Галина Скорая
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Что такое огонь?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Что такое огонь?»
Интеграция образовательных областей :
- познавательное развитие
- речевое развитие
- социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности
Познавательная: (развитие речи и мышления, логика на сообразительность, смекалку, формирование естественно-научных интересов, экспериментирование, ОБЖ.
Обучающие:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Что такое огонь?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- дать знания о огне, о его распространении и опасности.
- формировать у детей представления о том какую опасность несет огонь.
-уточнить представления детей о пользе огня.
Развивающие:
- прививать навыки работать в коллективе
- воспитывать доброжелательность друг к другу
- развивать двигательные умения, быстроту.
Возраст детей: Подготовительная группа (6 лет)
Цель:
1. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле, противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть).
2. Познакомить с историей использования огня человеком. Активизировать словарный запас.
3. Развивать познавательный интерес, нетрадиционное мышление.
4. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование и материал:
Игровой персонаж «Незнайка», наглядный, демонстрационный материал, спички, иллюстрации к игре «Раньше и теперь», две свечи, модель вращения Земли вокруг солнца.
Предварительная работа:
Чтение рассказов: «Какой бывает огонь», «Прометей», «Почему так бывает», «Как человек огонь приручил?», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».
Организация детей
Использование всего пространства группы, работа коллективно, индивидуально, в паре.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Организационный момент:
Дети играют в игровых уголках
Сюрпризный момент: Появление Незнайки.
Стук в дверь. Появляется Незнайка. У него забинтована рука.
Воспитатель: Незнайка, что с тобой случилось? Почему у тебя рука забинтована?
Незнайка: Слушал я с вами рассказы про пожарных, какие они храбрые, и решил поиграть в пожарного. Взял спички, хотел сделать маленький пожар, а потом его потушить!
Воспитатель: Ой, Незнайка! Ты меня пугаешь!
-Ребята, разве можно играть в такую игру? Чем это может закончиться?
Дети: Дом сгорит, обжечься (предполагаемые ответы детей)
Незнайка: Да, ребята, вы правы. Вот я и обжог руку, хорошо, что доктор Айболит рядом оказался! Он и пожар помог потушить и руку обожженную мне забинтовал. Кто только этот огонь выдумал, зачем он нужен?
Воспитатель: Присаживайся к нам, Незнайка, и послушай рассказ об огне. Тогда ты поймешь, что огонь необходим всему живому на Земле, хотя и очень коварен.
(Садятся на стульчики)
Воспитатель: У многих народов есть сказки и легенды, в которых рассказывается о том, как в древности боги создавали мир из четырех составляющих частей или, как их называют, четырех стихий: вода, земля, воздух и огонь.
Земля была нужна, как вы думаете, для чего нужна земля?
Дети:- Чтобы на ней могли жить люди, животные, растения (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: А вода нужна для чего?
Дети: Что бы плавали рыбы, и еще вода давала сок всему живому на земле (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Нужно было освещать и согревать этот новый мир — появился огонь. А воздух отделил землю от неба, где жили боги.
Давным-давно, когда на Земле появились первые люди, они не знали огня. Днем людей согревало солнце, а по ночам они дрожали от холода. Боги скрывали от людей тайну огня. Но нашелся среди богов один, пожалевший людей его звали Прометей. Однажды он похитил божественный огонь и принес его людям. Рассердился за это на него самый главный бог Зевс и решил наказать его. Он приказал приковать Прометея в горах.
Долгие годы страдал Прометей в горах, прикованный к ним цепями. По приказу Зевса его терзал огромный орел, а цепи не позволяли узнику отогнать злую птицу. Лишь через много лет его освободил из плена богатырь, его звали Геракл. Он убил орла и разорвал цепи. А люди в благодарность за то добро, что принес Прометей, сложили о нем эту легенду.
Воспитатель: Солнце согревающее нашу Землю, -это огонь, большой раскаленный огненный шар.
