Дидич Елена
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Зима. Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе
Цель: развивать лексико-грамматический строй речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Учить образовывать притяжательные прилагательные;
Учить подбирать признаки к предметам;
Обогатить словарный запас по теме : «Времена года. Зима», зимняя одежда; дикие животные.
Коррекционно-развивающие:
Развивать у детей слуховое и речевое внимание, общую моторику, артикуляционные движения, фонематическое восприятие.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе „Зима, Родственные слова“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Закреплять четкое произношение ранее изученных звуков.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
1. Демонстрационный («ковер – самолет», предметы зимней одежды, домики Зимушки-Зимы, домики родственных слов, картинка «чудо-зверя», муляжи фруктов, интерактивное оборудование, диск с играми)
2. Раздаточный материал (разрезные картинки зимних животных).
Словарная работа : закреплять в речи детей слова по теме «зимняя одежда», «родственные слова».
Индивидуальная работа: активизировать на занятии Ваню А.
Методические приемы: игровой, наглядно-действенный (демонстрация, иллюстрация, словесный (беседа, практический.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Дети заходят в группу. Встают в круг.
Логопед : Сегодня мы отправимся в Волшебный город (страну). Там мы увидим удивительный город, чудесный, красивый и волшебный лес.
Логопед : Ребята, какое сейчас время года.
Дети: Зима.
Логопед : Зима – моё любимое время года. Я хочу сейчас превратиться в Зиму. Вы мне поможете?
Логопед подводит детей к набору предметов одежды «Времена года». Дети выбирают зимнюю одежду: варежки, меховую шапку… и объясняют свой выбор.
Дети садятся на стульчики. Логопед надевает все это, кружится и «превращается» в Зиму.
Логопед :Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима, в гости к вам пришла. Хочу с вами поиграть. Я принесла то, без чего не обходится ни одна зима. Как вы думаете, что же это?
Дети: Снег.
Перед детьми выставляю чашку с настоящим снегом. Рассматривание снега.
Логопед : Посмотрите, можете его потрогать. Какой снег?
Дети: белый, холодный, пушистый, мокрый, липкий, легкий.
Логопед : Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой?
Дети: блестящий, искрящийся.
Логопед : Правильно, а сейчас давайте отправимся в гости ко мне, к Зимушке-зиме, в гости.
Логопед : Ребята, как вы думаете, на каком виде транспорта можно отправиться в волшебный город?
Дети: самолет, машина, автобус, ракета.
Логопед : Ребята, так как мы отправляемся в волшебный город, я предлагаю вам полететь на волшебном ковре-самолете. Но чтобы в дороге вы не замерзли, нужно тепло одеться. Что нужно надеть?
Дети: шапку, валенки, шубу, шарф.
Логопед : Как одним словом назвать эту одежду?
Дети: зимняя одежда.
Дети имитируют движения: одевание, помогают друг другу завязывать шарфы, надевают валенки.
Садимся с детьми на ковер-самолет, «летим».
2. Закрепление родственных слов.
Логопед : Ребята, вот мы и прилетели в волшебный город. Садитесь поудобнее на скамеечку. Давайте с вами согреемся, а то во время полета вы замерзли, подуем на наши ручки, чтобы они согрелись.
Логопед : Ребята, посмотрите, в этом домике живу я, Зимушка-зима, а здесь живут мои друзья.
Показываю на ширму, на которой находятся домики, в окошках которых – родственные слова : снежинка, снежок, снеговик.
Логопед : Посмотрите, а что же живет в первом домике?
Дети: В первом домике живет снежинка.
Логопед : А во втором домике, как вы думаете, кто живет?
Дети: Во втором домике живут снежки.
Логопед : А в последнем домике кого вы видите?
Дети: снеговика.
Объясняю последовательность: из маленьких снежинок можно сделать снежок, а из снежков (трех) получится снеговик.
Логопед : Ребята, все эти слова : снежинка, снежок, снеговик – называются родственными словами. Как вы думаете, почему? (ответы).
Логопед : Эти слова родились от одного слова «снег» и все родственные слова похожи по звучанию на главное слово. Слово «снег» - главное.
Логопед : Ребята, как вы думаете, слово «Зима» - является родственным словом к слову «снег»?
Дети: нет.
Логопед : Почему?
Дети: Они разные по звучанию.
