Мария Горобченко
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Традиции семьи» Видео
Данный конспект познавательного занятия, разработан для детей подготовительной к школе группы.
воспитатель
Горобченко Мария Вячеславовна
С мультимедийным фильмом «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть!» можно ознакомиться в краеведческом музее Иловлинского муниципального района, где он используется при проведении экскурсий а также на канале YouTube,ниже есть видео. Желаю удачи в Вашей творческой работе!
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему „Традиции семьи“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Цель: Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями на основе приобщения к исторически сложившейся культуре Донского края.
Задачи:
Образовательные : Формировать представление о жизни Донского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды.
Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории своей семьи. Память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие. Развивать связную речь, обогатить словарь детей: взвар, нагайка, чувяки, фланкировка, папаха.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Донского казачества, любознательность, сохранять семейные ценности, любовь к своей семье, краю, Родине. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Донских казаков; развивать познавательный интерес к истории своей семьи.
Оборудование: Экран с проектором и ноутбук, фильм «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть!», шашки, павлопасадская шаль- 4 шт., плетеный из шпагата конь, презентация к рассказу о лошадях.
Раздаточный материал: Отрезки шпагата разной длинны, ленты. Деревянные шашки.
Методические приемы: Встреча гостя, героя фильма казака Горобченко Богдана, показ фильма, игровая ситуация, мастер класс по фланкировке шашкой, беседа-диалог, физкультминутка подвижная игра «Кони», рассматривание предметов казаков, рассказ про донскую породу лошади, продуктивная деятельность детей «Солнечный конь», казачья игра «Курень», анализ, исполнение песни «Земляничка ягодка» подведение итогов.
Ход НОД:
Под песню ансамбля «Казачий курень» «Иловлинский край» дети заходят в музыкальный зал, присаживаются.
Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню о нашей родной Иловле. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Воспитатель: Правильно, песню эту поют казаки про наш Донской край, нашу станицу Иловлю! Казаки-люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Чадунюшки к вам сегодня в гости пришел Донской казак Горобченко Богдан.
Входит Богдан.
Гость: Здорово живете! Казаки и казачки!
Дети: Слава Богу!
Воспитатель: Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Вы всех их очень любите, они для вас самые близкие и родные. Скажите! А как можно назвать близких вам людей, одним словом?
Дети: родственники, родичи, предки.
Воспитатель: Молодцы! Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть фильм «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть!» там показана жизнь в казачьей семье нашего гостя Богдана.
Наденем на голову папаху, повернемся вокруг себя три раза и скажем: «Ты ляти, ляти папаха! Ты ляти, ляти вперед! Ты неси папаха к предкам няхай - время повернет!».
Игорь. Б. надевает - папаху, все кружатся и повторяют слова, потом присаживаются на стульчики, где педагог обращает внимание на фильм. (Показ мультимедийного фильма).
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.
Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, шальвары. Дома казаки ходили в чувяках! Чадунюшки давайте повторим чувяки-тапочки.
Дети: чувяки-тапочки!
Воспитатель: Посмотрите это настоящая шашка! Шашка кладется в ножны и подвешивается на портупею казака. Казаки развивали свою ловкость и владели шашкой одинаково правой и левой рукой. Владение или крутка шашкой называется - фланкировка. Чадунюшки давайте все вместе повторим!
Дети: фланкировка!
Воспитатель: Чадунюшки, Богдан для вас приготовил подарок, он покажет фланкировку шашкой, а после научит вас некоторым приемам крутки.
(Гость под музыку «Живая Русь - Полно вам, снежочки!») показывает фланкировку шашкой. После завершения номера, обучает казачат, как правильно брать шашку и начальным приемам крутки (деревянными шашками).
Воспитатель: Какие ловкие у нас казаки, молодцы, начало дано! Будем дальше с вами изучать приемы фланкировки на нашем кружке. Вам понравилось?
Игорь Б. : Да понравилось! Мы ведь казаки, дома дедушке расскажу, чему я научился!
Даня В. : А моего дедушки есть тоже шашка, она висит на стене!
Софья И. : У нас мальчики настоящие казаки! Я когда гуляла с папой, видела на стадионе, как взрослые ребята обучались фланкировке, Мария Вячеславовна их учила и даже мне дала подержать большую шашку. Шашка тяжелая – она для сильных!