Ребята, как вы думаете, какую форму имеет наша планета?
Дети: Круглую.
Воспитатель:- Да ребята, правильно Земля круглая. Кружится она. Крутится, как волчок вокруг себя и вокруг Солнца. (Рассматриваем модель земли.)
А как вы думаете, почему после ночи наступает день?
Дети: Потому, что солнце начинает светить (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель:- Почему после лета наступает осень?
Дети: Потому, что всегда так (предполагаемые ответы детей.)
Незнайка: - Ребята, я не знаю почему, давайте попросим, пусть нам расскажут.
Воспитатель:- Хорошо, я расскажу вам, а вы посмотрите внимательно и послушайте. Земля вращается медленно (показываю глобус, уточняю на матерке, где мы живем, медленно вращаю.)
Повернётся Земля к солнышку одним боком,- на этой стороне день наступит, на другой,- ночь.
Вокруг солнца летит Земля целый год, вот какой длинный путь у неё. То ближе подлетит Земля к Солнцу, то подальше убежит от него. Да ещё крутится наша Земля с наклоном: то одну сторону подогреет у солнечной печки, то другую. Так и меняются на планете времена года: весна, лето, осень, зима.
«Огнедышащие горы»- вулканы, из которых время от времени выползает раскаленная лава, - это работа подземного огня, спрятанного внутри Земли. Молнии, сверкающие во время грозы,- это тоже огонь. Кто мне поможет рассказать о грозе? Как, почему это происходит?
Дети: рассказывают, используя модели.
Воспитатель: Огонь дает тепло и свет всему живому на нашей планете. Для нас наглядным примером служит солнце, что дает нам солнце? Какое солнце зимой?
Дети: холодное, не греет (предполагаемые ответы.)
Рассматриваем иллюстрации: холодное, зимнее солнце — мороз — снег — земля покрыта снегом — голые деревья.
Воспитатель: А какое солнце летом?
Дети:- Теплое (предполагаемые ответы.)
Незнайка: Горячее.
Воспитатель: -Посмотрите внимательно на эти иллюстрации (показываю) жаркое солнце, зеленые деревья, кусты и цветы.
Воспитатель: Огонь — это свет и тепло. На него можно смотреть бесконечно. Наверное, это осталось в нас от далеких предков, для которых огонь был загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своем жилище.
Незнайка: - Как это приручили, как животного?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, как человек огонь приручил?
Сначала людям приходилось сохранять огонь, дожидаться, когда молния зажжет дерево или случится лесной пожар. Затем кто-то из древних людей заметил, что если долго тереть друг о друга два куска дерева, они нагреваются, потом начинают дымиться, и, наконец, вспыхивает пламя. Значит, огонь можно добыть своими руками? Стали люди разные приспособления делать, чтобы легче и быстрее огонь добывать. Сначала придумали деревянную палочку на обрубке дерева руками крутить — получилось!
Давайте попробуем покрутить (пригласить по очереди несколько детей и Незнайку, они крутят палочки). Посмотрите, как старался Незнайка, но даже дым не пошел очень - долгий труд. Потом догадались из камней огонь извлекать : стукнут камнем о камень — выскочит искра. Упадет на сухой мох, вот и костер готов. Ребята, где вы видели костер?
Дети: (предполагаемые ответы детей) в камине, на пикнике.
Воспитатель: Как выглядит и как появляется огонь?
Дети: Огонь появляется от спичек, зажигалок. (предполагаемые ответы детей)
Я предлагаю поиграть в игру «Пламя костра»
Игра «Пламя костра»
Огонь только родился, слабый и неуверенный. Дети садятся на корточки, опускают голову на колени, руки опущены вдоль туловища.
А теперь огонь набирает силу, растет. Дети медленно поднимаются, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой. Его языки колышутся из стороны в сторону начиная свой огненный танец. С поднятыми над головой руками дети наклоняются вправо - влево, затем кружатся. Языки пламени то поднимаются выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.
