Лариса Есина
Конспект непосредственной музыкальной образовательной деятельности «Снежная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Образовательные :
- продолжать учить воспринимать окружающую действительность с помощью музыкально - двигательных образов - упражнять детей в выразительной передаче этих образов (развитие координации, внимания, плавной, напевной речи) ;
2. Развивающие:
- способствовать формированию познавательного интереса детей средствами музыки - стимулировать желание детей высказываться о музыке;
Публикация «Конспект непосредственной музыкальной образовательной деятельности „Снежная сказка“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
-развивать творческое воображение, навыки коллективного творчества;
3. Воспитательные:
- обогащать музыкальные впечатления и эмоциональную сферу детей средствами музыки.
Методические приемы:
Наглядно – слуховые:
-внесение музыки в исполнении симфонического оркестра,
Наглядно - зрительные:
-видео фильм «Снежная сказка» (применение ИКТ)
Словесные:
- художественное слово (сказка, беседа, чтение стихов)
Практические:
-речевые упражнения,
-словесно-двигательные упражнения,
-импровизация на нетрадиционных музыкальных инструментах,
-пение,
-танцевальная импровизация (ритмопластика)
-дирижирование (метод «зеркало»)
Музыкальный репертуар :
П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», «Снежинки» С. Солодовой, М. Глинка «Полька», В. Лемит «Снежная сказка», Д. Шостаковича «Вальс –шутка», «Зимняя сказка» А. Пинегин.
Интеграция образовательных областей : ХЭР, СКР, РР.
Использование авторских методик и технологий:
• Карл Орф
• В. Коен
• Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование»
• Информационно – коммуникационные технологии
Материалы и оборудование: музыкальный центр, детские музыкальные инструменты : металлофоны, треугольники, колокольчики, музыкальные молоточки, шуршащая бумага, мультимедийный проектор, компьютер, бутафорские снежинки, хрустальные бокалы.
Ход занятия.
М. Р. Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в необычное путешествие - в «Снежную сказку». Мы отправимся в путешествие с помощью игры и воображения.
Творческая игра «Снежинки» муз. и сл. С. Солодовой (справочник музыкального руководителя стр 72, № 10 2014г.)
М. р. Вам хотелось бы побыть снежинкой – кружинкой?
Дети. Да.
М. р. Лёгкой!
Дети. Как снежинка.
М. р. Белой.
Дети. Как снежинка.
М. р. Чистой.
Дети. Как снежинка.
М. р. Быстрой.
Дети. Как снежинка.
М. р. Ну тогда летайте и не унывайте (летают).
А когда утихнет ветер,
Вы укройте всё на свете:
И поля (группа детей приседает)
И луга (другая группа приседает)
И дороги (следующая группа)
И дома (последние приседают)
Снег тихонько говорит:
Дети (сидя) : скрип, скрип, скрип, скрип.
М. р. Зима, зимушка-зима,
Много снега принесла.
Все снежинки тук как тут?
Только как же вас зовут?
Игра «Назови своё имя» Т. Н. Девятова (звук-волшебник) (последний гласный в имени тянется, пока звучит треугольник).
М. р. Зимние пушистые снежинки – это замёрзшие дождинки. Они легки, невесомы, музыку их воздушного танца услышать невозможно, но её можно придумать. Предлагаю вам сейчас превратиться в настоящих сказочных дирижёров и руками изобразить танец снежных хлопьев.
Дирижирование М. Глинка «Полька» (приём «Зеркало» В. Коен).
М. р Какой танец мы нарисовали при помощи рук. И в этом вам помогла музыка. А сейчас, мне бы хотелось, что бы музыка помогла нарисовать в вашем воображении какую ни будь сказочную историю.
Слушание П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев».
Дети рассказывают свои истории.
М. р. Эту музыку написал великий русский композитор П. И. Чайковский – это «Вальс снежных хлопьев». Какую зиму вы представляете, слушая эту музыку (красивую, блестящую, сверкающую).
А какая музыка по характеру? (нежная, светлая, мягкая). Музыка звучит отрывисто, легко. Кажется, что падают легкие снежинки, которые сверкают, переливаются, блестят.
И уносят меня, и уносят меня
В холодную, снежную даль
Три белых коня, три белых коня-
Декабрь, Январь и Февраль.
М. р: Я вам обещала зимнюю сказку, а обещания надо выполнять.
Предлагаю посмотреть фильм «Снежный вальс» и полюбоваться на красоту зимней природы.
М. р. показывает презентацию и читает стих Стрижакова.
Плетёт затейница-зима,
Узоров снежных кружева,
Та нить как белый шёлк тонка,
Морозу нравится она.
Сквозь паутину снежных дней,
Ты в сказку попади скорей,
А на узорчатом окне,
Зимы дыханье на стекле.
Узор как хризантема,
Белеет на стекле,
И как перо жар-птицы,
Зовёт, манит к себе.
То веером, то кроной,
А может быть волной,
Рисует нам узоры,
Художник ледяной. (Стрижакова)
Пока мы путешествовали по лесу, подул холодный зимний ветер, загудела метель. (Звучит аудиозапись зимней бури.)
Послушайте, как завывает зимний ветер. (Глиссандируя голосом на звуке «у», рукой «рисует» в воздухе линии, моделируя условно высоту и динамику «бури».)
Пусть метелица метет,
Нас не испугает,
Мы с метелицей суровой,
Вместе поиграем.
А сейчас прямо в зале мы устроим настоящую метель - белую кутерьму.
(Вместе с детьми сдувают с ладошек пенопласт)
Упр. на дыхание «Снежная кутерьма».
М. р. Пришла к нам зимушка-зима и мы рады ей. И я вам предлагаю вместе со мной окунуться в «Снежную сказку».
