Ольга Барсукова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада «Волшебный мир дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать представления детей о дереве, его качествах и свойствах.
Задачи:
- Учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева с помощью экспериментальных действий.
-Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования.
-Воспитывать бережное отношение к природе, экологическое сознание.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада „Волшебный мир дерева“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Оборудование: пилка, гвоздь, деревянная доска; емкость с водой, лупа; колокольчик, шарик, конверт с письмом, спички для воспитателя.
Демонстрационный материал: иллюстрации и картинки на тему «Деревья».
Раздаточный материал: небольшие срезы дерева на каждого; краски и кисточки.
Предварительная работа: а) наблюдение на прогулке за деревьями;
б) в совместной деятельности : отгадывание загадок, ребусов о деревьях,
рассматривание энциклопедии.
Виды детской деятельности : исследовательская, игровая.
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком:
Воспитатель:
Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Воспитатель: Ребята, а где растут деревья?
Дети: В лесу, на улице, на участке, в поле.
Воспитатель: Хорошо, а как узнать название деревьев?
Дети: По стволу, по форме листьев.
Воспитатель: Начинается разминка!
Отвечайте чётко, ясно,
Чтобы было всем понятно.
Рассматривание картинок «Лиственные деревья».
Воспитатель: Какое это дерево? Как можно назвать эти деревья? А почему мы их так называем?
А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру «Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
Молодцы! Правильно
Рассматривание иллюстраций «Плодовые деревья».
Воспитатель: Какие это деревья?
Дети: Плодовые, от слова «Плод». Или их еще называют фруктовые.
Воспитатель: Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?
Дети: Деревья очищают воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день.
Воспитатель: Какие предметы изготавливают из дерева?
Дети: Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.
Воспитатель: Как называется профессия людей, которым для работы необходим материал-дерево?
Дети: Плотник.
Воспитатель: Закройте глазки и повторяйте за мной: 1,2,3 – волшебство скорей приди!
Влетает шарик, ни нитке письмо. Воспитатель – ловит шарик, удивляется.
Воспитатель: Ух ты, что это? Давайте его прочтем.
Воспитатель читает: «Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Что делать? Ребята, помогите найти решение. Мальвина».
Дети высказывают предположения. Если кто-либо не высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет, то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы.
Воспитатель: «Как переплыть реку, если не умеешь плавать?».
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.
Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.
Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить.
Воспитатель: А как нам проверить тонет ли предмет из дерева?
Дети: Провести опыт, эксперимент.
Воспитатель: Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.
Воспитатель: А что необходимо для опыта?
Дети берут деревянные предметы, наливают в тазики воду и проводят эксперимент.
Воспитатель: Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).
Воспитатель: Что же мы посоветуем Буратино?
Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.
Воспитатель: Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали?
Дети: Дерево не тонет в воде.
Воспитатель: Мы с вами оставим в воде свои срезы дерева и в конце нашего занятия мы посмотрим, изменилось что-то или нет. Ребята, а давайте представим себя деревьями.
Проводится физкультминутка.
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся на коврик)
Воспитатель: А сейчас я хочу вновь вас пригласить в нашу лабораторию. Возьмите в руки брусок, закройте один глаз и попробуйте рассмотреть сквозь него, что вы заметили? Какой вывод сделаем? (Дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок)
А теперь скажите, какая поверхность у деревянного бруска?
Дети: Шероховатая или гладкая.
Воспитатель: Проведите гвоздиком по поверхности дерева. Что осталось на дереве? (отпечаток, отметка).
Воспитатель: А как можно узнать возраст дерева? (По кольцам на срезе). Правильно, возраст дерева можно узнать по количеству колец на пеньке. Два соседних кольца: темное и светлое, соответствует одному году роста.
Воспитатель: Дети, у вас на столе лежат спилы дерева. Возьмите лупу и давайте посчитаем, сколько лет было дереву?
Воспитатель: Как узнать поддается ли дерево обработке : его можно пилить? Давайте с вами проверим.
Но сначала вспомните о безопасном использовании остро-режущих инструментов. Держать инструмент нужно за ручку. Размахивать инструментом нельзя. Этот опыт проведут нам мальчики: Даня и Ваня, а девочки посмотрят. Возьмите пилку, левой рукой придерживайте деревянный брусок, а правой попробуйте пилить. Ваня, ты какие движения пилой будешь делать: вперед-назад или вправо-влево? (Вперед-назад.) А ты, Даня? Верно, молодцы. Работайте. (Дети пилят) Кто уже знает ответ на этот вопрос: можно ли пилить дерево? Маша! (Дерево можно пилить.)
Воспитатель: Проблемный вопрос: если дерево можно пилить, можно ли его рубить топором? (Да). Верно. В деревнях печь топят дровами, которые рубят чем? Топором!
Воспитатель: Сделаем вывод: какими еще свойствами обладает материал «дерево»?
Дети: Дерево можно пилить и рубить.
Воспитатель: А из чего сделаны спички? (Из дерева). Следующий опыт проведу я, а вы сделайте вывод: каким еще свойством обладает дерево. (Воспитатель поджигает спичку и показывает, как быстро сгорает дерево.)
Воспитатель: Кто назовет еще одно свойство дерева?
Дети: Дерево горит.
Показать знак:
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что означает этот знак?
Дети: Нельзя играть со спичками.
Воспитатель: У вас на столе лежат краски и кисти и деревянные бруски. Как вы считаете можно ли покрасить предметы из дерева? (Можно)
Воспитатель: Давайте попробуем покрасить брусок. Цвет краски выберите сами. Скажите, ребята, хорошо окрашивается? (Да)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что у нас случилось с брусочком, который остался лежать в воде?
Дети: Намок, стал сырой, впитывает воду.
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Дети: Поглощает влагу и от этого меняется в размере.
Воспитатель: Вы исследовали свойства дерева глазами и руками. А теперь пусть ваши носики поработают. Поиграем в игру «Отличи по запаху дерево от пластмассы» Закройте глаза. Молодцы, ребята. Хорошее у вас обоняние. Запах дерева знаете.
Рефлексия.
Воспитатель: Какие свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?
Дети: Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах, хорошо горит, на нем остаются следы от острых предметов.
Воспитатель: А теперь скажите, зачем людям знать свойства материала?
Дети: Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны.
- Мы с вами играли, проводили опыты, а теперь давайте оценим вашу активность, правильность ответов, вашу правильную речь:
- кто отлично работал – покажет ладошку«5»
- кто хорошо работал, но делал некоторые ошибки - покажет кружок «Хорошо!»
- кто только слушал, но не отвечал – покажет знак «Руки накрест»- «Нет»
И так, подумайте. Начали!
Воспитатель: Интересно вам знать всё о деревьях? (Да)
Кто хочет дома, вместе с родителями, сочинить сказку или стихотворение о каком–либо дереве? Кто хочет слепить разные деревья? Кто хочет сделать макет деревьев из картона или бисера? Кто хочет найти историю любого дерева, собрать информацию и вместе с родителями выступить в саду перед ребятами. Много желающих. Тогда я предлагаю провести праздник: «Какие они, деревья?» Согласны? Готовьтесь. А сегодня спасибо всем за участие.
Используемая литература.
1. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного возраста в детском саду.
4. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста.