Козлова Л Н
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Приключения с Магнитом»
Тема: «Приключения с магнитом»
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Расширение, уточнение и систематизация представлений детей о свойствах магнита, и овладение детьми основами исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о таких свойствах магнита, как: магнетизм, способность передавать металлическим предметам свои свойства, притягивать металлические предметы на расстоянии, действовать через препятствия.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Приключения с Магнитом“» размещена в разделах
Дать представление о существовании двух магнитных полюсов – Южном и Северном – и их влиянии на взаимодействие магнитов друг с другом.
Продолжать формировать умение самостоятельно принимать решение в экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатом этой проверки, делать обобщение.
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Детская цель: Исследовать свойства магнита.
Материалы и оборудование: коробка с перчаткой, магниты, скрепки; иголки, кусочки ткани, миски с водой; чашки, заполненные манкой; прозрачные стаканы с водой; картон, бумажные кораблики; рисунки-схемы; ИКТ.
Предварительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает).
Структура НОД:
I. Вводная часть.
а) сюрпризный момент – магнитная перчатка;
б) приглашение в научную лабораторию.
II. Основная часть.
а) опыт «Самодельный компас»;
б) опыт «Взаимодействие двух магнитов»;
в) физкультминутка «Магниты»;
г) опыт «Магнит-помощник»;
д) опыт «Магнит преграды не боится»;
е) опыт «Волшебные кораблики».
III. Заключительная часть.
а) завершение ремонта космического корабля и его отлет;
б) сюрпризный момент в виде подарка от инопланетян.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Воспитатель: Сегодня я принесла вот такую красивую коробочку, а в ней – перчатка (показывает детям). Это не простая перчатка, а волшебная. Сейчас я покажу, что она умеет делать (Подносит руку в перчатке к подносу со скрепками) Вот так чудо! Перчатка поймала все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло? Может кто-нибудь из вас может разгадать?
Дети: перчатка липкая, она магнитная…
Воспитатель: В моей перчатке спрятан магнит. Вот и весь секрет (снимает перчатку и показывает магнит). Какой магнит на ощупь?
Дети: Гладкий, холодный.
Воспитатель: На вес какой?
Дети: Тяжелый.
Воспитатель: Какой у магнита цвет?
Дети: Черный, темно-серый.
Воспитатель: Да, этот материал называется магнитом. Он тяжелый, гладкий, темно-серого или черного цвета. У него есть свойство притягивать железные предметы, и это свойство называется магнетизм.
Сегодня мы отправимся в удивительный мир магнита, чтобы познакомиться с его свойствами поближе.
1 слайд: Я предлагаю посетить нашу лабораторию. Сегодня я буду вашим старшим лаборантом-исследователем. А вы будете младшими лаборантами-исследователями.
Для начала мы с вами повторим правила работы в лаборатории:
Внимательно слушать инструкцию.
Четко выполнять указания.
Нельзя ни чего пробовать на вкус.
Аккуратно работать с материалом и оборудованием.
Будьте осторожны с острыми предметами. Не играйте с ними.
II. Основная часть
Воспитатель: Приглашаю вас подойти к столам. Я расскажу вам одну интересную сказку.
Сказка «Приключения с Магнитом» (автор Людмила Поцепун)
2 слайд: Однажды два брата капитана обнаружили необычный камень. Он лежал среди тысячи других вещей, и сначала был вроде как лишь тяжелее прочих. Но когда они приближали его к некоторым предметам, они чудесным образом липли к нему.
3 слайд: А потом, вдруг, ни с того ни с сего камень… заговорил.
4 слайд: Он рассказал, что был когда-то человеком, которого звали Магнитом. И обладал он необыкновенным свойством притягивать добрых людей и отталкивать людей со злыми помыслами.
5 слайд: Случилось так, что его полюбила красивая молодая, но злая колдунья Веера. Чтобы подойти к нему она даже пыталась делать добрые дела, но Магнит не обманешь, и она все равно отталкивалась от него и не могла приблизиться к нему даже на шаг – то расстояние, с которого она могла бы поменять его полюса, чтобы он стал притягивать плохое, а отталкивать хорошее.
6 слайд: После безуспешных попыток Веера разозлилась и превратила его в тяжелый и сильный камень. Но его притягательные и отталкивающие способности остались с ним, правда, лишь по отношению к железным предметам. Да и говорить он теперь мог далеко не со всеми.
7 слайд: Магнит рассказал братьям, что на одном острове у него есть клад, который ему очень хотелось бы вернуть. Чтобы его найти, нужно плыть строго на север.