Дети то нагибаются, то вытягиваются вверх, приподнимаясь на носочки, то садятся на корточки, вытягивая руки вперед, изображая стелющийся по земле огонь. Наш костер затухает, затухает и потух.
Воспитатель: Молодцы! Садимся на стульчики и слушаем дальше.
На огне люди варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода, приносил свет и радость.
Человек не только «приручил» огонь, но и заставил на себя «работать».
Пекли хлеб, с его помощью строили дома, ковали из металла разные изделия, из песка с помощью огня люди научились делать прозрачное стекло. Человек изобрел хитроумную машину — подружив воду с огнем, стал получать пар. Так появились паровозы, пароходы.
Хорошим работником оказался огонь. Сейчас он трудится на заводах, теплоходах, выводит в космос спутники Земли.
Огонь трудился для людей раньше, трудится и теперь.
Я предлагаю поиграть в игру: «Прошлое – настоящее»
Для этого нужно встать в круг. Послушайте правила игры. Я раздам картинки, вы рассмотрите их внимательно свою и друг друга и найдите свою пару. Например: костер – обогреватель получилась пара, в пошлом люди грелись от костра теперь от обогревателя. Чья пара выполнит задание, поднимите руки.
Почему вы встали в пару, объясните? (Ответы детей.)
Незнайка, посмотри, как дети выполнили задание, ты теперь тоже знаешь предметы прошлого и настоящего.
(костер - плита; свечка - лампочка; самовар - чайник; утюг на углях- электрический утюг; спички - зажигалка; костер - обогреватель; паровоз -электричка)
Воспитатель: Много лет назад люди изобрели спички: удобные, легкие зажигательные палочки. Так и носят теперь люди в кармане прирученный огонь. Расскажите правила обращения со спичками. (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно со спичками нужно обращаться очень аккуратно и осторожно. Вот одной из таких палочек я и зажгу сейчас свечу.
Мы сидим с вами, горит свеча, нам тепло и уютно (предлагает детям некоторое время посмотреть на пламя горящей свечи, понаблюдать танец огня). Нам хорошо и спокойно. Я предлагаю всем превратимся в свечу. Встаньте, пожалуйста, возле своих стульчиков.
Разминка «Свеча»
Воспитатель: - Дети станьте прямо, поднимите руки, вы превращаетесь в свечу. Руки вверх, соединяем ладони, образуя, конус, а затем ладони разъединяются и плавно движутся из стороны в сторону, что тело будет играть роль свечи, оно будет неподвижным, а руки будут играть роль зажженного огня.
Воспитатель:- Ребята, посмотрите на руку Незнайки и запомните, что огонь всегда таит в себе и опасность. Незнайка, ты тоже запомни, как это опасно. Какую опасность таит в себе огонь (Ответы детей.)
Выйдя из-под контроля, он становится не другом, а врагом, страшным чудовищем, уничтожающим порой целые города, и тогда человеку приходится выходить с ним на бой.
Не зря люди говорят: «Из искры возгорится пламя!». Посмотрите, я даже не притронусь второй свечой до огня зажженной свечки, а только подержу ее фитилек над огнем, однако он уже перескочит на эту, не зажженную пока свечу. (Показываю.) Всегда помните, какие беды может принести маленькая искорка огня! Чтобы не случилось ничего плохого, давайте задуем свечи.
Воспитатель: Ребята, скажите огонь - это хорошо или плохо?
Дети: - Хорошо (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: - что хорошего дает людям огонь?
Дети: -Можно шашлыки пожарить (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель:- Ребята, когда огонь плохой?
Дети:- Когда случается пожар. (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель:- Незнайка, ты все запомнил? Ребята давайте напомним Незнайка, о чем мы сегодня с вами говорили?
Я хочу вам сказать, что огонь на Земле будет всегда!
Когда придете домой, скорее, расскажите про огонь своим друзьям.
Воспитатель:- Ребята, Незнайка, передал угощение.