьте результат в таблице. Опыт 6. Воспитатель. Ребята, что будет, если мы попытаемся разрезать камень ножом? У нас получится это сделать? Почему? Отметьте результат в таблице. Воспитатель: Ребята, я тоже исследовала свой камень. Сейчас я расскажу о нем, используя таблицу. Мой камень прочный, так как его очень трудно разбить молотком, его температура зависит от температуры окружающей среды (нагревается в горячей воде (или под солнцем, остывает, если температура на улице низкая, тяжёлый (потому что тонет в воде). Составление рассказов детьми.
Воспитатель: А теперь, Вова, расскажи о своем камне. (Рассказ).Оля, расскажи. (Рассказ). Какие выводы ты сделала?
4. «Малахитовая шкатулка» или «Чудесный мешочек» :
«Шкатулка наша тайнами,
Секретами полна.
Коль ручки нам помогут –
Откроется она».
(определяем камень по поверхности).
Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть (показывает «чудесные мешочки»). Это не простые мешочки, а волшебные, в них спрятано ещё одно интересное свойство камня (шероховатость). Определить его можно на ощупь. Дети выполняют задание.
5. «Каменных дел мастера».
Воспитатель берё т в руки красивый камень и читает стихотворение:
«Камешек волшебный,
Помоги в пути,
Всех своих друзей
Помоги найти!»
Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки и найдите среди них те, на которых изображены изделия из камня.
Дети отыскивают и приносят нужные картинки.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием! А теперь садитесь поудобнее.
6. «Завершающий момент» (анализ занятия).
Воспитатель: Вот мы и завершили наше исследование. Кем вам удалось сегодня побывать? Что показалось вам сегодня необычным? Самым интересным? Самым трудным? Самым простым?Благодарю за работу!
Физкультминутка «Гора»
Стоит гора старушка
До небес макушка.
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора страдает
И камешки теряет.
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся
Камешки прочь.
Раскатились камешки
И с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы.