Людмила Миронычева
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Мой родной город» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с родным городом, расширять и углублять представления о жизни города, его достопримечательностях, людях, прославивших его.
- Используя разнообразные словесные, практические и наглядные приемы, поддерживать интерес и желание узнавать историю родного города.
- Воспитывать гордость за город, в котором живешь, уважение к его истории.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „Мой родной город“ (часть 1)» размещена в разделах
Звучит классическая музыка.
Воспитатель читает стихотворение о Родине:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Всё, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
I часть.
Вос. – Как называется наша Родина?
Давайте вспомним пословицы о Родине. (Дети отвечают)
(Это задание состоит из двух частей.
1 ч. – дети называют пословицы, кто какую помнит
2 ч. – вос-ль называет первую половину пословицы, дети договаривают
На карточке – 6-8 пословиц.)
Например:
- За край свой насмерть стой.
- Где родился, там и сгодился.
- Дома и стены помогают.
- Всякому зерну своя борозда.
- Всякому мила своя сторона.
- Много на свете разных земель, а лучше родной нет никакой.
- На своей Родине каждое дерево улыбается.
- Человек без Родины – соловей без песни.
II часть.
Вос. – А сейчас мы с вами отправимся в небольшое видеопутешествие.
(Включается телевизор, и демонстрируются кадры о Ярославле. В конце просмотра дети не называют город.)
Вос. – А вот где мы с вами побывали в видеопутешествии, нам помогут определить воздушные шарики.
(Если кто-то из детей назовет город заранее вслух, то воспитатель говорит: «А вот по этому поводу у меня для вас есть воздушные шарики.)
Вос. – И вот что нужно сделать: посмотрите, каждый шарик обозначен своей цифрой, и на шарике прикреплена буква, возьмите каждый по шарику за веревочку, а кому не хватило – подойдите ко мне, вы будете главными экспертами вместе со мной. А все остальные – встаньте по порядку номеров шариков от 1 до 9. (1ый-слева)
Вос. – А вы, эксперты, должны прочитать по буквам что же получилось.
(читают «Ярославль»)
Вос. – Сейчас мы это проверим. (Сережа, бери первый, а ты, Катя – девятый шарик. Вставайте на их место, а вы, ребята идите ко мне, читайте что получилось… А теперь вы берите третий и седьмой, а вы, ребята, идите ко мне и прочитайте слово)
Вос. – Да, вы совершенно правильно на видеокадрах узнали наш родной город.
Вос. – А вы знаете, что Ярославль можно назвать не только родным городом, но как - то и по - иному? Может кто-то подскажет или поможет мне.
(Верно, Саша, Ярославль – это наша малая Родина. (Если дети молчат, то спросить: «А можно Ярославль назвать нашей с вами малой Родиной.)
Вос. – А почему мы Ярославль можем назвать малой Родиной?
Вос. – Да, потому что мы здесь родились.
Чтение детьми стихотворений о малой Родине:
1. Малая Родина – островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая, малая Родина моя!
2. Там, где сладко пахнет смородиной,
Там, где дом и родная семья –
Это всё называется Родина,
Дорогая, родная земля!
Даже солнце здесь светит теплее,
И ромашки красивей цветут.
И горжусь я землею своею –
Здесь хорошие люди живут…
III часть.
Вос. – Как вы думаете, можно наш город назвать древним или старинным городом? А
почему вы так решили?
Вос. – У нашего города был юбилей.
Сколько лет исполнилось нашему городу? (1000 лет.)
Вос. – Да, 1000 лет – это много, поэтому я с вами согласна, что наш город можно назвать старинным и древним городом. А значит, он возник очень давно.
Вос. – Но вот интересно, почему же наш Ярославль назвали Ярославлем.
Вос. – Был на Руси много-много лет назад князь Ярослав Мудрый. И вот, что однажды с ним произошло. (Дети подходят к компьютеру, на нем – картинки о Ярославе Мудром.)
1 картинка – чтение воспитателем четверостишия:
«Князь Ярослав как-то встал на заре,
Тотчас дружину собрал во дворе
И вместе с нею отправился в путь,
Чтоб на окрестность родную взглянуть».
«Князь всюду стал с интересом глядеть.
Видит: идет из оврага медведь.
2 картинка –
Зверь лапы поднял и когти разжал,
Страшно ревел, разорвать угрожал».
«Тут Ярослав вышел смело на бой,
Ловко секирой владел и собой,
Страшного зверя легко уложил.
3 картинка -
Город на месте том он заложил».
(Не град, конечно, городок : деревня, церковь и садок,
4 картинка -
И, защищавшая его, из бревен крепость – вот и все)
…И смелый князь его срубил, он Ярославом Мудрым был,
И в честь себя назвал тот град, и этому был очень рад.
5 картинка -
Вос. – Вот каким был город, который возвели по велению
Ярослава Мудрого: маленький, деревянный и
окруженный бревенчатой стеной.
«Этим событиям тысяча лет,
Нынче о городе знает весь свет.
Бережно факты легенда хранит,
Нам о былых временах говорит».
Вос. – У каждого города есть свой отличительный знак.
Как он называется? ( Ответы детей: герб).
Вос. – Совершенно верно. У многих городов есть свой герб.
Я хочу вам предложить такое задание: (дети подходят к столу)
Игра «Разрезные картинки»
(В конвертах по количеству детей гербы разных городов, один из них – герб Ярославля.)
- Вам нужно сложить части так, чтобы получился герб какого-либо города.
Возьмите каждый по конвертику, вынимайте то, что там лежит и составляйте.
Вос. – Сколько разных гербов вы собрали!
Давайте посмотрим внимательно и найдем среди них герб нашего города.
Вос. – Как ты догадался, что это герб нашего города?
( ответ: потому что на гербе изображен медведь)
Вос. – Как вы думаете, почему на гербе Ярославля изображен медведь?
Вос. – (обобщение) Ярослав Мудрый сразился с медведем и победил его. В честь этой победы решили медведя изобразить на гербе, а так как Ярослав Мудрый поразил медведя секирой, то и секира так же изображена на гербе.
Вос. – Посмотрите дети, а нет ли среди всех гербов похожего чем-то на герб нашего города. (Дети находят, обратить внимание на герб Рыбинска)
Вос. – Давайте посмотрим на доску и сравним их. Чем же похож герб нашего города вот с этим гербом?
Ответы детей: Оба герба в форме щита. На обоих гербах есть медведь. На гербе Ярославля медведь во весь рост, а на другом гербе только половина медведя. На гербе Ярославля кроме медведя ничего нет, а на другом гербе изображены лестницы и рыбы.
Вос. – Вот этот герб – герб города Рыбинска. Как вы думаете, почему на гербе другого города изображен медведь, такой же как на нашем гербе, хоть и не во весь рост, но всё-таки медведь? Так почему?
Вос. – (Обобщение) Потому что город Рыбинск – это город Ярославского края. В Ярославском крае несколько городов – это и Рыбинск, и Ростов, и Углич. Но Ярославль является главным городом Ярославского края.
IV часть.
Вос. – Давайте теперь поиграем вот в какую игру.
Игра называется «Скажи какой».
Нужно сказать какой наш Ярославль, подобрать слово.
(красивый, большой, старинный, спортивный, богатый, храбрый, сильный, зеленый, величественный, любимый)
Вос. – Ребята, посмотрите, пожалуйста, вот на этот стол.
На этом столе находятся фотографии нашего с вами города.
Но почему же они разные?
Одни цветные, а другие нецветные. … Всмотритесь в них.
Вос. – (Обобщение) На черно-белых фотографиях наш город сфотографирован более, чем 100 лет назад.
Возьмите по одной старинной фотографии (1 на 2 чел., внимательно ее рассмотрите и найдите на современных цветных фотографиях ту же самую улицу или здание. (цветных фотогр. должно быть больше, чем черно-белых. Не менее 8 шт.).
Вос. – Покажите свой выбор, и если вы узнали – назовите улицу или здание.
(Воспитатель помогает правильно определить улицу, назвать ее, показывая на современную фотографию. Называет улицу так, как она называлась ранее, показывая на старинную фотографию.)
Восп. – Давайте еще раз полюбуемся на наш красивый, старинный город
Включается видеозапись с кадрами города / продолжение, с которого начиналось занятие/