Логопед : Ребята, вставайте на ножки, сейчас мы с вами немного согреемся (поиграем).
3. Физминутка
Один, два, три, четыре – (загибают пальчики)
Мы с тобой снежок слепили. («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз – подбросим, (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем. (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок)
И… сломаем. (топают)
4. Образование притяжательных прилагательных.
Логопед : Присаживайтесь на полянку, наши ножки немножко отдохнут, и отправимся дальше путешествовать.
Логопед : Ой, ребята, посмотрите, что же это?
Дети: следы.
Логопед : Чьи это следы?
Дети: Это следы животных
Логопед : Ребята, давайте попытаемся отгадать, кто оставил все эти следы?
Перед детьми на полу находятся следы животных, они отгадывают, чьи это следы.
Логопед : По следам видно, что в этом лесу живет необычный зверь. Посмотрите, а вот и он сам.
Картинка «Чудо-зверя» находится под деревом.
Логопед : Как вы думаете, на кого похож этот зверь? (ответы детей)
Логопед : Посмотрите на голову, как вы думаете, чья это голова?
Дети: заячья.
Если дети затрудняются ответить, проговариваю правильный ответ сама, прошу детей повторить за мной.
Логопед : Чье это туловище?
Дети: волчье.
Логопед : Чей это хвост?
Дети: лисий.
Логопед : Один злой волшебник заколдовал животных, которые жили в этом волшебном лесу, а расколдовать их не удалось еще никому.
Логопед : Ребята, давайте попробуем нашего «Чудо-зверя» расколдовать.
Перед детьми разрезные картинки (части тела зайца, волка, лисы, дети, присев на полянку, собирают их.
Логопед : Вот мы и расколдовали нашего зверя, и он больше не будет прятаться в лесу.
Логопед : Ребята, как вы думаете, если эти животные живут в лесу, как их назвать одним словом?
Дети: дикие животные.
5. Работа с интерактивной доской (Mimio). Программа «Новый диск»
Подвожу детей к интерактивной доске.
Логопед : Посмотрите, перед вами волшебный телевизор. Что вы видите на экране?
Дети: Диких животных
Логопед : Назовите их по порядку.
Дети: заяц, волк, лиса.
Логопед : А сейчас послушайте внимательно задание!
Логопед : Поместите в первое окно: серое, зубастое, злое животное, кто это?
Дети: волк
Логопед : В следующее окно поместите длинноухого, белого, трусливого …
Дети: зайца
Логопед : Какое животное будет в третьем окошечке?
Дети: Лиса
Логопед : Что можно сказать о лисе, какая она?
Дети: рыжая, пушистая, хитрая.
Логопед : А сейчас проверим, правильно ли мы справились с заданием? (нажимаю на кнопку «проверить»)
Логопед : Ребята, каких еще диких животных вы знаете?
Дети: медведь, белка…
Логопед : Молодцы, ребята, справились с заданиями.
6. Возвращение в детский сад.
Зимушка-Зима смотрит на «большие» наручные часы.
Логопед : Вот и подошло к концу наше волшебное путешествие. Сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Логопед : На каком транспорте мы попали в волшебный город?
Дети: ковре-самолете.
Садимся на ковер-самолет, «летим» в детский сад. Ребята садятся на стульчики. Обращаю внимание на чашку снега.
Логопед : Ребята, посмотрите, что стало с нашим снегом, каким стал снег?
Дети: он растаял.
Логопед : А почему?
Логопед : Правильно, если тепло, то снег будет таять и превратится в воду.
На радость всем, на удивленье
Я испекла вам угощенье:
Пирожочки снежные,
Вкусные да нежные.
Не стесняйтесь, угощайтесь!
Угощаю детей сладким сюрпризом.
Логопед : Ребята, сейчас я снова немножко поколдую, кружусь, снимаю одежду.
7. Итог занятия.
Логопед : Где мы сегодня были?
Дети: Мы были сегодня в волшебном городе.
Логопед : О каких родственных словах мы сегодня говорили?
Дети: снежинка, снежок, снеговик.
Логопед : Что вам понравилось на занятии?
Логопед : Вы меня очень порадовали, на занятии хорошо занимались, правильно отвечали, и даже не замерзли, путешествуя по волшебной стране.
Логопед : Ребята, сегодня вы пойдете на прогулку, попробуйте слепить снеговика.
Занятие окончено.