8 слайд: - Но, как мы найдем, где Север? - спросил младший капитан. – Наш компас неисправен и находится в ремонте.
- Я укажу вам север, - спокойно сказал волшебный камень.
- Как?
Опыт №1 «Самодельный компас»
9 слайд: - Приготовьте чашку с водой, кусочек ткани и иголку. Теперь потрите острие иголки об одну мою сторону, а ушко – о другую. Воткните ее в ткань и положите на воду. Иголка покажет направление Юг-Север.
Воспитатель: Ребята, а кто догадался, почему у ваших магнитов один конец окрашен в красный цвет, а другой – в черно-синий. Как думаете, для чего это сделано? Что обозначают эти цвета?
Дети: Красный цвет – это тепло, а синий – холод.
Воспитатель: Красный цвет магнита означает его Южный магнитный полюс, а черно-синий – Северный магнитный полюс. А где еще мы можем встретить Северный и Южный магнитные полюса?
Дети: У нашей планеты Земля.
Вывод: У магнита, как и нашей планеты, есть два полюса – южный и северный. С помощью магнита можно определить направление Юг-Север. Магнит может ненадолго передавать свои свойства железным предметам, т. е. намагничивать их.
Опыт №2 «Взаимодействие двух магнитов»
Воспитатель: А давайте узнаем, как магниты взаимодействуют друг с другом. Что произойдет, если поднести два магнита друг к другу? Попробуйте соединить магниты друг с другом разными полюсами и одинаковыми полюсами.
Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся).
Вывод: Когда соединяем магниты разными полюсами, то магниты притягиваются; одноименными – отталкиваются.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лаборатории бывают перерывы. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Физминутка «Магниты»
Дети получают наклейки синего и красного цвета на футболки и начинают хаотично двигаться под музыку. Как только музыка прекращается, необходимо найти себе пару: «притянуться» разноименными полюсами. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: Продолжаем наши исследования.
10 слайд: Иголка указала капитанам правильный путь, и они поплыли к таинственному острову.
На берегу острова, среди камней и мусора, братья-капитаны увидели огромную пропасть с зыбучим песком. Она была очень большой и очень глубокой. Все, что в нее попадало, бесследно пропадало.
- Как же нам клад-то достать? - думали братья. - Слушай, Магнит, а твой клад тоже металлический?
- Да.
- Тогда, ты нам и поможешь!
Капитаны взяли Магнит и подняли его над пропастью, они водили им по всем сторонам, и вскоре собрали большую кучу его сокровищ.
Опыт №3 «Магнит-помощник»
Воспитатель: Вам необходимо достать «сокровища» (скрепки) из «зыбучего песка» (манка) с помощью магнита.
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы на расстоянии.
11 слайд: Вскоре капитанам попался огромный чан с водой, на дне которого виднелись сокровища. И снова Магнит помог достать их со дна.
Опыт № 4 «Магнит преграды не боится»
Воспитатель: В стакане с водой лежит скрепка. Нужно достать ее из стакана, не замочив ни рук, ни магнита.
Вывод: Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх. Магнит может притягивать металлические предметы через воду и стенку стакана.
12 слайд: Довольные братья загрузили сокровища на свой корабль. Но на море установился штиль. Не было ни намека на дуновение ветра. И тут снова магнит помог им. Он нырнул под воду и поплыл. А корабль, нагруженный его металлическими сокровищами, послушно поплыл вслед за ним.
Опыт №5 «Волшебные кораблики»
Воспитатель: Давайте поиграем. Возьмите лист картона синего цвета. Это будет «море». На бумажный кораблик мы загрузим «сокровища» (скрепки). Проводим магнитом под «морем». Кораблик со скрепками послушно «плывет» за ним по картонному морю.
Вывод: Магнит может действовать через картон.
13 слайд: Так сокровища Магнита с помощью его удивительных свойств и храбрости двух капитанов вернулись в его железные владения.
14 слайд: С тех пор Магнит в благодарность стал верой и правдой служить людям.
III. Заключительная часть
Итог опытно-экспериментальной деятельности
15 слайд: Воспитатель: На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:
- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом.)
- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические.)
- Какие свойства магнита вы запомнили? (Магнит обладает магнетизмом - притягивает металлические предметы. У магнита есть два полюса – Северный и Южный; под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами; с помощью магнита и иголки можно сделать компас; магнит может притягивать металлические предметы на расстоянии; магнит действует через препятствие – картон, стакан, воду.)
- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты? (Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами.)
- А где еще используются магниты? (В медицине, в различных приборах, в поиске металлических предметов, в строительстве.)
Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им помогает.
Воспитатель: Вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо за вашу научную работу.