Ломова Ирина
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Север»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Север»
Цель: Расширять представления детей о родной стране.
Задачи:
Формировать представления детей о жизни на Севере.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему „Север“» размещена в разделах
Обогащать речь детей новыми словами: каюр, кухлянка, нарты. Совершенствовать умение детей составлять рассказы о содержании картины. Формировать умения составлять план рассказа и придерживаться его. Совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи.
Развивать навыки декоративной лепки.
Удовлетворение двигательной активности детей.
Совершенствовать умение детей выполнять ритмические движения под музыку.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, приучать самостоятельно убирать свое рабочее место.
Материалы и оборудование:
- игрушка Олененок,
- картина «Северные олени»,
- посылка с унтами,
- аудиозапись песни «Лесной олень»,
- доски, стеки, глина для лепки.
Предварительная работа:
- просмотр и обсуждение мультфильма «Бэмби»,
- беседа по картине «Олениха с олененком»
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Коммуникативная
Рассматривание картины «Северный олень»,
составление рассказов по картине,
словесная игра «Составь предложение»,
ситуативные разговоры,
вопросы к детям.
Игровая
Создание игровой ситуации «Олененок потерялся»,
Создание игровой ситуации «Посылка с Севера».
Познавательно-исследовательская
Исследование унтов.
Двигательная
Физкультминутка «Снежный материк»,
подвижная игра «Олень» с музыкальным сопровождением.
Изобразительная
Лепка из глины.
Элементарный
бытовой труд
Наведение порядка на рабочем месте.
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые
результаты
1.
Воспитатель создаёт игровую ситуацию «Олененок потерялся» Появляется оленёнок Бэмби (игрушка, которому необходимо найти его дом.
Дети рассматривают игрушку.
Вызван интерес у детей.
2.
Воспитатель показывает картину «Северные олени». Предлагает сравнить оленёнка Бэмби с северными оленями.
Обращает внимание детей на то,
что на картине изображен человек в санях. Сообщает новые знания: северные сани называются нартами, человек, управляющий нартами – каюром.
Дети сравнивают по внешним признакам оленя средней полосы России и оленя Севера.
Новые слова дети проговаривают хором и индивидуально.
Выстроена логическая цепочка влияния условий обитания на характерные особенности животного.
Пополнился словарный запас новыми словами: каюр, нарты, узнали их значение.
3.
Воспитатель предлагает составить описательный рассказ по картине «Северные олени» придерживаясь плана:
где живёт,
внешний вид,
чем питается,
какие враги,
почему оленей так много на Севере.
Дети делятся творческими рассказами со сверстниками.
Анализируют их.
Сформирован интерес к теме.
Развито умение согласовывать слова в предложении.
4.
Воспитатель сообщает, что в детский сад пришла посылка с Севера. В ней – унты. Знакомство с обувью северян. Рассказ воспитателя об одежде северных народов (см. «Приложение»).
Дети рассматривают унты. Из рассказа воспитателя узнают новое слово: кухлянка - одежда северного жителя.
Пополнился словарный запас детей.
Расширился кругозор.
5.
Воспитатель предлагает отдохнуть и проводит физкультминутку.
Дети выполняют движения, проговаривая:
Дуют ветры ледяные,
Горы снежные, крутые…
Там о лете не слыхали.
Там согреешься едва ли.
Он не мал и не велик этот снежный материк.
Удовлетворены потребности детей в двигательной активности.
6.
Воспитатель просит рассказать о тундре воспитанника,
с которым предварительно был подготовлен рассказ о тундре.
Дети слушают природоведческий рассказ своего товарища (см. «Приложение»).
Закреплены знания детей о климатическом
поясе – тундре.
7.
Воспитатель предлагает детям составить описательный рассказ по всей картине и по её фрагментам.
Дети составляют рассказы.
Реализована самостоятельная деятельность детей,
творческая и речевая активность. Систематизированы знания детей по теме «Север».
8.
Воспитатель предлагает подвижную игру «Олени».
Включается аудиозапись песни «Лесной олень».
Дети под музыку выполняют движения имитирующие бег северных оленей.
Реализована двигательная активность детей.
9.
Воспитатель предлагает словесную игру «Составь предложение».
Придумать предложение о Севере из двух слов, из трёх слов, из четырёх слов.
Дети придумывают свои предложения.
Закреплено умение детей составлять простые предложения по заданию.
10.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что оленёнок Бэмби загрустил и предлагает детям сделать подарок для Бэмби. (Лепка из глины олешка по мотивам дымковской росписи).
Дети лепят дымковскую игрушку.
Закреплены технические навыки лепки, умение пользоваться разными приёмами лепки.
11.
Воспитатель просит навести порядок на рабочем месте.
Дети убирают свои рабочие места.
Созданы условия для совместной деятельности и закреплены навыки самообслуживания.
12.
Воспитатель организует выставку детских поделок.
Дети рассматривают работы и высказывают своё мнение.
Эмоциональное удовлетворение детей.
Приложение.
Рассказ воспитателя «Одежда северян»
На картине изображён каюр. На каюре куртка с капюшоном, меховая, тёплая. На руках рукавицы, а на ногах сапоги - унты. Вся одежда и обувь из меха оленя. Почему? На Севере много снега и сильный мороз, а в такой тёплой одежде ветер не продувает. В руках у каюра шест, он управляет оленей упряжкой. Упряжка от слова запрягать. Запрягают лошадей в телегу, а на Севере оленей. Оленьи упряжки это основной транспорт на Севере, на них возят грузы и ездят люди по тундре.
Рассказ ребёнка «Тундра»
Тундра – это ровное пространство по берегу Северного Ледовитого океана. Там не растут деревья, а растёт мох, ягель, им питаются олени. Тундра покрыта снегом 9 месяцев в году. Лето очень короткое, быстро растёт трава и цветы. Коренные жители разводят оленей, ловят рыбу, охотятся на северного зверя.
Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на север», «Поездка на оленях».
Лепка оленей из пластилина.
Рисование северных оленей и природы севера.
Дидактическая игра «Животные Севера».
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями воспитанников при подборе энциклопедического материала и иллюстраций по теме.
Используемые источники:
О. С. Ушакова Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет, М. : ТЦ Сфера, 2010.
Большая энциклопедия природы для детей.