Воспитатель: Все правильно! Шашка не легкая! С юного возраста обучали казачат фланкировке шашкой, сначала они крутили нагайку (показывает нагайку) а потом уже шашку! Ребята давайте повторим-нагайка!
Дети: нагайка!
Гость: Нагайка взрослому казаку помогала в ближнем бою, ей он мог выбить оружие из рук врага, в остальное время нагайка помогала погонять коня вместо хлыстика!
Воспитатель: А вы знаете, как на Дону называли компот?
Дети: Взвар.
Воспитатель: Чадунюшки мои уже много знают! Правильно! Давняя традиция вкусно и сытно поесть, да гостей лакомствами накормить строго соблюдалась на Дону. На самобытной казачьей земле всего было вдоволь: богатые урожаи злаков и овощей, фрукты и ягоды, дичь и домашний скот, а главное – речная рыба.
Не зря у казаков широко известна поговорка: «Как ложкой, так и шашкой». Домашний стол во все времена ломился от угощений, когда казак возвращался домой после похода или встречали дорогих гостей. Перед тем как сесть за стол, каждый член семьи мыл руки, вытирал их общим для семьи холщовым полотенцем и стоя крестился. Старший в семье, упирая хлебину в грудь, резал ее над столом на ломти. … За столом есть начинали по знаку старшего. Но больше всего казаки любили пить взвар - его готовили из сухофруктов. В жаркие дни многие фрукты сушили для дальнейшего приготовления взвара.
Гость: Как и все девочки, казачки любили украшения. Удивительно красивые платки, шали, всевозможных ярких цветов и узоров.
Воспитатель: Посмотрите, какая на мне шаль? Какого цвета?
Матвей Ч. : Зеленая! С цветами.
Маша К. : Красивая шаль, яркая с бахромой! Мы тоже клеили на занятии шали из цветной бумаги с цветами и бахромой!
Полина Н. : У моей бабушки есть шаль! Я тоже ее буду носить, она красивая!
Воспитатель: Да ведь настоящей гордостью казачки была шаль— шелковая и шерстяная, украшенной бахромой. Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом. Этому умению обучали девочек с детства, 7 летняя казачка уже шила одежду на всех своих младших братьев и сестер. Этому их учили мама и бабушки, передавая из поколения в поколение свои азы!
Динамическая пауза (подвижная игра)
ИГРА «СОН КАЗАКА»
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется — казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
Воспитатель: Ух, как задорно и весело мы с вами поиграли!
Гость: Повеселились от души! Умели казаки трудиться, умели и веселится!
Воспитатель: А теперь чадунюшки я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и сплести из шпагата оберег для дома и своей семьи «Солнечный конь». (Показываем заранее сделанного коня) Такого коня казачки размещали в своей хате, он оберегал их дом, приносил счастье! Конь по казачьим традициям – особо почитаемое животное. Незаменимый помощник в быту и верный спутник воина-казака, конь представлялся нашим предкам в облике золотого солнца, а пышная, развивающаяся на ветру грива, напоминала солнечные лучи.
Помните, что означал конь для казака? В каком возрасте казачат сажали на коня?
Даня К. : В 4 года как Богдана! Казаки очень любили своих коней хорошо ухаживали за ними!
Аня З. : Казак будет голодный, а коня обязательно накормит!
Рома К. : Без коня казак - кругом сирота!
Воспитатель: Все верно сказано. Чадунюшки, а какие вы еще знаете пословицы про коня?
Макар А. : Казак без коня что солдат, без ружья!
Воспитатель: Чадунюшке давайте приступим к нашему ремеслу, сплетем «Солнечного коня, «который будет оберегать ваш дом и ваши семейные традиции!
Ход работы:
1. Нарезать «шпагат» длиной 29 сантиметров(12 штук, 27 сантиметров(8 штук,
11 сантиметров (8 штук, 8 сантиметров(1 штука).
2. Взять полоски шпагата по 27см. в длину (8 шт., завязать на середине красной ниткой «ирис».
3. Одну половину разделить на две части, соединить со второй половиной и перевязать красной ниткой «ирис» чтобы получилась морда лошадки.
4. Взять полоску шпагата 8 см., сложить бантиком и перевязать посередине красной ниткой.
5. От морды сверху отделить 4 нити, вставить уши и перевязать голову за ушами ниткой - это уши.
6. Взять полоски шпагата 11 см. (8 шт., завязываем петлёй каждую полоску – это грива.
7. Нити ниже гривы разделить на равные части и перевязать ниткой в 2ух местах каждую половину - это ноги.
8. Взять полоски шпагата 29см. (12 шт., сложив полоски пополам, найти середину, обхватить переднюю часть лошадки и перевязать ниткой под гривой - это туловище.
9. Определить место, где заканчивается живот лошади, перевязать ниткой и разделить на 3 части.
10. 2 части – это задние ноги лошади, их нужно перевязать также как передние.
11. Часть, которая осталась - это хвост. Распушить хвост и гриву. Отрезать лишнее.
Воспитатель: На славу потрудились! Какие красивые получились у нас кони! Воспитатель: Даниил Вопленко, ходит заниматься в конноспортивный клуб «Дончак» и хочет рассказать нам про лошадей! А я вам покажу донскую породу лошадей, и как наш Даня занимается на лошадках. Дончаки - это золото казаков, ценная порода лошадей, которую сохраняет атаман нашего Иловлинского юрта Александр Владимирович Егоров в своей конюшне, конноспортивном клубе «Дончак» (слайды к рассказу продолжительность 3 минуты).
Даниил В. : Мы с мамой приехали в конюшню. Во дворе в огороженном забором участке гуляли лошади. Они были такими красивыми и большими, что я сразу побежал к ним. Раньше я видел лошадей, издалека, а тут совсем рядом! Мне сразу приглянулся рыжий конь. У него была длинная коричневая грива, большие глаза. Тренер сказал: «Его, кличка Кузьма, он казачий конь - дончак» Кузя заметил меня, и подошел ко мне. Он любит сахар. Тренер предложил нам с сестрой Настей прокатиться. Я сразу согласился. Когда меня посадили на коня, мне показалось что он еще выше, чем я думал! Он очень теплый и мягкий, рядом с ним чувствуешь какое то спокойствие и доброту. Еще мне понравился его нос и губы, они мягкие, бархатные! Щекотно когда конь ест сахар с ладони, только кормить нужно правильно, класть угощение на раскрытую ладонь! Я люблю ездить к лошадкам в конюшню! К лошадям нужно бережно относиться!
Воспитатель: Молодец Даня, это очень хорошо, что ездишь заниматься, конный спорт очень полезный! Чадунюшки давайте с вами поиграем да будем нашего гостя провожать! Заждались его дома матаня да батя!
Подвижная игра (Игра «курень»)
«Курень». В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-шесть человек. Под весёлую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль за концы и растягивают её вытянутыми над головой руками, делают крышу.
Воспитатель: Ох, сколько сегодня дел мы сделали! И поиграли, и обереги на подарок родителям сплели, шашку крутить поучились! Давайте скажем спасибо нашему гостю и подарим ему тоже «Солнечного коня» да вашу любимую песню на дорожку «Земляничку-ягодку»
Дети: Богдан спасибо! Приходи к нам еще!
Гость: Спаси Христос! Обязательно приду, очень мне у вас понравилось, какие вы дружные и веселые! Удачи вам казачата в ваших делах!
Дети поют песню «Земляничка ягодка».
Гость: Любо казаки! До свидания, до следующей встречи!
Воспитатель, дети: До свидания! Счастливого пути!
Подведение итогов:
- Ребята что нового вы сегодня узнали?
- Что делали из шпагата?
- Какие новые слова вы сегодня узнали?
- Расскажите ли вы своим родителям, чем мы сегодня занимались?
Молодцы, чадунюшки! Вы настоящие казачата! Таких лошадок все с радостью будут хранить в казачьей хате! Мне очень понравилось с вами побывать казачьей семье и с гордостью сказать «Слава Богу, что мы казаки!»
Выставка детских работ.
В группе после дневного сна, интерес не угас, и по просьбе детей снова рассмотрели шашку и опробовали крутку!