Пение «Снежная сказка» В. Лемит. (ознакомление с песней. заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения, определить музыкальные средства выразительности).
Подумайте, о чем можно сказать : «морозный» (день, воздух, вечер) «холодное» (утро, солнце, небо, «снежная» (улица, горка, «ледяные» (горки, реки, озера)
М. р. А теперь давайте представим, что можно услышать в зимнем морозном воздухе в лесу, и сами станем сказочниками.
Я буду рассказывать сказку, а вы мне помогайте, волшебной музыкой играйте. Разбирайте волшебные музыкальные инструменты.
«Будем сказку сочинять,
Инструменты подбирать,
Много звуков слышим мы
Каждый звук себе найди»
Творческое задание «Озвучиваем сказку».
М. р. (рассказывает сказку, дети озвучивают) .
Жил был на свете Дед Мороз.
Каждое утро он жарил на той сковородке снежинки (дети издают звук «пш» и щипаем струны)
Потом подносил сковородку к форточке, и все снежинки прямо в открытую форточку – Фффууууу! – выдувал наружу (дуем в свирель)
Каждый день он обходил свои владения (сжимаем целлофан)
Вот однажды идет Дед Мороз по лесу (сжимаем целлофан)
На одном боку у него льдинки гремят (играем на бубенцами)
А на другом снежинки шуршат (щипаем струны)
Взмахнет правой рукой – перекинется мост ледяной (играем на трещотке)
Взмахнет левой рукой - колокольчики зазвенят (звеним колокольчиком)
Увидел Дед Мороз, что волк зайчишку догоняет (быстро стучим пальчиками по барабану)
Льдинками загремел (играем бубенцами)
Колокольчиками зазвенел (звеним колокольчиком).
Испугался волк и убежал (быстро стучим пальчиками по барабану)
Росла у него в лесу ёлочка.
По её веточкам прыгали белки (стучим палочкой по ксилофону)
Прилетал дятел (шлепаем руками по бокам)
И громко стучал клювом (стучим палочками)
Иногда мимо проходил большой медведь (медленно стучим ладонями по барабану)
Иногда пробегал маленький зайчик (играем на ксилофоне)
Вечером на неё дул ветерок (дуем в свирель)
Ночью над ней загорались звёздочки (играем на треугольнике)
Зимой на неё падали белые снежинки (щипаем струны).
И укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом.
Обошел Дед Мороз свой лес, беспорядков больше не нашел (сжимаем целлофан)
Идет он назад в свой терем (сжимаем целлофан)
На одном боку у него льдинки гремят (играем бубенцами)
На другом снежинки шуршат (щипаем струны)
Взмахнет правой рукой – перекинется мост ледяной (играем на трещотке)
Взмахнет левой рукой, колокольчики зазвенят (звеним колокольчиками, бубенцами)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои. (Н. Некрасов)
Фонопедическое упражнение «Мороз» (по методу В. Емельянова)
М. р: Вышел на просторы погулять мороз.
«Топ-топ! Чап-чап!» – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.
Белые узоры в косах у берез.
«У!» – короткие, «острые» звуки в высоком регистре на разной высоте.
Снежные тропинки, голые кусты
«Ш.» – потирая ладони друг о друга
Падают снежинки тихо с высоты.
«П. П.» – постепенно опуская руки вниз
В белые метели, утром до зари,
В рощу прилетели стайкой снегири Прижать руки к груди и, произнося
«Фр-р-р.», резко разводить их в стороны.
Зиме, морозу рады и зайчики, и белочки,
И радуются снегу и мальчики и девочки.
М. р. Какая красивая сказочная история у нас получилась. Скажите, как мы смогли передать атмосферу зимней сказки, с помощью чего? (Дети отвечают)
Таким необычным способом мы рассказали сказку, но вы знаете, что есть ещё один способ передать прозрачный и летящий, хрупкий и блестящий звук снега? (стучит хрустальными бокалами друг об друга).
Если стукнуть фужерами друг о друга, то они заговорят, и мы услышим звонкий прозрачный голос стекла. Ребята, мы с вами сегодня в сказке, поэтому у нас обязательно может случиться волшебство. Предлагаю вам сами создать музыку снежинок.
Хрустальный оркестр «Вальс –шутка» Шостаковича с использованием стеклянных предметов.
Музыкальный мир образов
Музыка ветра, зимняя песня
Слышится снова чуть свет,
Кружат снежинки, словно танцуют
Зимний, метельный балет!
Я предлагаю вам превратиться в снежинок и выбрать подходящий для тебя предмет (газовый платок, шуршалки-блестинки, звоночки-холодинки) и станцевать танец снежных хлопьев.
Звучит «Зимняя сказка» А. Пинегин, импровизационная ритмопластика. В конце танца детей просят замереть, превратившись в ледяную скульптуру из снега.
Рефлексия
Посмотрите, какие необычные снежинки появились у нас после вашего танца. (Снежинки-пиктограммы)
Посмотрите, эта снежинка, с каким настроением (весёлая, а эта… (грустная).
Детям раздают вырезанные снежинки, на которых их просят нарисовать свою эмоцию, с которой они покинут музыкальный зал.
М. р. Наша прогулка в сказку закончилась, а продолжить вы ее можете сами, только надо очень захотеть стать волшебниками и сказочниками с помощью нашего воображения, и сказка всегда придет к вам в гости.
С каким настроением Марина уходит с нашего занятия? А Серёжа?
Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие и мне бы хотелось, чтобы вы поделились своим настроением с нашими гостями. Выставляйте ладошки, вдохните воздух и пусть ваши самые яркие впечатления отправятся в путь.