Виктория Бондарева
Использование сюжетно-ролевых игр в проектной деятельности для формирования представлений дошкольников о мире профессий
Формирование представлений дошкольников о мире труда
и профессий – это актуальный и необходимый процесс в современном мире,
поскольку имеет социальную значимость для развития подрастающего
поколения.
Знакомство детей с трудом взрослых – это значимое социально эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми
опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях.
Прощаясь утром с родителями в детском саду, часто ребёнок слышит в
обращении к себе от родителей, что мама или папа опаздывают на работу, а
Публикация «Использование сюжетно-ролевых игр в проектной деятельности для формирования представлений дошкольников о мире профессий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты
- Профессии. Проекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
вечером заберут его сразу после работы.
Начинают задавать вопросы: «Что
такое работа?», «Почему туда спешат родители и не хотят опоздать?» и «Что
они делают на своей работе?».
Психологи считают, что раннее знакомство с различными видами
деятельности человека не только расширяет общий кругозор ребёнка, но
также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и
конкретизации его интересов и склонностей.
Так что необходимо знать дошкольнику о профессии?
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям
конкретные знания и представления о профессии по схеме : название
профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы –
выполняемые трудовые операции – результат труда.
Формировать у детей
представления об общественной значимости труда взрослых и вести эту
работу, чтобы был положительный результат, необходимо последовательно и
системно.
В работе дошкольной организации имеются свои методы и приемы при
знакомстве детей с профессиями и профессиональной деятельностью
взрослых: дети могут наблюдать за трудом взрослых, которые работают в
дошкольном учреждении, часть труда работников детского сада протекает на
их глазах, и они видят конкретные результаты труда помощника воспитателя,
кухонных рабочих, работников прачки и других сотрудников.
Деятельность людей, чьи профессии не связаны с детским садом, не доступна дошкольника для практического изучения и наблюдения и не всегда понятна при объяснении и показе с помощью иллюстративного материала или на слайдах.
Работая с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с
профессиями, используются различные методы, приемы и технологии.
Но самым эффективным считается организация проектной деятельности через сюжетно -ролевые игры с профессиональной направленностью.
Почему сюжетно-ролевая игра? Ее эффективность заключается в том,
что именно в сюжетно-ролевых играх появляются первые предпочтения к
тому или иному направлению трудовой деятельности.
Организация таких игр способствует формированию у детей элементарных представлений о многообразии профессий, закладывается целый комплекс трудовых навыков,начинает становиться маленький, но жизненный опыт.
Входя в мир взрослых через проигрывание каких-то профессиональных ситуаций, ребенок, уже даже будучи в таком возрасте, способен приобщаться к определенным успехам,решениям, возникающих в профессиональной деятельности.
Эффективным методом является разработка познавательно-игрового
проекта «Играград». Участники проекта – воспитатели, дети (3-4 года,
родители младшей группы.
Цели и задачи проектной деятельности : формирование представлений
детей 3-4 лет о разнообразии профессий, о важности каждой профессии
посредством игровой деятельности, знакомство детей с различными
профессиями взрослых; формирование представления о важности трудовой
деятельности в жизни людей; развитие коммуникативных навыков;
воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда
и др.
Предполагаемый планируемый результат: называют профессии разных
сфер; знают о назначении техники и материалов в трудовой деятельности
взрослых; различают профессии по существенным признакам; моделируют в
игре отношения между людьми разных профессий; участвуют в посильной
трудовой деятельности взрослых; положительно относятся к трудовой
деятельности, труду в целом.
Для решения намеченных целей и задач была продумана система
работы, которая включает в себя этапы реализации проекта :
I этап – «Подготовительный». Он начался с проблемной ситуации
выявления представлений о профессиях взрослых, имеющихся у детей
младшего возраста (3-4 лет).
По итогам мониторинга разработан перспективный план работы
и выбраны темы по ознакомлению детей с профессиями взрослых : «Кем и
где работают мои родители», «О каких профессиях мы хотим узнать», «Кем
бы я хотел стать, когда вырасту большой».
Для успешной реализации проекта был создан ряд условий:
организованы уголки, имитирующие ту или иную сферу
профессиональной деятельности взрослых (больница, почта, кафе,
супермаркет);
изготовлены и оснащены необходимыми атрибутами уголки для
сюжетно-ролевых игр.
II этап – «Практический». На данном этапе проходит знакомство детей с
профессиями с использованием следующих форм работы : беседы о
профессиях, просмотр презентаций, альбомов, видео презентаций;
наблюдения за сотрудниками ДОУ; экскурсии по детскому саду;
дидактические игры; чтение художественной литературы, рассматривание
иллюстраций в книгах – энциклопедиях.
В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми мира
взрослых. Дети создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы
окружающих его взрослых, взяв на себя, их роли, и обыгрывают их в
созданной игровой обстановке.
Основным достоинством сюжетно-ролевой
игры является самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры,
определяют сюжет, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д.
При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа.
Например, играя в магазин, перевоплощаются в продавца и покупателя, или,
взяв в руки шприц и фонендоскоп, он может стать доктором. Такая игра
фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить
себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной
жизни ему еще не скоро будут доступны.
Хочется отметить и то, что сюжетно-ролевая игра насыщена эмоциями.
Как известно, если игра приносит ребенку положительные эмоции, то это
является дополнительным стимулом для исследования чего-то нового или для
закрепления ранее изученных знаний о мире профессий.
III этап – «Результативный». На данном этапе осуществляется анализ
результатов работы по усвоению представлений у дошкольников о труде
взрослых через сюжетно-ролевые игры.
Анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы:
у детей расширился круг знаний о профессиях;
дети научились называть профессии людей (мамы, папы,
познакомились с основными трудовыми действиями и инструментами
необходимыми для работы);
посредством прочтения стихов, загадок, пальчиковых игр был
расширен и активизирован словарь по теме;
дети стали использовать полученные знания в игровой деятельности,
правильно применять атрибуты и наряды;
в самостоятельной деятельности дети стали активнее вступать в
общение друг с другом;
у детей сформировалось положительное отношение к труду
взрослых.
Таким образом, использование сюжетно -ролевых игр в проектной
деятельности – наиболее доступный для детей способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, поскольку здесь ярко
проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его
эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.