Получи документы

Использование сюжетно-ролевых игр в проектной деятельности для формирования представлений дошкольников о мире профессий

Виктория Бондарева
Использование сюжетно-ролевых игр в проектной деятельности для формирования представлений дошкольников о мире профессий

Формирование представлений дошкольников о мире труда

и профессий – это актуальный и необходимый процесс в современном мире,

поскольку имеет социальную значимость для развития подрастающего

поколения.

Знакомство детей с трудом взрослых – это значимое социально эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми

опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях.

Прощаясь утром с родителями в детском саду, часто ребёнок слышит в

обращении к себе от родителей, что мама или папа опаздывают на работу, а

Публикация «Использование сюжетно-ролевых игр в проектной деятельности для формирования представлений дошкольников о мире профессий» размещена в разделах

вечером заберут его сразу после работы.

Начинают задавать вопросы: «Что

такое работа?», «Почему туда спешат родители и не хотят опоздать?» и «Что

они делают на своей работе?».

Психологи считают, что раннее знакомство с различными видами

деятельности человека не только расширяет общий кругозор ребёнка, но

также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и

конкретизации его интересов и склонностей.

Так что необходимо знать дошкольнику о профессии?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям

конкретные знания и представления о профессии по схеме : название

профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы –

выполняемые трудовые операции – результат труда.

Формировать у детей

представления об общественной значимости труда взрослых и вести эту

работу, чтобы был положительный результат, необходимо последовательно и

системно.

В работе дошкольной организации имеются свои методы и приемы при

знакомстве детей с профессиями и профессиональной деятельностью

взрослых: дети могут наблюдать за трудом взрослых, которые работают в

дошкольном учреждении, часть труда работников детского сада протекает на

их глазах, и они видят конкретные результаты труда помощника воспитателя,

кухонных рабочих, работников прачки и других сотрудников.

Деятельность людей, чьи профессии не связаны с детским садом, не доступна дошкольника для практического изучения и наблюдения и не всегда понятна при объяснении и показе с помощью иллюстративного материала или на слайдах.

Работая с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с

профессиями, используются различные методы, приемы и технологии.

Но самым эффективным считается организация проектной деятельности через сюжетно -ролевые игры с профессиональной направленностью.

Почему сюжетно-ролевая игра? Ее эффективность заключается в том,

что именно в сюжетно-ролевых играх появляются первые предпочтения к

тому или иному направлению трудовой деятельности.

Организация таких игр способствует формированию у детей элементарных представлений о многообразии профессий, закладывается целый комплекс трудовых навыков,начинает становиться маленький, но жизненный опыт.

Входя в мир взрослых через проигрывание каких-то профессиональных ситуаций, ребенок, уже даже будучи в таком возрасте, способен приобщаться к определенным успехам,решениям, возникающих в профессиональной деятельности.

Эффективным методом является разработка познавательно-игрового

проекта «Играград». Участники проекта – воспитатели, дети (3-4 года,

родители младшей группы.

Цели и задачи проектной деятельности : формирование представлений

детей 3-4 лет о разнообразии профессий, о важности каждой профессии

посредством игровой деятельности, знакомство детей с различными

профессиями взрослых; формирование представления о важности трудовой

деятельности в жизни людей; развитие коммуникативных навыков;

воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда

и др.

Предполагаемый планируемый результат: называют профессии разных

сфер; знают о назначении техники и материалов в трудовой деятельности

взрослых; различают профессии по существенным признакам; моделируют в

игре отношения между людьми разных профессий; участвуют в посильной

трудовой деятельности взрослых; положительно относятся к трудовой

деятельности, труду в целом.

Для решения намеченных целей и задач была продумана система

работы, которая включает в себя этапы реализации проекта :

I этап – «Подготовительный». Он начался с проблемной ситуации

выявления представлений о профессиях взрослых, имеющихся у детей

младшего возраста (3-4 лет).

По итогам мониторинга разработан перспективный план работы

и выбраны темы по ознакомлению детей с профессиями взрослых : «Кем и

где работают мои родители», «О каких профессиях мы хотим узнать», «Кем

бы я хотел стать, когда вырасту большой».

Для успешной реализации проекта был создан ряд условий:

организованы уголки, имитирующие ту или иную сферу

профессиональной деятельности взрослых (больница, почта, кафе,

супермаркет);

изготовлены и оснащены необходимыми атрибутами уголки для

сюжетно-ролевых игр.

II этап – «Практический». На данном этапе проходит знакомство детей с

профессиями с использованием следующих форм работы : беседы о

профессиях, просмотр презентаций, альбомов, видео презентаций;

наблюдения за сотрудниками ДОУ; экскурсии по детскому саду;

дидактические игры; чтение художественной литературы, рассматривание

иллюстраций в книгах – энциклопедиях.

В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми мира

взрослых. Дети создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы

окружающих его взрослых, взяв на себя, их роли, и обыгрывают их в

созданной игровой обстановке.

Основным достоинством сюжетно-ролевой

игры является самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры,

определяют сюжет, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д.

При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа.

Например, играя в магазин, перевоплощаются в продавца и покупателя, или,

взяв в руки шприц и фонендоскоп, он может стать доктором. Такая игра

фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить

себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной

жизни ему еще не скоро будут доступны.

Хочется отметить и то, что сюжетно-ролевая игра насыщена эмоциями.

Как известно, если игра приносит ребенку положительные эмоции, то это

является дополнительным стимулом для исследования чего-то нового или для

закрепления ранее изученных знаний о мире профессий.

III этап – «Результативный». На данном этапе осуществляется анализ

результатов работы по усвоению представлений у дошкольников о труде

взрослых через сюжетно-ролевые игры.

Анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы:

у детей расширился круг знаний о профессиях;

дети научились называть профессии людей (мамы, папы,

познакомились с основными трудовыми действиями и инструментами

необходимыми для работы);

посредством прочтения стихов, загадок, пальчиковых игр был

расширен и активизирован словарь по теме;

дети стали использовать полученные знания в игровой деятельности,

правильно применять атрибуты и наряды;

в самостоятельной деятельности дети стали активнее вступать в

общение друг с другом;

у детей сформировалось положительное отношение к труду

взрослых.

Таким образом, использование сюжетно -ролевых игр в проектной

деятельности – наиболее доступный для детей способ переработки

полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, поскольку здесь ярко

проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его

эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Публикации по теме:

Введение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игрВведение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игр .

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольниковДидактические игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников На этой неделе ребята второй младшей группы "Жемчужинки" с помощью дидактических игр (изготовленных самими воспитателями) закрепляли темы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сюжетно-ролевых игр в проектной деятельности для формирования представлений дошкольников о мире профессий
Опубликовано: 9 апреля 2025 в 09:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сюжетно-ролевых игр в проектной деятельности для формирования представлений дошкольников о мире профессий» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Бондарева (УИ 3161995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД